Премия Рунета-2020
Новосибирск
+7°
Boom metrics
Общество26 ноября 2010 22:00

Как новосибирский трамвай открывал мост через Обь

Мы поздравляем с днем рождения новосибирский трамвай, которому исполнилось 76 лет!

Ноябрь - месяц, урожайный на знаменательные даты в жизни Новосибирска. Именно в последнем месяце осени в разные годы были открыты монумент Славы, Димитровский мост, пущен первый в городе троллейбус. Однако у работников электротранспорта в ноябре сразу два повода поздравить друг друга, ведь в канун зимы в Новосибирске было открыто и трамвайное движение. Случилось это 26 ноября 1934 года, и сегодня наш выпуск посвящен имениннику - новосибирскому трамваю.

Идея 20-летней «выдержки»

Вообще, трамвай в будущей столице Сибири мог появиться еще до революции. В 1914 году томскому губернатору был представлен проект А. Г. Громадского, компаньона первого русского Восточно-Сибирского общества электротехнических трамваев. Амбициозный господин предлагал трамвайную линию в 6 верст, а проходить она должна была по нынешним улице Ленина, Красному проспекту и улице Большевистской. В самом Новониколаевске проект приняли на ура, а вот губернские власти его завернули. На темпы развития молодого города соседи уже тогда поглядывали с опаской… Тем не менее Громадскому удалось отстоять свой проект, и в 1916 году он все-таки получил добро. Но здесь уже помешала Первая мировая война, а затем и революция с Гражданской войной. На долгие годы всем стало не до развития транспорта.

И только в 1931 году постановлением президиума Новосибирского горсовета от 9 августа было решено - трамваю быть! Прокладка первой линии началась от вокзала Новосибирск-Главный через Ипподромскую площадь (Центральный рынок) в центр (площадь Ленина). Кстати, первая рабочая площадка расположилась напротив рынка, там, где впоследствии был зоопарк. Другая линия протянулась к будущему заводу имени Чкалова. От подготовки проекта до укладки последней шпалы прошло три года. В 1934 году Новосибирск наконец был готов встретить диковинный по тем временам транспорт - трамвай.

А вы узнали на этой фотографии начало улицы Станиславского?

А вы узнали на этой фотографии начало улицы Станиславского?

6000 человек на 4 километра

- Пустить трамвай хотели к 7 ноября, но это не получилось по техническим причинам - не был готов ртутный выпрямитель, - рассказывает Людмила Чиркова, директор Музея ГЭТ. - Только к концу ноября все-таки удалось получить преобразованный постоянный ток, затем устранили дефекты пути, и к 26 ноября все было готово.

Несмотря на холод, тысячи новосибирцев пришли в тот день на главную площадь города уже ранним утром. И вот в 11.00 на остановку «Центр» приехал первый трамвайный поезд - три желто-красных вагона серий Х и М. Их корпуса были фанерными, дверей не было, скорость не превышала 7 км/ч, но это никого не волновало - всем хотелось стать первыми пассажирами трамвая. Одна из первых вагоновожатых Анна Забелина потом вспоминала, что по окончании исторического рейса люди бросились поздравлять, обнимать, целовать ее… Трамваи в тот день ходили до поздней ночи и перевезли 5945 новосибирцев!

При этом первая линия составляла всего 4,2 километра. Кстати, проходила она по тем местам, где рельсы лежат и сейчас - отрезок путей трамвая № 13 между улицами Гоголя и Орджоникидзе является преемником тех самых первых путей. Ну а в 1934 году интерес горожан к трамваям не иссякал, и до Нового года были перевезены 531 тысяча пассажиров, притом что численность населения не превышала 400 тысяч. Тогда Новосибирск обслуживали 130 электротранспортников и всего 14 вагонов.

Рельсы войны

Трамвай рос не по дням, а по часам - в 1935 году построили трамвайное депо на проспекте Дзержинского, линии дотянулись до заводов «Труд» и им. Чкалова. К концу 1935 года общая их протяженность составила уже 18 километров. В 1940 году в Новосибирске было 60 вагонов, 24 километра путей и семь маршрутов. А 30 апреля 1941 года трамвай начал ходить на левом берегу города - это был кольцевой маршрут А, в народе его прозвали «Аннушкой». Он пролегал по нынешним улицам Титова, Троллейной, Широкой, Станиславского, мимо вокзала Новосибирск-Западный. А потом началась война…

- Трамвай превратился из городского в стратегический вид транспорта, - говорит Людмила Чиркова. - Он не только доставлял сотни рабочих к заводам и фабрикам, но и перевозил продукты, материалы, комплектующие для фронтовой продукции. Работа шла на пределе сил и в основном легла на женские плечи - практически все мужчины отправились на фронт.

