Новосибирск
РЖД. Люди дела25 декабря 2020 1:00

Путь в четверть века: от путейца до начальника восстановительного поезда

Рассказываем о редкой профессии, без которой нельзя было бы устранить ни один сход на железной дороге
Восстановительный поезд, как и командир, всегда начеку. Личный архив Сергея Антипова

Восстановительный поезд, как и командир, всегда начеку. Личный архив Сергея Антипова

В ноябре на станции Татарская с рельсов сошел грузовой состав - 30 вагонов и тепловоз. Необходимо было оперативно принять меры. Практически сразу же на место выехал экипаж - нет, не МЧС, а восстановительного поезда под руководством опытного спасателя станции Татарская Сергея Антипова. В интервью «Комсомольской правде» он рассказал, как это - всегда быть начеку и что делать, если на дороге случилось непредвиденное.

Крутой поворот судьбы

Сергей Александрович Антипов - начальник восстановительного поезда на станции Татарская. В его ведомстве коллектив из 29 человек, специальная техника, ответственность за 125 километров пути по Транссибу и 132 километра - в южном направлении на Карасук. Но в переломные для страны 1990-е годы все было совсем иначе. Окончив школу, Сергей поступил в Новосибирский государственный педагогический университет на учителя технологии и черчения, откуда по распределению попал в сельскую школу. Работать педагогом Сергею Александровичу было не суждено - судьба уготовила для него совсем другой путь.

- В те нелегкие времена задерживали зарплаты, какие-то образовательные учреждения и вовсе оказались на грани закрытия, например, та школа, в которой работал я. Тогда мы с женой решили переехать в районный центр - город Татарск, - рассказывает Сергей Александрович. - Начал искать работу. Выбор был невелик, а чтобы прокормить семью, нужен был хоть какой-то заработок. Поэтому решил пойти на железную дорогу.

И не прогадал. Ведь, какими бы тяжелыми ни были времена, стальная магистраль всегда востребована, а рабочие руки - необходимы. В работу влился быстро.

- В 1995 году я пришел работать на станцию простым монтером пути 2-го разряда, без опыта и с самой низкой квалификацией. На тот момент особого выбора у меня не было, а в деньгах очень нуждался, - не скрывает наш герой. - Наверное, в те годы так было у большинства. Начал работать понемногу, а дальше все пошло как-то само собой.

Зимой - мороз и снег, летом - жара и слякоть: изменчивая погода Сергея не пугала - трудиться приходилось много. Работа тоже оказалась по силам: нужно было ремонтировать железнодорожное полотно, чистить его от снега, мазута, мусора.

- Я отработал монтером пути два года, потом повысил разряд с 2-го до 5-го, и меня перевели на должность помощника дорожного мастера. Через полгода меня назначили мостовым мастером Татарского пути, эту должность я занимал семь лет. В 2005 году стал старшим дорожным мастером, - описывает свой карьерный рост Сергей.

Сергей Антипов называет рабочее место вторым домом. Личный архив Сергея Антипова

Четыре года на станции Татарская Антипов следил за исправным состоянием железнодорожного пути, его обустройством. Теперь уже нужно было отвечать не только за свою работу, но и за коллектив, который стоял за ним, а это порядка 80 человек - три околотка.

- Ответственности, конечно, стало больше - необходимо было организовывать работу бригад, распределять ее между ними, следить за магистралью на своем участке, обеспечивать безопасное движение поездов. Работа, в общем, всегда была, - говорит железнодорожник.

«Работа интересная, напоминает МЧС»

В 2009 году - новый виток в жизни и, как оказалось, приятный подарок - интересная, но в то же время рискованная работа: Сергею Александровичу предложили стать начальником восстановительного поезда. От должности не отказался - понимал, что работа будет кардинально иная. На новом месте освоился сразу: техника, стандарты, технологии работы - все было понятно. И вот уже 11 лет Сергей Антипов живет в режиме готовности номер один: в подчинении 29 человек, мобильный телефон всегда под рукой. У железнодорожника горят глаза, когда он рассказывает об этой работе:

- Вообще, работа мне нравится. Она интересная, чем-то напоминает МЧС. Приходится держать руку на пульсе всегда: днем, ночью, в выходной, в будни. Поступил приказ - и мы обязаны выезжать. Сейчас стало удобнее - есть сотовый телефон: позвонил всем, собрал команду - и ты уже на месте происшествия. Раньше, конечно, было сложнее - звонить приходилось на стационарный телефон, а если его не было, то ребятам выдавались специальные радиотелефоны.

