Премия Рунета-2020
Новосибирск
+2°
Boom metrics

Самые частые мифы об антитабачном законе в России

Какие запреты и бонусы реально существуют и как добиться их исполнения на практике, разбираемся в эфире программы «Я - потребитель» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Самые частые мифы об антитабачном законе в России

Самые частые мифы об антитабачном законе в России

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Добрюха:

- Приветствуем всех, кто слушает Радио «Комсомольская правда». В студии Анна Добрюха. Это программа «Я – потребитель». И сегодня мы будем говорить о теме, которая затрагивает абсолютно каждого. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И в России, как и в любой другой стране мира, есть люди, которые не курят, и есть курильщики. Все мы существуем совместно. И именно о взаимоотношениях курящих и некурящих и, главное, об антитабачных мерах, которые действуют сегодня в России, мы будем говорить сегодня. Я напомню, что третий год в нашей стране действует Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. И на этой неделе министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что на 7% в целом от всего российского населения снизилось количество курящих. И в то же время закон за три года своей работы успел обрасти немалым количеством мифов. Кто-то говорит, что нельзя курить вообще ни в каких общественных местах, кто-то возмущается, что продолжают люди курить, например, на остановках общественного транспорта, на платформах электричек и т.д. Можно или нельзя на самом деле все это делать по закону, ущемляются ли у нас права курильщиков и самые разные правовые вопросы, что делать на практике, все это мы будем обсуждать сегодня. У нас в гостях один из ведущих российских экспертов по законодательству об охране здоровья граждан от последствий курения. Это также эксперт по административному законодательству, юрист, исполнительный директор Совета по общественному здоровью и проблемам демографии Виктор Зыков.

Витя, я хочу начать с актуальной темы. Наконец-то в Москве установилась теплая солнечная погода, дождей особой нет, открываются летние веранды кафе. И сразу же встает вопрос, можно или нельзя курить. Давай расставим все точки над «i».

Зыков:

- Да, все точки над «i» уже пару лет расставил Роспотребнадзор, когда информационным письмом проинформировал, что если есть какие-то конструкции (либо веранда, либо помост, на котором поставлены столики и стулья, либо это ограждающие конструкции), там курить нельзя. Если это асфальт, там поставлен столик и стул, то есть это не относится к помещению, не относится ни к какому сооружению, строительной конструкции нет, то на такие точки не распространяется запрет.

Добрюха:

- То есть даже если вдоль кафе расставлены красивые стулья, столики, все это выглядит как полноценный ансамбль, тем не менее, там нет либо какого-то настила, либо не поставлено ограждение, то там курить нельзя?

Зыков:

- Если там есть строительные конструкции, значит, нельзя. А если это асфальт и стоит столик…

Добрюха:

- То на сегодня можно. Видите, я сама немножко запуталась. Потому что я вспоминаю зарубежный опыт. В ряде стран, даже если вы выходите просто за дверь кафе, то на расстоянии, скажем, 10-15 метров в принципе нельзя закурить, даже просто вдоль стены, если там проходит обычная улица.

Зыков:

- У нас пока все ограничено в плане нахождения в помещении, а также то, что считается помещением. Помещением считаются веранды, шатры, различные террасы, где есть ограждающие конструкции. Там курить нельзя. Надзор по этим фактам проводит проверки, если есть факты нарушения, то применяет санкции – штрафует таких предпринимателей.

Добрюха:

- Виктор, поскольку мы заговорили о том, на каком расстоянии от зданий нельзя курить, давай напомним, что у нас со станциями метро? Нам пишут, что нередко приходится видеть, что на выходе из метро курят. То есть люди терпят всю дорогу, выскакивают и тут же зажигают сигарету. Насколько это у нас законно?

Зыков:

- У нас в законе существует запрет курения возле станций метрополитенов, у выходов, на расстоянии 15 метров, так же как и у остальной транспортной структуры. Это аэропорты, автовокзалы, морские порты и речные порты. Таким образом, если возле выхода из метро, ближе, чем 15 метров к выходу, осуществляется курение, то это правонарушение, нужно обращаться к сотрудникам полиции, которые зачастую стоят возле метро.

Добрюха:

- Люди пишут, что иногда сами сотрудники полиции курят, поэтому обращаться к ним бессмысленно.

Зыков:

- Тогда нужно обращаться в это отделение, писать на имя их руководителя, можно – в службу собственной безопасности, в прокуратуру. И уже заявлять о том, что сам сотрудник полиции совершает правонарушение.

