Премия Рунета-2020
Новосибирск
+15°
Boom metrics

Замначальника ГИБДД: половина всех водителей в России – наши союзники

Олег Понарьин рассказал Наталье Агре и Антону Челышеву о том, как меняется отношение водителей к ПДД, как пользоваться размещенной на портале Госавтоинспекции картой камер, а также о том, каких дорожных знаков не должно быть на обочинах
Рассказываем о безопасности движения

Рассказываем о безопасности движения

А.Челышев:

- Какую динамику в этом году демонстрируют показатели аварийности смертности на дорогах?

О.Понарьин:

- Они продолжают снижаться. За первые 7 месяцев года количество ДТП снизилось на 2% по сравнению с аналогичным отрезком 2018-го, на 1,5% меньше раненых. Число погибших – и это нас особенно радует – снизилось практически на 8%. Это очень хороший результат, и о нем мы как-нибудь обязательно поговорим подробно, он того стоит. А сейчас хотелось бы обратить внимание на помесячную динамику снижения количества жертв, она очень интересна. В январе – снижение на 8,6%. В феврале, наоборот, рост на 4%. Затем - последовательное снижение - и, наконец, в июле невероятные минус 20 процентов по сравнению с июлем прошлого года.

Н.Агре:

- Действительно, отличный результат. Чуть позже, когда будет готова вся аналитика, мы обязательно разберем причины этого снижения, а пока давайте еще раз отметим, что неуклонное снижение смертности наблюдается последние 10 лет. Мер принималось много, какие из них наиболее эффективны?

О.Понарьин:

- Основной результат обеспечили инфраструктурные изменения. Они настолько масштабны, что не заметить их невозможно. Дороги приводятся в нормативное состояние, на полотно наносится качественная разметка, пешеходные переходы обозначены контрастирующими дорожными знаками, все больше дорог получают искусственное освещение, продолжается разделение встречных потоков… Возможно, процессы идут не так быстро, как хотелось бы, но изменения все равно заметны. Все это нужно продолжать делать. Кроме того, необходимо более эффективно влиять на на поведение водителей, пешеходов, пассажиров. Мы должны внедриться в сознание, всех участников дорожного движения. Должны заставить их понять, что собственная жизнь – это самое дорогое, что есть у каждого.

Н.Агре:

- Недавно на сайте госавтоинспекции проводили опрос, и большая часть респондентов поддержала ужесточение наказания для нарушителей. Еще несколько лет назад получить такие цифры даже при анонимном опросе было невозможно…

О.Понарьин:

- Меня эти результаты тоже удивили. О соблюдении скоростного режима заявили 50% водителей. Это значит, что половина тех, кто сегодня выезжает на дороги, - наши помощники, они лояльно настроены к организации движения, даже если они и не заявляют это явно. Тех, кто правил дорожного движения не признает вовсе, как мы помним из предыдущих исследований, примерно 5%. То есть, помощников у нас гораздо больше, чем антагонистов. Осталось привлечь на свою сторону оставшиеся 45%. Это и есть цель, которую мы себе ставим на ближайшее время.

Н.Агре:

- В борьбе с неадекватными водителями мы сегодня можем уповать на два инструмента – систему фотовидеофиксации и самих себя. На неуравновешенного водителя можно и нужно жаловаться. Благо способов подать такую жалобу сегодня становится все больше.

О.Понарьин:

- Да, это так, органы надзора становятся доступнее. Но самосознание эффективнее любого закона и кодекса. Чем больше людей на дороге будут ценить и беречь свою жизнь, жизнь близких, жизнь партнера по движению, тем безопаснее станут дороги. Давайте начинать! Никогда не поздно!

Н.Агре:

Есть одна любопытная тенденция. Если 10 лет назад водители, отвечая на вопрос, пристегиваются ли они, с легкостью (и честно) говорили “нет”, то сейчас, даже если не пристегивается или пристегивается не всегда, водитель все равно отвечает утвердительно. То же самое и с соблюдением скоростного режима, и перевозкой детей в удерживающих устройствах...

А.Челышев:

- Я не социолог, но, мне кажется, если водитель хочет казаться законопослушным, это уже хорошо. Значит, он считает такой тип поведения правильным. Кто знает: может, это и есть первый шаг к тому, чтобы быть законопослушным, а не казаться им? Теперь вопрос: ГИБДД впервые опубликовала карту расположения всех камер фотовидеофиксации. Зачем эти данные были обнародованы, и как правильно этой картой пользоваться?