Поднять один вагон за час

Рассказывая о механике своей работы, Сергей Александрович сразу вспоминает 8 ноября, когда на вверенном ему участке произошла авария.

- Было воскресенье, поступил сигнал - сказали, что с рельсов сошло много вагонов. Я тут же собрал всю команду. Конечно, у кого-то был выходной, но в случае схода это неважно. Ребята собрались все. У нас ведь как: одна бригада отдыхает, вторая - на посту. Смены по два дня. А в экстренных случаях прежде всего выручают товарищество и поддержка, ведь каждый из нас понимает, сколько могут сделать 9 человек, а сколько - 29. Мы оперативно выехали на место аварии. Затем я осмотрел все. Обсудили тактический план действий. Наша задача - не только устранить аварию, а сначала быстро разработать пошаговую схему действий, предусмотреть запасные варианты и только потом уже выполнять намеченный план, - объясняет Сергей Александрович.

После аварии на Татарской команда спасателей задачу выполнила оперативно: за 5 часов магистраль восстановили, поезда стали курсировать в обычном режиме. А еще через сутки устранили аварию полностью. В общем, на аварийно-восстановительные работы ушло около полутора суток.

В кабине поезда есть все, даже запас продуктов. Личный архив Сергея Антипова

- Через двое суток мы смогли выдохнуть, - продолжает Сергей Александрович. - Команда старалась уложиться в заданное нормой время. Ведь в любой работе есть свои сроки: команда восстановительного поезда должна поднять один вагон за час. У нас уходило где-то больше, где-то меньше времени. Это ведь зависит от положения вагона и степени сложности схода состава. Да и хотелось, чтобы пассажиры в задержанных из-за аварии поездах успели по своим делам.

Учиться стало легче

Подвижной состав восстановительного поезда и коллектив состава всегда должны быть наготове. Ежедневно в техническом классе, который также специально оборудован в поезде, проходят теоретические занятия, чтобы экипаж мог совершенствовать навыки.

- Такова специфика нашей работы - мы не должны допустить, чтобы при устранении аварии отказали машины. В свободное время обслуживаем технику, свой подвижной состав, помогаем другим предприятиям, которые к нам обращаются. Коллектив никогда не бывает без работы, ее всегда много. А еще нам нужно непрерывно заниматься самообразованием, идти в ногу со временем: изучать новые технологии, требования, законодательство. Учиться сейчас стало гораздо проще. Благодаря современным гаджетам не нужно носить с собой тяжелые книги - скачал нужную литературу на телефон или компьютер, появилось свободное время - открыл, почитал, - отмечает наш собеседник.

Еще один из приоритетов Сергея Александровича - образование. Он, как педагог в прошлом, не перестает грызть гранит науки в настоящем. Получает в ОмГУПСе новую профессию - инженер вагонного хозяйства. Говорит, что видит свою судьбу только на любимой железке.

Жизнь за пределами железной дороги

Сергей Александрович пользуется доверием не только на работе, но и у жителей Татарска. Они уже в четвертый раз избирают его в Совет депутатов Татарского района. Хвастаться своей общественной работой депутат не любит, поэтому немногословен.

- Иду в депутаты, потому что хочется помочь людям. Многие жители района обращаются с просьбами, стараемся всем оказать содействие - и с помощью власти, и самостоятельно, если есть возможность. Недавно открыли автостоянку около школы. Проблем, конечно, много, и все требуют срочного решения. Депутатский корпус старается - работает, - заверяет Сергей Александрович.

Жить в режиме готовности номер один - большая ответственность перед людьми и собой. Обычно у таких людей, как Сергей Антипов, надежный тыл, и он есть - семья: жена и две дочери. Старшая - Алена - уже взрослая, ей 26 лет, а младшей - Юлии - 15. Алена продолжать дело отца не стала, хоть и окончила железнодорожный колледж. А вот младшая пока не определилась.

Помимо семьи настоящей отдушиной для Сергея Александровича является природа. Говорит, отпуск всегда проводит в тайге.

- Летом, если удается, люблю ходить за грибами, еще увлекаюсь рыбалкой, но больше всего мне нравится охотиться. В сезон промысла уезжаю в лес и провожу время там. Побыв на природе один день, кажется, что отдыхал дня три, - добавляет наш собеседник.

Вот такой он - настоящий, честный, ответственный железнодорожник. О наградах, которых у него тоже немало, не сказал ни слова. Такими людьми и живет магистраль.