Добрюха:

- Еще говорят, что можно позвонить по номеру 02 или 112, и там оперативно должны реагировать, записать ваш звонок как минимум.

Зыков:

- Да, он будет записан в журнал приема вызовов и будет фигурировать потом. Конечно же, когда-нибудь дойдет до этого отдела.

Добрюха:

- У нас есть звонок. Олег, здравствуйте.

- Ситуация простая. Я обращался во все поликлиники и т.д. Никто не дает рекомендаций, как бросить курить. Я курю 46 лет. Причем курил от «Дымка» до Camel, махорка и т.д.

Добрюха:

- Скажите, а почему решили бросать?

Олег:

- Потому что мозги плохо начинают работать, ноги отказывают и т.д. Попал в 2000 году в клинику, в реанимацию. Я просто на раз бросил курить. Когда я пришел в себя, мне реаниматолог сказал: «Медсестра, что он курил, Camel? Вот принесите ему Camel, я его второй раз не откачаю».

Добрюха:

- То есть он сказал, что будет такой сильный стресс, если вы бросите курить, что лучше продолжать?

Олег:

- Я бросал последний раз 4 года назад. У меня руки тряслись, колотило, как наркомана. Я терпел. Но был препарат, с помощью которого я как-то вылезал. Сейчас его сняли с производства.

Добрюха:

- Виктор, что можем человеку посоветовать?

Зыков:

- Здесь имеется сильная никотиновая зависимость, поэтому, возможно, в поликлинике не было тех врачей, которые достаточно осведомлены.

Добрюха:

- А здесь нужен нарколог?

Зыков:

- Обязательно нарколог в этом случае, обращаться за профессиональной помощью к ним. И есть большой класс современных препаратов, которые имеют разные подходы – никотинозаместительная терапия и т.д., которые наверняка помогут справиться с ней, и нарколог-психиатр поможет, окажет серьезную поддержку, и т.д. То есть тут нужно идти именно к наркологу.

Добрюха:

- Давай напомним, у нас же есть специальная «горячая линия» общероссийская, где бесплатно также работают специалисты. Я думаю, они могут дать алгоритм действий человеку.

Зыков:

- Да, конечно. Нужно позвонить по номеру 8-800-200-0-200. Там действительно специалисты, они в любом случае зафиксируют звонок и потом перезванивают и консультируют, как именно действовать, к кому лучше пойти и т.д.

Добрюха:

- Дмитрий, мы вас слушаем.

- Здравствуйте. Меня зовут Дмитрий, Красноярск. Я хотел бы высказаться в поддержку курильщиков. Курильщики это тоже люди, такие же, как и все. Если ты что-то запрещаешь, то нужно что-то делать – оборудовать места для курения, не просто места, которые душегубки, заходишь, и топор можно вешать, а нормальные вентилируемые помещения. Всё, что могли сделать, уже делают. Уже повысили акцизы на сигареты, сигареты выросли по сравнению с 2004 годом в три раза. Но ничего не делается для того, чтобы оборудовать места…

Добрюха:

- То есть помогать людям, которые курят, дальше сохранять спокойно эту привычку жить комфортно?

Дмитрий:

- Я не против пропаганды. Я также не хочу, чтобы мой ребенок курил. Но об этом нужно думать, как сделать так, чтобы курильщиков оградить от людей, которые не курят, но при этом не нарушая прав курильщиков.

Добрюха:

- Виктор, что насчет курилок? Сегодня они такие, что топор можно вешать, и там некомфортно курильщикам.

Зыков:

- У нас в целом говорить про какие-то права курильщиков, наверное, не совсем правильно. Потому что у нас такого специального правового статуса нет, в Конституции у нас закреплены основополагающие права человека, это относится как к курильщикам, так и к не курильщикам, - на охрану здоровья. Это распространяется на всех. Теперь мы смотрим, что у нас в законе. В законе у нас есть меры, которые защищают в равной степени как курящих, так и не курящих. Никакой градации там не делается. Если мы говорим о запрете курения в определенных помещениях, то мы говорим о том, что не курящих граждан мы защищаем от пассивного курения, для курящих граждан мы реализуем эту меру, поскольку именно полный запрет курения в помещениях работает максимально эффективно. Частичные запреты не работают. Если есть курилка, курильщик идет и курит. То есть создаются условия для того, чтобы он потреблял табак. Это первое.

Государство не может этого сделать, поскольку курение в конечном итоге убивает большинство потребителей. Это 350 тысяч человек в год в России. То есть с правовой точки зрения у нас организация помещений, куда человек специально приходит и употребляет продукт, который приводит к заболеваниям и смерти. Мы не можем создавать комнаты для потребления где-то на рабочих местах алкоголя, наркотиков. Это относится и к табаку.