О.Понарьин:

- Мы выполнили поручение президента, данное им на заседании государственного совета. Кроме того, это и ответ на многочисленные запросы водителей, которые желали знать места расположения камер. Теперь доступ к этим сведениям открыт для всех.

В формировании карты участвовали все подразделения Госавтоинспекции в регионах. Актуальность информации поддерживается ежедневно. Это касается, в основном, передвижных комплексов фотовидеофиксации, так как стационарные камеры появляются и исчезают достаточно редко. Отмечу, что на карте мы указали все точки, где передвижной комплекс может появиться. На карту нанесено максимальное количество точек расположения камер. С первого дня работы карты внимание к ней колоссальное. В том числе потому, что пользоваться картой очень просто.

Н.Агре:

- Президент на том же заседании Госсовета сказал также, что камеры должны стоять лишь в тех местах, где скоростной режим наиболее сильно влияет на безопасность движения. Когда будет выполнена эта часть его поручения?

О.Понарьин:

- Быстро это сделать вряд ли получится, нужны масштабные изменения. Сейчас, на мой взгляд, необходимо сосредоточиться на вопросах справедливости наказания и обоснованности установления скоростного режима. Во многом выбор разрешенной скорости упирается в пресловутый порог привлечения к административной ответственности. У нас по дорогам не водители ездят, а математики: видят знак, прибавляют двадцать…

Н.Агре:

- Девятнадцать.

О.Понарьин:

- Смотрят на спидометр и только потом на дорогу. Нам бы хотелось, чтобы у водителей было полное доверие к знакам и организации движения в целом. Все специалисты знают, что объективную, правильную и безопасную скорость выбирают 85% водителей. Поэтому наша первостепенная задача - привести организацию движения в соответствие возможностям инфраструктуры. Лишь после этого можно будет оснастить техникой те участки, где это соответствие невозможно. Скорее всего, эти отрезки и станут наиболее опасными. Работа предстоит огромная. И принимать в ней участие должны и муниципалитеты, и региональные власти, и федеральный центр, и надзорные органы.

Слушатель (по телефону):

- Добрый день. Я водитель с большим стажем, и мне очень нравятся то, как упорядочивается движение. Однако есть и исключения: едешь по трассе М4 с разрешенной скоростью 130 км/ч, как вдруг на ровном месте знаки: 80, 70, 50, 30. И никакие работы в месте установки знаков не проводятся. Мне кажется, все знаки необходимо убирать прямо в день завершения работ на дороге.

О.Понарьин:

- Совершенно справедливо. Причема возникает проблема не только после завершения работ. Я нередко вижу примеры неправильной организации движения в местах проведения дорожных работ. Знаки расставлены настолько непрофессионально, что водителю сложно сориентироваться.

Хочу напомнить, что стандарт организации движения в местах производства работ разработан и уже вступил в силу. Осталось сделать так, чтобы его начали повсеместно применять. Госкомпания «Автодор» пошла еще дальше и утвердила отраслевой стандарт специально для трассы М4 “Дон”. И некоторые требования там даже более жесткие, чем в стандарте. Кроме того, мы предлагаем привлекать для организации движения в местах производства дорожных работ специализированные организации, имеющие необходимые компетенции и опыт.

Что касается неубранных после завершения ремонта знаках, то убедительно прошу радиослушателей сообщать о таких случаях сотрудникам госавтоинспекции. Мы готовы реагировать.

Н.Агре:

- Еще один опасный фактор - это несогласованность знаков ограничения скорости друг с другом, а также слишком частое их размещение. В итоге, водитель, вместо того, чтобы смотреть на дорогу, все время смотрит на обочину, чтобы убедиться, верную ли скорость он выбрал.

О.Понарьин:

- Я закончил в том числе МАДИ, и перед эфиром заглянул в классический учебник по организации движения. Нашел рекомендацию, которая актуальна и сегодня. Нужно стремиться к тому, чтобы движение было равномерным. Иными словами, нельзя допускать искусственных перепадов скорости даже на 20 километров в час, потому что это просто опасно.

При расстановке знаков мы должны ориентироваться только на проекты организации движения, которые утверждаются в определенном порядке. И на дороге не должно быть ни одного знака, который в этом проекте отсутствует. Поэтому автолюбители могут уже сейчас добиваться от владельца дороги ответа на вопрос, внесен ли данный конкретный знак в проект организации движения. Проведи мы сейчас такую ревизию, уверяю вас, нашли бы множество лишних знаков,

А.Челышев:

- Слушатели спрашивают, как и кому конкретно сообщать о знаках.

