Премия Рунета-2020
Новосибирск
+21°
Boom metrics
Общество13 ноября 2009 22:00

Как «стоквартирный дом» в Новосибирске прославился на весь мир

Тайны и мифы архитектуры столицы Сибири. [Часть 3-я]

«Комсомолка» продолжает знакомить вас со страницами истории архитектуры Новосибирска. Если героями наших первых публикаций были Краеведческий музей и собор Александра Невского, то на этот раз речь пойдет о жилом доме. Но не простом, а «стоквартирном». Это творение архитектора Андрея Крячкова по праву считается одним из главных символов нашего города, получивших к тому же не только известность за пределами Новосибирска, но и настоящее международное признание. Стоит ли говорить после этого, какой жилой дом в городе самый знаменитый?

Властям нужен дом

История «стоквартирного дома» берет свое начало в 1930-х годах. В то время уже был выстроен крайисполком (впоследствии - облисполком, а ныне - администрация Новосибирской области), и предполагалось, что одно крыло здания будет жилым. То есть чиновники того времени могли бы ходить из дома на работу, даже не выходя при этом на улицу... Идея любопытная, но спорная, при этом совершенно в духе того времени. Но, видимо, тогдашние представители власти в Сибири мыслили не столь прогрессивно, и идею эту восприняли практически в штыки. С другой стороны, ездить на работу через весь город тоже никто не хотел, поэтому была поставлена задача построить рядом с крайисполкомом современный, элитный, как сейчас принято говорить, жилой дом. Место тоже было определено - между улицами Спартака и Сибревкома. Проектом занялся Андрей Дмитриевич Крячков.

- Дом был спроектирован в 1933 году и построен в 1937-м, - рассказывает Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Помогал ему в этом архитектор Масленников. Есть немало мифов о здании, однако «стоквартирный дом» - абсолютно уникальное строение, не имеющее аналогов в мире. Существует легенда, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. Поэтому дом и получился таким необычным - сочетает в себе различные решения трех проектов, но выглядит при этом абсолютно гармонично. Однако документальных подтверждений этому, увы, нет.

«Как пройти на улицу Ренуар?»

Сам Крячков говорил, что здание решено в стиле французского неоклассицизма. Это, возможно, и послужило причиной возникновения мифа, распространенного и в наше время, - что на улице Ренуар в Париже стоит «брат-близнец» нашего «стоквартирного». Однако это не так.

- У здания в Париже другая архитектура, оно совершенно не похоже на дом Крячкова, - опровергает домыслы Сергей Филонов. - Есть предположение, что Андрей Дмитриевич вдохновлялся работами французского архитектора Огюста Перре, но не более. Как и всегда, Крячков трансформировал стиль под себя, создав тем самым совершенно оригинальный проект. Даже проводились специальные исследования, целью которых, возможно, было уличить сибирского архитектора в плагиате, но никто кроме условного совпадения стилей архитектуры, передовой для того времени, не увидел.

Кстати говоря, в «стоквартирном доме» на самом деле не 100 квартир, а 110. Это уже потом дом, в общем-то, не имевший названия, получил в народе такое прозвище.

Лучший архитектор СССР

Нынешнюю площадь Свердлова Андрей Крячков создал практически с нуля. Получив указание по поводу места строительства, он как опытный портной «перекроил фасон» Красного проспекта и разместил здание вдали от проезжей части. Для этого пришлось снести несколько дореволюционных домов и даже старую пожарную часть с каланчой, стоявшую справа от крайисполкома. Перед домом планировалось разбить сквер, однако появился он там не сразу. А площадь Свердлова получила свое название только в 60-х годах прошлого века. Уникальность же «стоквартирного дома» была признана гораздо раньше - в год постройки.

- В 1937 году на международной выставке техники и искусства в Париже этот дом был награжден золотой медалью. Но не один, как принято считать, а вместе с другими проектами Крячкова и Масленникова - Домами Советов в Иркутске и Красноярске, - продолжает Сергей Филонов. - При этом здание в Новосибирске оказалось единственным, построенным по первоначальному проекту. Строительству в упомянутых сибирских городах, только начавшемуся в конце 1930-х годов, помешала война. Недостроенные здания пришлось законсервировать, а после они были достроены со значительными изменениями и по проектам других архитекторов.

Это была триумфальная победа, определившая Андрею Дмитриевичу статус лучшего архитектора СССР. При этом свою медаль Крячков так и не увидел. Поскольку в то время советским гражданам не разрешалось иметь валюту в личном пользовании, медаль отправилась в бездонные государственные фонды СССР. По слухам, драгоценный приз «укрепил» оборонную мощь страны… Возможно, тут не обошлось и без зависти - вряд ли московскому начальству понравилось, что столь высокую награду получили, по сути, провинциальные архитекторы из далекой Сибири, а не столичные специалисты. Однако остались грамота и международное признание, которое у мастера было не отобрать.

«Черные фары у соседних ворот»

Но если Андрей Дмитриевич лишился только своей по праву завоеванной медали, то судьба многих обитателей «стоквартирного дома» сложилась гораздо трагичнее. Дом был заселен элитой молодого Новосибирска, и когда начались репрессии, хозяева квартир стали меняться очень часто, и переезд чаще всего был, увы, в один конец… Один из немногих в городе имеющий двор-«колодец», дом каждый вечер замирал при выключенном свете, вглядываясь - за кем же в этот раз приехал «воронок». Жизнь в «стоквартирном доме» при Сталине была не только престижной, но и опасной.

Любопытно, что когда закончилась Великая Отечественная война, новосибирцы, узнав долгожданную новость, пришли именно к «стоквартирному дому», а не на площадь Ленина. Стихийный митинг продлился несколько часов, и остается лишь гадать, почему горожане выбрали именно это место. Может, близость крайисполкома внушала доверие - многие, возможно, до конца не могли поверить, что мы победили, и только власти могли окончательно уверить их в случившемся. Впоследствии собираться у «стоквартирного дома» на несколько лет превратилось в традицию - там под звуки марша «Прощание славянки» провожали новобранцев в Советскую армию.

Памятник зодчему Новосибирска

Все здания Андрея Крячкова - это памятники его архитектурному гению. Однако в прошлом году в Новосибирске воздвигли настоящий монумент человеку, определившему внешний облик города. Ответ на вопрос, где его поставить, был известен сразу.

- Площадь Свердлова окружают здания Крячкова, поэтому и было решено поставить памятник архитектору в сквере перед «стоквартирным домом», - объясняет наш эксперт. - По сути, это единственный памятник архитектору в России - не мемориальная доска, не барельеф, не бюст, а именно памятник в полный рост. Кроме того, архитектурная общественность выступает за переименование площади Свердлова в площадь Крячкова, но этот вопрос пока еще остается открытым.

Таким образом, Новосибирск отдал дань уважения своему зодчему, а «стоквартирный дом» и сейчас по праву является одним из трех главных символов Новосибирска - вместе с оперным театром и вокзалом Новосибирск-Главный, о которых мы расскажем в наших следующих выпусках.

Акция «КП»

Листаем страницы истории Новосибирска вместе с «Комсомолкой»

Только в «Комсомолке» по субботам читайте уникальный проект о знаменитых зданиях Новосибирска. Приятно, что наши публикации об истории родного города находят позитивный отклик горожан. Вместе с вами, уважаемые читатели, мы продолжаем листать страницы истории нашего города и находить в ней белые пятна...