Добрюха:

- Давай сразу уточним. Тогда люди говорят: наркотики у нас, слава богу, запрещены, а вот табак по-прежнему разрешен.

Зыков:

- Да, это такой нюанс цивилизационный. Да, у нас курение распространено очень серьезно и сильно. Почему оно было распространено? Потому что на тот момент, когда табак распространялся, данных о вреде курения не было. Собственно, не было развития медицинской науки на таком уровне, чтобы эти данные получить. Хотя все врачи, следя за пациентом, понимали, что табак вредит здоровью, ухудшает качество жизни, приводит к заболеваниям. В 50-60-х годах ХХ века уже начали появляться большие массивы данных, в конце концов, все страны, в том числе в рамках Всемирной организации здравоохранения, поняли, что табак это очень серьезная угроза. И здесь людям этот момент не совсем понятен. Потому что в Советском Союзе табак распространяли, выдавали бесплатно в армии, во время войны и т.д. Вроде выдавало государство, а сейчас государство вводит какие-то меры, чтобы ограничить.

Да, к сожалению, так бывает. У нас когда-то героин продавали в аптеках, но сейчас он запрещен.

Добрюха:

- Алексей, слушаем вас.

- Здравствуйте. Я, наоборот, хочу своей радостью с вами поделиться. Говорят, что сложно бросить курить. У меня стаж курения был 25 лет, я курить начал с 16-ти, закончил я в 43 года.

Добрюха:

- А что помогло?

Алексей:

- Ничего. Я ничего не пробовал – ни таблеток, ни пластырей. Я просто взял и бросил. И поэтому когда говорят, что сложно бросить курить, я не понимаю, в чем сложность.

Добрюха:

- Мы за вас очень рады. У нас есть сообщение, Тата нам написала, что она тоже пытается бросать курить, вроде бы дома всё получается, но выходит на работу, там видит курилку, и ее снова затягивает, и там никак не получается.

Виктор, давайте скажем про курилки. На сегодня по закону курилки в зданиях, где люди работают (на предприятиях, в офисах), что об этом говорит закон?

Зыков:

- Закон запрещает размещение и организацию курилок в таких местах, то есть в рабочих зонах. Соответственно, если такая курилка организована, работодателю грозит штраф до 80 тысяч рублей. И на примере этой радиослушательницы, которая сказала об этом, сразу видно, что как курилка это то, что провоцирует курение, что не позволяет ей от него отказаться. И это так. Потому что если курилки нет, значит, у нас падение потребления от 13 до 15%. Есть курилка – среди курящих снижения потребления нет.

Добрюха:

- То есть в том числе запрет на размещение курилок предназначен для того, чтобы людям, которые пытаются бросить курить, не сбивать их с пути истинного и не мешать им бросать курить?

Зыков:

- Да. Во-первых, это толчок для тех людей, которые хотят бросить курить, то есть создание той обстановки, атмосферы, которая позволяет им отказаться. То есть государство тем самым помогает им бросить курить. И потребители, те, кто курит, курят просто меньше.

Добрюха:

- На практике. Вот у Таты на ее месте работы есть такая курилка. Что ей делать, куда обратиться? Я подозреваю, что если она пойдет жаловаться куда-то на работодателя, тем более если это не анонимно, то могут быть какие-то неприятности. Куда ей идти?

Зыков:

- В таких случаях нужно обращаться в Роспотребнадзор.

Добрюха:

- Анонимно можно?

Зыков:

- Анонимно нельзя. Но я думаю, что они, как правило, не раскрывают данных работодателю. Возможно, конечно, всё, но надо быть готовым к этому.

Добрюха:

- Игорь, здравствуйте, слушаем вас.

- Здравствуйте. Я хотел бы спросить у вашего оппонента. А вот мне куда деваться, если я курю с 13 лет, мне сейчас 42?

Добрюха:

- А что вы хотели? Вы хотели продолжать или попытаться бросить, помощь получить?

Игорь:

- Я именно хочу бросить. Но если для алкоголиков, для наркоманов у нас есть лечебные учреждения, а с нами, курильщиками, борются только поднятием цен.

Добрюха:

- А вы пытались обращаться в наркологический диспансер, например?

Игорь:

- Да, пытался.

Добрюха:

- И что?

Игорь:

- Мне прописали таблетки. Я на эти таблетки потратил почти 3,5 тысячи рублей. И толку никакого.

