Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество19 июня 2011 22:00

Сектанты лечили людей от рака... соленым чаем

Почему религиозное движение «Алля-Аят», созданное и запрещенное в Казахстане, прочно обосновалось в России? [видео]

Иконы и лекарства - на помойку

…Семью Тамары Ивачевой в новосибирском Академгородке знают и уважают. Муж - известный архитектор, строит на свои деньги церковь, дочка перебралась в Америку, живет в счастливом браке, вся родня - сплошь состоятельные и успешные люди. И только с сестрой три года назад случилась беда. 57-летняя Галина умерла, попав в секту под странным названием «Алля-Аят».

Сектанты умеют все поставить с ног на голову (на архивном фото - занятия в секте «Аум Синрикё», которую в отличие от «Алля-Аят» сумели запретить в России).

Сектанты умеют все поставить с ног на голову (на архивном фото - занятия в секте «Аум Синрикё», которую в отличие от «Алля-Аят» сумели запретить в России).

- Диагноз свой - «рак желудка» - она от нас скрывала. Как и то, что оказалась у сектантов. А когда мы заметили, что с Галей происходит что-то странное, было поздно, - рассказывает Тамара Ивачева, разглядывая черно-белые фото своей умершей сестры. На снимках Галине не больше 30. - Более поздних нет - с возрастом она разлюбила фотографироваться.

Первый тревожный звоночек прозвучал весной 2008-го. Галина вдруг собрала в мешок все иконы, которых было очень много в ее двухкомнатной квартире (она жила одна). Позвонила сестре: «Хочу избавиться от образов, заберешь?»

- Я сильно удивилась. У Гали были старинные дорогие иконы, она ими очень дорожила, - вспоминает Тамара. - Прихожу к ней. По всему дому лежат журналы со странным названием «Звезда Селенной» (в последнем слове нет опечатки, оно придумано основателем секты и обозначает некую «область Чистого Сознания». - Ред.). Галя берет журнал и начинает бубнить какую-то галиматью из цифр и странных слов…

Мало того, Галя, которая с молодости болела диабетом, а с возрастом стала страдать от гипертонии, решила избавиться и от лекарств. Сложила все таблетки и микстуры в картонный ящик и оттащила к двери - на выброс.

- Это мне тоже теперь не нужно, - объяснила Галина и снова начала декламировать абракадабру из журнала.

А потом предложила сестре чай. С молоком и... солью. Тамара отказалась. Ушла от сестры, ничего не понимая. Точнее, понимая: Галя попала в секту, никаких сомнений. Родственники с тех пор почти каждый день мотались к ней, уговаривая принять лекарства и выбросить странные журналы. Та - в штыки: «Вы на иконы молитесь, а я журналы читаю, я взрослый человек, и это мой выбор».

Тамара Ивачева пыталась образумить сестру…

Тамара Ивачева пыталась образумить сестру…

Приятный рецептик

В секту «Алля-Аят» Галину, как оказалось, привела одноклассница. Заманила обещанием, что все ее болячки и гипертонию вылечить проще простого - надо прочесть десять журналов в определенном порядке. В перерывах между чтениями «Звезды Селенной» нужно пить соленый чай и смотреть на солнце, получая от него «божественную энергию». Вот, собственно, и весь рецептик. Простой и приятный.

- С каждым днем Гале становилось все хуже, - говорит Тамара. - Вскоре не могла даже подняться с дивана. Тогда мы насильно положили сестру в больницу на обследование, где ей поставили диагноз «рак желудка».

Сектанты тут как тут. Узнав, что Галину выписали из больницы со страшным диагнозом, они кинулись ее «спасать». Каждые день человек пять приходили к ней домой, обступали кровать, водили над больной руками и хором читали журналы. Не бесплатно, что характерно. За каждый визит Галина выдавала по 200 рублей каждому - вроде как на проезд. Плюс 70 рублей за каждый «волшебный» журнал.

...но Галя упрямо выносила из дома иконы, выбрасывала лекарства.

...но Галя упрямо выносила из дома иконы, выбрасывала лекарства.

В сентябре 2008-го Галины не стало.

