Новосибирск

«Тангейзер»: дело закрыто, а тема - нет

На радио «Комсомольская правда» мы попыталась взвешенно и досконально разобрать ситуацию вокруг нашумевшей оперы, выслушав разные точки зрения
Шумиха вокруг оперы не утихает. Фото: архив "КП"

Шумиха вокруг оперы не утихает. Фото: архив "КП"

Споры о «Тангейзере» с каждым днем становятся все жарче, а история обрастает новыми гранями. Но давайте вспомним, с чего, вообще, началось противостояние тех, кто выступает за и против скандальной постановки.

18 потерянных лет Христа

«Тангейзер» - это опера Рихарда Вагнера. Именно ее решили воплотить на сцене в академическом театре оперы и балета в Новосибирске. За постановку взялся молодой режиссер Тимофей Кулябин, который всегда отличался нестандартным прочтением классики, за что даже был отмечен театральной премией «Золотая маска». Вот, что рассказывал еще до обострения скандала местному телеканалу Кулябин в программе «Прецедент»:

- В моей версии Тангейзер стал режиссером, а Венера – это, собственно, героиня фильма, который называется «Венерин Грот», речь в нем идет о так называемых 18 потерянных годах Иисуса Христа. Во всех канонических Евангелиях есть 18 лет, о которых никто не знает, где был Христос. И по моей версии, режиссер Тангейзер снимает вот такое скандальное кино, где он выдумал, что Христос провел эти 18 лет, предаваясь утехам с Венерой.

Таким сюжетом внимание к постановке привлечь удалось. Секс на сцене не имитировали - Христос просто ходил между голых тел. А еще на сцене появлялся огромный баннер. На нем декораторы изобразили распятого Иисуса между ног у голой женщины. Некоторые зрители остались от постановки в шоке. Посетительница театра Марина Бусик-Трофимук за эту постановку теперь намеренно называет режиссера не Кулябиным, а Кулебякиным:

- Люди пришли на этот спектакль либо не зная, что там будем, либо, наоборот, на жаренное, претенциозное, с перчиком. Те, кто пришел и ушел – это довольно большое количество людей. Те, кто кричал «Браво!» - это люди, которые пришли слушать музыку или те, которым понравилось то, что сотворил Кулебякин. Он - бессовестный человек!

Фривольную интерпретацию классики также не оценил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, он обратился в прокуратуру.

- В спектакле церковная символика используется не по назначению. Верующие люди, так сказать, возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут мне письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать в вопросе соблюдения закона Российской Федерации, - возмутился тогда митрополит, добавив, что написал жалобу в прокуратуру.

Директор новосибирского оперного (на тот момент – еще действующий) Борис Мездрич с такой позицией не согласился:

- Мы все-таки не постеры выпускаем. Как можно судить по одному баннеру? Надо оценивать работу в целом. Спектакль на самом деле о вере и нравственности - об этом! Прежде чем делать вывод, сходите и посмотрите. От зрителей мы не получили ни одного письма с плохим отзывом на «Тангейзера».

«Он валяется там среди обнаженных тел, занимается постельными вещами»

Высказался о постановке и Александр Новопашин, Благочинный церквей Новосибирска, настоятель собора Александра Невского:

- К Вагнеру произведение Кулябина отношения не имеет. Это его собственное содержание, которое подается под музыку Вагнера, но суть произведения вывернута наизнанку. Я в Интернете увидел фотографии того постера, который был вывешен во время оперы, там Христос на фоне голой обнаженной женщины... Безусловно, для каждого верующего человека, для которого свято имя Христово, это является неприемлемым и оскорбительным.

Кстати, в театре заявили, что скандальный постер готовы снять. Но даже это не успокоило православных.

- Главный персонаж – фигура Иисуса Христа, его играет приглашенный из заграницы актер. У местных, слава Богу, не хватило совести играть в такой постановке. И он валяется там среди обнаженных тел, занимается постельными вещами. Это тоже не приемлемо для любого верующего человека, - возмущается Александр Новопашин.

У работы Тимофея Кулябина сразу появились противники. Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ

За оскорбленных верующих вступилась прокуратура. Там возбудили дело по административной статье «осквернение предметов религиозного почитания» против директора Новосибирского оперного Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, им грозил штраф до 200 тысяч рублей. Дело поступило в Центральный мировой суд, в котором во время рассмотрения царил аншлаг. Секретарь заседания то и дело хлопала форточками: духота - невыносимая. Жарко было, в том числе, и от споров. Вот фрагмент некоторых диалогов:

- Он (говорится о певце, исполняющем роль Христа. - Прим. авт.) полноват. Это не его вина, конечно, - такой нашли голос, - но он полноват! Да и как его нарядили: у него и хитон, и парик... Это совершенно однозначно образ Христа, - уверен Борис Пивоваров, протоиерей. - Только в традиционных изображениях Христос был аскетом. А здесь фигура полноватая, и он старше, чем Христос. Но мы знаем, есть такие оперы, где актриса исполняет роль молодой героини, хотя самой певице уже 50 - 60 лет, тут голос важен... Там (речь о баннере, где Христос изображен распятым между ног голой женщины. - Прим. авт.) используется метод наложения сакрального на неприличное, если не сказать порнографическое! И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличное - это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это, понятно, сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества, которое, надеюсь, еще способно отличать белое от черного!

- Так обязательно ли было использовать образ Христа? – задает вопрос прокурор.

- Арсенал художника безграничен, - парирует Борис Фаликов, религиовед.