О.Понарьин:

- У нас существует общий ресурс ГИБДД.ру. На сайте есть раздел, посвященный территориальным органам госавтоинспекции, где указаны не только фамилии руководителей, но и телефоны дежурных частей, куда и нужно звонить нашим слушателям.

Слушатель Алексей, дальнобойщик (по телефону):

- Добрый вечер! Я занят в сфере перевозки опасных грузов. Последнее время ужесточились требования по соблюдению водителями-дальнобойщиками режима труда и отдыха. И мы, как перевозчики опасных грузов, имеем право стоять во время отдыха на специализированных стоянках, которых, как вы знаете, просто нет. Я еду из Нальчика в сторону Ростова, проехал уже три с половиной часа, по тахографу мне скоро отстаиваться, а где? Если негде, значит придется стоять на обочине. А у меня опасный груз. Вот так вот на ровном месте возникнет опасная ситуация. Вопрос: есть ли планы по строительству таких площадок?

О.Понарьин:

- Вопрос актуальный и очень правильно поставлен. Сейчас у нас не хватает даже площадок для обычных водителей. Мы предложили Росавтодору на федеральных трассах создать на базе бывших стационарных постов ДПС многофункциональные зоны, где водители могли бы останавливаться для отдыха, а также получить необходимую помощь. Работа уже началась. Мы провели встречу с представителями бизнеса. Если коротко об итогах этой встречи, то они хотят вкладывать деньги в создание таких зон, но есть огромные проблемы, связанные с предоставлением земельных участков и доступа к энергоресурсам. Если мы решим эти задачи, количество МФЗ и площадок отдыха начнет расти.

Н.Агре:

- По статистике, почти 40% ДТП происходят в летние месяцы. А август - вообще один из самых опасных месяцев в году с точки зрения безопасности дорожного движения: многие возвращаются с курортов на своих автомобилях, плотность трафика возрастает. А режим труда и отдыха нужно соблюдать не только профессионалам… В итоге водители, пытаясь побыстрее добраться до дома, едут по 24 часа подряд. При этом перевозя целые семьи.

О.Понарьин:

- К сожалению, тахографы есть у очень немногих категорий водителей: в первую очередь, у тех, кто перевозит пассажиров и грузы.

Что касается обычных водителей, август действительно очень тревожный месяц. Но узнать, сколько проехал обычный водитель, мы, к сожалению, можем только с его слов. И ориентируемся в этом вопросе лишь на требование общих правил дорожного движения, согласно которому водителю запрещено двигаться в утомленном или болезненном состоянии. Определить утомление или болезненность мы можем только по внешнему виду. Но даже если утомление налицо, мы можем только предложить водителю остановиться и немного отдохнуть. Но, как мы уже сказали, площадок для отдыха недостаточно. У стационарных постов места тоже не очень много. Поэтому мы всегда рекомендуем водителям перед поездками на дальние расстояния заранее определиться с местами, где они будут останавливаться.

В Краснодарском крае достаточно населенных пунктов и объектов, где можно остановиться перекусить и отдохнуть. Однако многие водители в стремлении побыстрее попасть домой игнорируют все эти возможности. Как следствие, резко увеличивается количество наездов на стоящие транспортные средства в темное время суток и рано утром, когда уставший водитель уже ничего не видит.

Если в дальней автомобильной поездке перевозится ребенок, важность правильного планирования маршрута только возрастает. Ни в коем случае нельзя идти на риски, связанные с обгонами, особенно в местах, где он запрещен. Кроме того, нельзя превышать максимально допустимый предел времени нахождения за рулем. Ориентиром здесь могут служить нормативы, существующие для профессиональных водителей. Это 500 километров пробега. После пройденных пятисот километров даже профессионал должен передать управление напарнику либо отдыхать в течение часа.

Я понимаю, что многим психологически сложно через себя перешагнуть и признать необходимость отдыха, но сделать это нужно. От этого может зависеть ваша жизнь и жизни ваших близких, а также тех, кто едет по одной дороге с вами.

А.Челышев:

- В России началась реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а в его рамках - федерального проекта «Безопасность дорожного движения». Успех нацпроекта во многом зависит от эффективности региональных властей. Прошлой осенью главам регионов рекомендовали самим возглавить комиссии по безопасности дорожного движения. Как меняется внимание, которое губернаторы уделяют безопасности дорожного движения? И готовы ли они к масштабным изменениям в этой сфере?