- За несколько дней до смерти она мне сказала: «Беги за батюшкой, согрешила я, поверила шарлатанам», - вспоминает Тамара Ивачева. - Ее исповедовали, причастили.

Только спустя три года, узнав из "Комсомолки", что оперативники ищут пострадавших от секты, Ивачева отправилась в милицию. А там - еще 7 таких же заявлений. Адепты секты погибали от рака, от СПИДа. Ну, допустим, они считали, что обречены, и находили в секте некий душевный покой. Но были и другие случаи. Например, 26-летняя Елена Филатова, у которой была киста яичника, могла бы жить да жить, если бы согласилась на операцию, а не пила сутками соленый чай и не читала журнальную тарабарщину, надеясь на чудо.

Но его не случилось.

Дела рассыпались

Теперь пора задать банальный вопрос: куда же столько лет смотрели милиция, прокуратура? Ведь они прекрасно знали о существовании секты - несколько лет к ним шли родственники, у которых близкие погибли из-за «Аята».

С одним из оперативников, ведущим дело аятовцев, мы встретились в его машине. Фамилию просил не называть.

- Конечно, мы знали про секту! - кипятится опер. - Мы пытались возбудить уголовное дело по статье «организация объединения, посягающего на личность и права граждан». Но в вышестоящей инстанции материалы забраковали: мол, люди сами идут в эту секту, никто их силком не тащит. Ну да. Но делать что-то надо! Есть статья «возбуждение ненависти и вражды по отношению к социальной группе». Ведь аято­вцы клеймят врачей - мол, те убивают людей лекарствами. Но и для этой статьи, по мнению Следственного комитета по Новосибирской области, не было явных оснований. Ладно! Мы решили зацепиться за статью «оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности»... Но и тут облом. Целительство (а у каждого участника секты была грамота целителя) - это не медицинская услуга. Да и нет по каждому случаю гибели заключения врачей, где было бы написано, сколько именно мог прожить человек, если бы не отказался от лекарств. Чувствуешь, какой тупик?

- И вы плюнули на это дело...

- Не-ет! Мы решили делать то, что в нашей компетенции. Например, одна из последовательниц «Аята» принимала людей у себя на дому, брала за это деньги и обещала их вылечить. Эту гражданку мы оштрафовали на 1500 рублей по административной статье «незаконная медицинская деятельность»… А потом возбудили дело по статье «мошенничество» и решили привлечь по ней лидера движения Валерия Мильштейна. Помогал в этом созданный в конце 2010-го центр «Э» (это центр по борьбе с экстремизмом, в ведении которого - и опасные секты. - Ред.) при ГУВД по Новосибирской области.

В СК по Новосибирской области дали скупой комментарий: да, мол, в сентябре 2010-го получили от милиции материалы насчет организации «Алля-Аят», проводится проверка.

- Решение о возбуждении уголовного дела пока не принято. Работа будет продолжаться, пока у следователей не будет достаточно законных оснований возбудить дело, - сказали нам в Следственном комитете по Новосибирской области.

Фархат Абдуллаев, основатель секты, умер в 70 лет от болезней. «Волшебные» журналы не помогли ему исцелиться.

Фархат Абдуллаев, основатель секты, умер в 70 лет от болезней. «Волшебные» журналы не помогли ему исцелиться.

Смерть Создателя

Вопрос: откуда же в Сибири взялась секта со странным восточным названием? Из Казахстана. Ее организовал еще в 90-х годах прошлого века некий Фархат Абдуллаев (см. «Из досье «КП»). Освоив «казахские степи», секта двинулась в Россию. Известны как минимум пять ее крупных филиалов - в Новосибирске, Москве, Омске, Оренбурге, Уфе. Дошли аятовцы даже до Украины и Польши - там тоже люди увлеченно избавляются от лекарств, а вместо них запасаются журналами «Звезда Селенной». Купить надо десять номеров, но лечебными будут только 8-й и 10?й - такой вот маркетинг! Лечебные номера нужно прикладывать к груди страницей с изображением Фархата (для мужчин) или страницей с изображением его жены Нины (для женщин).

Я нашла одного-единствен-ного адепта этой секты, который согласился поговорить с журналистом. Ренат - чиновник из Башкирии, довольно солидный. В силу журналов верит истово.