А сами вагоны оставались далекими от совершенства. Всякая зима для электротранспорта превращалась в испытание - фанерные кузова трамваев моментально вымерзали, стекла были покрыты толстым слоем инея. Сохранились воспоминания вагоновожатых об их экипировке тех лет. Им выдавали фуфайки, сверху надевались огромные тулупы, на руки и ноги - рукавицы и валенки. Но все равно было холодно, и тут спасал раскаленный кирпич. На всех конечных их грели на специальных кострах, а потом клали под ноги вагоновожатым. Тепла одного кирпича хватало на один круг, затем он менялся на другой… Лед со стекол удалялся скребками с лезвиями или стирался мешочками с теплой солью…

А ведь трамвай нужно было еще и развивать дальше. Один лишь приказ по Новосибирскому горжилкомхозу 1941 года говорит о многом: «Предлагается в 20-дневный срок (!) провести постройку вторых трамвайных путей от трампарка до завода им. Чкалова». То, как работники электротранспорта пережили Великую Отечественную, достойно отдельного рассказа.

Перекресток Красного проспекта с улицей Кропоткина, 1970-е годы. Тогда трамваи ходили по проспекту от площади Калинина до улицы Писарева.

Перекресток Красного проспекта с улицей Кропоткина, 1970-е годы. Тогда трамваи ходили по проспекту от площади Калинина до улицы Писарева.

Золотой век

К концу войны состояние городских трамвайных линий пришло в упадок - с таким интенсивным их использованием по-другому и быть не могло. Но постепенно трамвайное хозяйство привели в порядок. А с 1951 года в Новосибирск стали поступать долгожданные новые вагоны - КТМ-1 и МТВ-82. Ну а в 1955 году трамвайная сеть Новосибирска стала единой - был построен Коммунальный мост, и открыть его выпала честь именно экипажу маршрута № 4.

- Я работала в тот день с водителем Марией Литвиновой, и нам с ней было поручено разрезать ленточку на въезде на мост, - вспоминает Любовь Креер, работавшая тогда кондуктором «четверки». - Мы вышли из вагона, там было много людей, начальства… И мы символически «открыли» коммунальный мост, разрезав красную ленточку.

В 1950 - 1970 годах трамвай был не только на мосту, он был везде и повсюду - на улицах Челюскинцев, Гоголя, Кошурникова, Большевистской... Линии были проложены до ДК им. Кирова, по Красному проспекту. В 1960-х годах в Новосибирске появились рижские трамваи РВЗ-6 и чешские Tatra К-2. В НЭТИ был создан специальный факультет, готовивший специалистов электротранспорта. К 1980 году город обслуживали четыре трамвайных депо и более 400 вагонов. Но золотой век новосибирского трамвая уже подходил к концу…

Юрия Маллера с сайта ymtram.mashke.org

Юрия Маллера с сайта ymtram.mashke.org

Смутное время

Что было дальше - знают все. Началось строительство метро, и трамвайные линии стали массово убирать с улиц города. Грубо говоря, почти везде, где сейчас проходит метро, раньше ходили трамваи. Перестройка и развал СССР только усугубили ситуацию - подвижной состав перестал пополняться, чтобы выжить, депо пришлось объединять... В начале 1990-х трамвайные пути убрали с Коммунального моста, а в 2008 году окончательно закрылось старейшее в городе Дзержинское депо. Для трамвая сложилась ситуация едва ли не хуже, чем в военное время. И все же транспортники не опускают руки, и трамвай еще рано списывать со счетов. Недаром же в прошлом году трамвай № 13 стал самым прибыльным маршрутом муниципального транспорта! Медленно, но верно идет модернизация старых вагонов, а главной перспективой ближайших лет станет развитие скоростного трамвая, о котором мы еще расскажем подробно. И хочется верить, что новосибирский трамвай еще вернется в невиданном доселе великолепии.

Вопрос от читателя

Что за бело-розовый трамвай курсировал по городу в 1970-х годах? Там еще водитель такой импозантный был, с пассажирами постоянно общался… Елена Фомина, Новосибирск.

Действительно, многие новосибирцы вспоминают этого вежливого и общительного вагоновожатого и его уникального цвета трамвай. В Музее ГЭТ нам рассказали, что это Михаил Багаян, он работал сначала в Ленинском, а затем в Дзержинском депо. А славился он тем, что проехал 500 тысяч километров без капремонта. И хотя стандартную красно-желтую схему окраски трамваев менять тогда было нельзя, для него сделали исключение. А еще весь салон его трамвая был увешан зеркалами - безбилетный проезд он считал личным оскорблением, поэтому зайцем в уникальном вагоне проехать было невозможно…

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей ГЭТ.