О.Понарьин:

- Судя по реакции на местах, важность грядущих изменений в сфере безопасности дорожного движения осознали не везде. Это видно по качеству региональных проектов. Нам бы хотелось большего: чтобы регионы активнее выделяли деньги на решение проблем, которые находятся в их сфере ответственности. Это региональные дороги, дорожные сети муниципалитетов, создание условий для качественной подготовки водителей и оказания качественной медпомощи, создание условий для нас, для госавтоинспекции, по выявлению водителей, находящихся в состоянии опьянения.

А.Челышев:

- Операторы каршеринга начали фиксировать водителей, которые агрессивно управляют автомобилем. Их ограничивают в доступе к аренде либо вовсе запрещают им пользоваться услугой. Насколько это эффективно? И готовы ли операторы каршеринга делиться этой информацией с ГИБДД?

О.Понарьин:

- За операторов каршеринга ответить не смогу. А вот что касается нас, то в рамках встреч рабочих групп по подготовке к заседанию Госсовета госавтоинспекция МВД России предложила операторам каршеринга информацию о недисциплинированных водителях. ЧТобы они, в свою очередь, не допускали их к аренде автомобиля. Это встречное предложение, которое исходит от государства.

Н.Агре:

- Агрегаторы такси и таксомоторные парки сейчас тоже инвестируют в системы контроля за водителями. Правда, не все. Как и везде: есть ответственные компании - они вкладывают деньги в безопасность, а есть те, кто не делает этого. Может, правила здесь должны быть одинаковыми для всех?

О.Понарьин:

- Правила игры должны быть одинаковыми для всех агрегаторов и перевозчиков. По нашему предложению президент поручил МВД создать такой ресурс, на котором все участники рынка перевозок смогли бы узнать, скажем так, всю подноготную тех водителей, с которыми они работают или кому они дают заказ на перевозку. Более того, перевозчики и агрегаторы будут обязаны проверять информацию о водителе перед принятием решения о выпуске его на линию или предоставлении ему автомобиля в аренду.

Н.Агре:

- Какой будет ответственность за несоблюдение этого требования?

О.Понарьин:

- Это должен решить законодатель. Не знаю, должна ли идти речь об отлучении от бизнеса, но мера должна быть действенной. Это может быть штраф, административное наказание должностного лица, временный запрет на осуществление какой-то деятельности - сейчас я не могу сказать, что именно будет выбрано. Но ответственность за невыполнение установленных требований должна быть, так как это ставит под угрозу жизнь и имущество участников движения.

Н.Агре:

- Август - время подготовки к учебному году. Какая работа ведется сейчас госавтоинспекцией по предотвращению потенциальных дорожно-транспортных происшествий с участием детей?

О.Понарьин:

- Работу по подготовке детей к правильному поведению на улицах и дорогах мы начали, не дожидаясь августа - в летних лагерях. Сейчас нам предстоит проверить подходы к образовательным учреждениям, убедиться в том, что там все в порядке с разметкой, дорожными знаками, светофорами. Проверить техническое состояние школьных автобусов. Провести дополнительные инструктажи с преподавателями, которые проводят минутки безопасности дорожного движения.

Н.Агре:

- Постоянная работа с детьми дает свои результаты. По своей вине дети погибают все реже. Главными виновниками происшествий с детьми становятся взрослые, и это хорошо видно в статистике. Нужно выправлять ситуацию, и в качестве примера я хочу рассказать о том, что начали делать в Красноярском крае. Госавтоинспекция не позволяет покинуть город тем водителям, которые перевозят детей без автокресла. Прямо на дороге они организовали прокат, и нерадивым родителям приходится либо арендовать кресло, либо вернуться в город, чтобы купить. Как вам эта мера? И есть ли другие - возможно, более действенные?

О.Понарьин:

- Контролировать действительно нужно. Но на выходе из города, наверное, уже поздно. У нас есть опыт такого контроля у образовательных учреждений: инспекторы проверяют, как родители привозят детей в школу.

А.Челышев:

- Напоследок прочту сообщение – крик души из Краснодарского края: «Почему в отдельных регионах России принципиально игнорируются правила дорожного движения? В Геленджике у большинства водителей нет ремней безопасности, на их месте стоят заглушки. И никто их не штрафует!»

Об этом мы тоже обязательно поговорим, и, возможно, уже через неделю. На сегодня это все, на вопросы Президента экспертного центра “Движение без опасности” Натальи Агре и Антона Челышева отвечал заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Олег Понарьин.