- И чего ж ваш Фархат умер тогда от болезней в 70 лет? - спрашиваю его.

- Какое-то время он был человеком, то есть в нем присутствовала энергия Создателя, которая показала выход из тупика человечеству, - как по писаному отвечает чиновник. - Но программа человека закончилась, и он перешел в другое измерение.

С Ренатом мы познакомились после того, как на нашем сайте опубликовали заметку об аресте Валерия Мильштейна в Новосибирске. Чиновник написал гневный отклик к статье, оставив адрес своей электронной почты, так у нас и завязалась переписка. Правда, в заметке он попросил его фамилию не называть - все-таки на государственной службе. Если с работы погонят, никакие журнальчики не помогут.

Но вернемся к Фархату, вернее, к тому, что произошло в «Аяте» после его смерти. Идеологом движения стал новосибирец Валерий Мильштейн, он же - издатель и автор «волшебных» журналов, которые должны лечить стойкие ряды сектантов от всех болезней. (Это в Новосибирске, где печатались журналы, они стоили в районе 70 рублей, а в других городах за это бумажное «лекарство» выкладывают по несколько сотен.)

59-летний бывший уголовник (Мильштейн трижды сидел - за грабеж, разбой и групповое изнасилование) неплохо поднялся на «журнальном исцелении». Нигде не работающий, кроме как в «Аяте», сибиряк отстроил себе трехэтажный коттедж, где поселился с молодой женой, и только за этот год купил два джипа.

«Чистое знание»

- С 2007 года Мильштейн заработал на больных больше 500 тысяч рублей, - рассказывает Павел Золотухин, замначальника центра «Э» ГУВД по Новосибирской области. Это если подсчитывать деньги, потраченные только теми погибшими, чьи родственники написали заявления.

Впрочем... свой журнал тиражом примерно 2000 экземпляров Мильштейн выпускал вполне официально - на издание «Звезды Селенной» у него была лицензия. А там написано: примерная тематика издания - обсуждение проблем методики оздоровления по системе «Аят - жизнь без лекарств и болезней». То есть чиновники, выдавшие свидетельство о регистрации СМИ Мильштейну, прекрасно понимали, о чем идет речь: «Звезда» пропагандирует отказ от медицинской помощи…

- Но у нас нет претензий к прежнему министерству печати, которое в 2002 году выдало лицензию, - объясняют оперативники. - Ведь с точки зрения закона у человека есть право на медпомощь, а от этого права он... вправе отказаться.

Благодаря этой казуистике сектанты могли годами свободно собираться в одном из дворцов культуры в центре Новосибирска. Мильштейн дважды в месяц арендовал зал на полтысячи человек, отдавая более 10 тысяч рублей за час.

- Собирались они 1-го и 18-го числа каждого месяца, - вздыхает директор Дворца культуры Алла Шершнева. - Я о них милиции сразу же рассказала, выгнать хотела. Но оперативники просили принять их, чтобы потом «за этими сектантами по всей области не гоняться». А тут они были, считай, у них под негласным наблюдением. Опера к ним даже под видом адептов ходили.

На одном из собраний 1 июня оперативники и арестовали Мильштейна - но вскоре отпустили под подписку о невыезде.

Я пыталась найти «гуру», несколько дней просидев «в засаде» около его трехэтажного коттеджа на окраине Новосибирска. Он был дома, его новенький голубой джип стоял припаркованным у открытых железных ворот. Только не вышел ко мне издатель «волшебных» журналов. И на телефонные звонки не отвечал.

- Да нормальный мужик с виду, - стоя в дверях своей одноэтажной хибары, рассказывает сосед Анатолий. - Никогда нам журналов никаких не приносил. А может, и не он это? А если б я узнал, что сектант, то за себя не ручаюсь - сколько их тут развелось!

Это правда. Тоталитарные секты любят Сибирь. А что, тут им все условия. Новосибирск - третий по численности город в России, рядом - Алтай, куда большинство сектантов ездят каждый год в поисках Шамбалы и ворот в рай... Плюс у самих новосибирцев доходы по сравнению с другими провинциальными городами очень даже хорошие. Наконец, в столице Сибири нет почти ни одной официальной структуры, которая боролась бы с этим мракобесием. Ну разве что Центр по вопросам сектантства при главном соборе Александра Невского на каждую «Шамбалу», «Аят» и прочие странности собирает досье, а потом выпускает книжки «Осторожно! Тоталитарные секты Новосибирска».