Зыков:

- Значит, это лечение неэффективно. Необходимо, может быть, проконсультироваться по этой всероссийской «горячей линии». Поняв вашу проблему, вам посоветуют обратиться, может быть, к каким-то другим специалистам или найти другие пути решения. Проблема есть, в скором времени Минздрав, скорее всего, утвердит порядок оказания медицинской помощи зависимым людям. Думаю, что дело сдвинется.

Добрюха:

- И мы обязательно об этом расскажем. А пока мы продолжаем принимать ваши звонки. Салават, мы вас слушаем.

- Здравствуйте. Я тоже хотел поделиться своей радостью, наконец-то я бросил курить. Я с 8-го класса увлекался. И таблетки не помогали (тоже много денег было потрачено). Я для себя открыл электронные сигареты. Поначалу немного добавлял никотина, а теперь курю уже без никотина, просто привычка осталась. У меня вопрос. Есть ли какие-то ограничения – по улице или в кафе где-нибудь – законодательство как-то ограничивает электронные сигареты или нет?

Зыков:

- У нас есть статья 16 закона, который запрещает реализацию товаров, которые имитируют табачные изделия. Сам термин «электронная сигарета» включает слово «сигарета». Это значит, это уже имитация. Поэтому если этот товар носит такое название, если он похож на сигарету, имеет фильтр какой-то, индикатор тления и т.д., то в принципе его распространение у нас в стране вообще запрещено.

Добрюха:

- То есть в принципе у нас электронные сигареты вне закона?

Зыков:

- Если они имитируют табачное изделие, то да. Если это что-то другое, то понятно, что нам нужно сейчас вводить меры, которые будут также контролировать их оборот.

Добрюха:

- Много вопросов идет от людей, которые страдают от курения в подъезде. Люди просят объяснить, разрешено или запрещено на лестничных клетках подъездов курить, и что делать на практике.

Зыков:

- Курить в подъездах жилых домов запрещено. Есть норма, которая говорит о том, что жильцы могут собраться и решить организовать какую-то курительную комнату, только в этом жилом доме. Но для этого нужно на общем собрании принять соответствующее решение.

Добрюха:

- То есть на практике это вряд ли реализуемо.

Зыков:

- Если курит кто-то из соседей, понятно, что стоит поговорить с ними сначала с добром, нормальном режиме и объяснить, почему нам это не нравится, что они не правы, что это запрещено. Если мы встречаем какую-то агрессию и правовой нигилизм, то здесь необходимо привлекать участкового.

Добрюха:

- Аэропорты и курилки там. Регулярно появляется информация: такой-то аэропорт обратился, чтобы ему разрешили открыть курилку. Насколько все это законно, и какие перспективы?

Зыков:

- В этих объектах транспортной инфраструктуры также запрещено курить, в том числе размещать курительные комнаты. Понятно, что люди там находятся какое-то время. Тем не менее, никаких данных о том, что это время нельзя провести без курения, нет. Есть никотинозаместительная терапия, которой можно воспользоваться. Никакого физического страдания это курильщикам не наносит. Это во-первых.

Во-вторых, у нас все-таки должно быть понимание, что мы решили бороться с эпидемией. Здесь не должно быть полутонов. Вот аэропорт, там курить запрещено. К чему это приводит? К тому, что у меня есть несколько отзывов людей, которые благодаря именно этому отказались от курения. Конечно, кто-то жалуется, потому что бороться со своей зависимостью очень тяжело. Вообще в принципе невозможно бороться с зависимостью, не затрагивая самого человека. Конечно, надо чем-то жертвовать. Но, наверное, здесь нужно понимать, почему запретили, не реагировать (ай-яй-яй, меня загнали в какой-то угол), понимать, что такое курение, к чему оно приводит, и зачем это делается, зачем государство запретило курить в аэропорту. Затем, чтобы люди отказались от потребления табака. И это происходит.

Добрюха:

- «А как бороться с курящими за рулем водителями маршруток и автобусов? Иногда едешь, как ежик в тумане», - пишет нам наша слушательница из Ставрополя. Тут куда обращаться?

Зыков:

- Здесь нужно проинформировать водителя, потом есть Ространснадзор, Роспотребнадзор. Эти органы вполне могут проверить это юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые осуществляет перевозки, и также привлечь к ответственности.

Добрюха:

- Виктор, платформы пригородных электричек, поездов дальнего следования. Там как вопрос с курением?

Зыков:

- На платформах пригородных электричек курение запрещено. На тех платформах, где поезда дальнего следования останавливаются, курить разрешено.