- Если говорить об успехе «Аята», то секта наживается именно за счет больных людей, которые, чтобы избавиться от недуга, готовы на все, - рассказывает Олег Заев, руководитель Центра по вопросам сектантства. - То есть клиенты у «Аята» и подобных целителей всегда будут. На какое-то время больные, воодушевленные идеей спасения, даже начинают чувствовать улучшение. Только вот болезнь от этого не уходит - наоборот, запускается так, что официальная медицина уже помочь не в силах… Но доказать это официальным путем и прикрыть организацию, как видите, с нашими законами более чем проблематично.

Но все-таки возможно, как показывает практика. Только ведь лучше раньше, чем позже.

Новый «гуру» «Алля-Аят» Валерий Мильштейн отстроил себе трехэтажный коттедж в пригороде Новосибирска.

Новый «гуру» «Алля-Аят» Валерий Мильштейн отстроил себе трехэтажный коттедж в пригороде Новосибирска.

ЗВОНОК СПЕЦИАЛИСТУ

Председатель экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Дворкин:

- Секта - это авторитарная организация, смысл существования которой - власть и деньги. Для нее характерен ряд свойств: манипуляция сознанием адептов, контроль всех аспектов их жизни, обожествление лидера и самой организации. В секту сам никто не приходит, туда приводят. И в основном попадают туда люди с жизненными проблемами.

В России, к счастью, есть примеры, когда по решению суда подобные организации ликвидировались. Прецедентом стала основанная в Японии псевдобуддистская секта «Аум Синрикё». После совершенного ее членами в 1995 году теракта в токийском метро ее деятельность в России запретили. В 2009 году в Омске за экстремистские идеи расового превосходства «славяно-ариев» и использование символа свастики-коловрата закрыли так называемую Древнерусскую церковь православных староверов-инглингов. Ее лидер Александр Хиневич был приговорен к полутора годам тюрьмы условно.

Еще с 2007 года по России было ликвидировано около 20 сайентологических организаций - ряд лидеров были осуждены за незаконную предпринимательскую деятельность. Закрыт московский офис «Свидетелей Иеговы». А 8 июня этого года Верховный суд РФ ликвидировал псевдорелигиозную организацию «Преображение России». Прикрываясь реабилитацией наркоманов и осужденных, она отбирала у тех документы, устраивала на работу, а зарплаты организаторы забирали себе.

Записала Екатерина РОЖАЕВА.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Колхозный шофер Фархат и его «формула жизни»

Созданную в Казахстане секту «Алля-Аят» официально объявили вне закона еще в декабре 2008 года. Межрайонный экономический суд Алматы запретил распространение учения и пропаганду лечения людей по методу Фархат-ата после того, как несколько десятков сектантов попали в психиатрические клиники, а некоторые пытались совершить самосожжение.

Просуществовала секта в Казахстане аж 18 лет. В 1990 году 53-летний колхозный шофер Фархат Абдуллаев из поселка Чунджа под Алма?Атой почувствовал себя посланцем внеземных сил и объявил, что к нему пришла «формула жизни». Причем не откуда-нибудь, а прямиком с Солнца... Фархат-ата обещал излечение от всех болезней, в том числе от онкологии и СПИДа. К нему в поселок хлынули толпы - из Казахстана, России, Китая и даже Ирана. Метод был незамысловатым и эффектным: нужно было произносить «формулу жизни» (бессмысленный набор звуков), проникаться исцеляющей силой лучей солнца, подолгу глядя на него (!), и пить в течение дня «эткен-чай», который заваривается с молоком и солью. Обращаться к врачам было строжайше запрещено.

С 2002 года Абдуллаев изрядно устал работать с толпами больных людей и решил свой метод модернизировать - стал выпускать «целебные» журналы. Печатались они в Новосибирске - поэтому именно там после запрещения в Казахстане возникнет новый очаг мракобесия.

Наталья СОКОЛОВА («КП» - Алматы»)