Стояние с Валуевым

Суд в итоге встал на сторону режиссера и директора театра, Кулябина и Мездрича оправдали. Но история не закончилась. С вердиктом не согласились православные, и его обжаловала прокуратура. Новосибирские депутаты Заксобрания из фракции «Единой России» стали писать письмо министру культуры Мединскому. Вот, что рассказал глава фракции Андрей Панферов:

- Оперный - это визитная карточка Новосибирска, театр федерального значения. На его куполе развевается флаг Российской Федерации. И под этим флагом в зале происходят такие... паскудные, других слов не нахожу, действия. Именно директор театра дал добро на эту постановку. Поэтому закономерен вопрос об его профпригодности.

Со словом к своей пастве выступил и митрополит Бердский и Новосибирский Тихон:

- Они решили унизить, оплевать наши святыни христианские. За 30 серебряников, которые им выплатили за эту постановку, поругаться над Христом, - заявил митрополит и призвал верующих выйти на молитвенное стояние. – Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, Бог им судья. Значит, они избрали славу этого мира, они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у его креста, хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами.

29 марта в воскресенье в центре Новосибирска на площади Ленина собрались несколько тысяч человек, через одного в руках - икона или крест, у других - флаги. Сначала на сцене, которую разбили у ног памятника Ленину, затянули молитву певчие из церковного хора, затем толпа подхватила мелодию, и загудел Новосибирск как один живой организм... Участвовать в мероприятии приехал даже депутат Госдумы Николай Валуев.

- Мы готовы высказать свое порицание тем, кто стоял у истоков этого действа. Мы можем плакать, негодовать от увиденного на сцене, но культура не может нас оскорблять, - заявил спортсмен. - Да, режиссер имеет право на свою точку зрения, но почему-то он избирает объектом своих насмешек того, кому мы поклоняемся, объект, который и объектом-то назвать нельзя, для нас это Мессия, для нас это Спаситель! И, наверное, не стоит сейчас устраивать охоту на ведьм, но все-таки всегда есть люди, которые стоят за всем этим…

И Валуеву удалось нокаутировать «Тангейзер». Сразу после митинга стало известно, что Владимир Мединский уволил директора Новосибирского оперного Бориса Мездрича. А заместитель руководителя Администрации президента Магомедсалам Магомедов заявил, что пора ввести театральную цензуру:

- Наверное, надо на предварительном этапе смотреть репертуар, особенно в государственных театрах, - высказался он.

Принц Лимон выходит на сцену

Директором новосибирского театра стал Владимир Кехман, российский олигарх, с мая 2007 года - генеральный директор Михайловского театра в Петербурге. Там Кехмана знают многие, но не только по театру. Его называют «банановым королем» - именно торговля фруктами помогла бизнесмену сколотить первые миллионы. А еще «король» знаменит громким уголовным делом: МВД инкриминирует ему хищение миллиардов, которые подконтрольная ему группа компаний по продаже фруктов заняла у нескольких банков. Несмотря на такую яркую биографию, Кехмана все же командируют в Новосибирске, где он встречается с коллективом и Борисом Мездричем, которого… благодарит за работу:

Для Бориса Мездрича постановка стала роковой.

Фото: Влад КОМЯКОВ

Владимир Абрамович, конечно, вежлив и учтив. Но его назначение по душе не всем. Например, Станислав Садальский в своем блоге прокомментировал кадровую замену так: «Победило невежество!» А подробней заслуженный артист РСФСР озвучил мнение в прямом эфире на радио «Комсомольская правда»:

- Для меня в это дело не должна была вмешиваться церковь! Назначили человека, который не имеет никакого отношения к искусству. Кехману я благодарен только за одно, в Санкт-Петербурге в храм, где мой прапрадед был настоятелем, он внес сумасшедшие деньги. За это я ему признателен. А так он - известный банановый король, занимался экспортом бананов, купил себе должность в театре, стал даже выходить на сцену, играть принца Лимона.

«Принц Лимон» снял «Тангейзера» с проката. Волна репертуарного эха тут же накрыла и молодежный театр «Глобус» - он в Новосибирске находится в пяти минутах ходьбы от оперного. Так вот в «Глобусе» решили подстраховаться: из спектакля-трилогии «Песни о родине» вырезали скандальный сюжет про православного ежика, который убивает во время крещения неправославную белочку. Режиссер этого действа Дмитрий Егоров позвал людей на митинг за свободу творчества.

Среди хэдхантеров митинга оказался бизнесмен Виктор Захаренко. Он возглавляет концертное агентство «Сибгастроли», и понимает происходящее хорошо, как никто другой. В 2014 году он готовил визит в Новосибирск артиста с мировым именем Мэрилина Менсона. Но силами православных активистов выступление было сорвано.

В Новосибирске нашлись и те, кто выступил уже не за «Тангейзер», а против Епархии. В Сети появилась онлайн-петиция оскорбленных речью митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, под петицией за сутки набралось около тысячи подписей. В документе сибиряки припоминают митрополиту призыв к народу выйти на молитвенное стояние против оперы. Народ возмущается, почему духовный пастырь приравнял тех, кто не пришел на митинг, к «христопродавцам»? Да и как же быть с самим митрополитом, который на молитвенное стояние всех приглашал, а сам не приехал.

«Левиафан»-2

Согласитесь, возмущение в адрес «Тангейзера» где-то напоминает негодование зрителей по поводу выхода фильма «Левиафан». Шумиха, связанная с картиной, улеглась совсем недавно. Режиссер Андрей Звягинцев говорит, что никогда прежде на митингах не участвовал. Да и в принципе он производит впечатление человека очень миролюбивого. Но для акции за свободу творчества записал видеообращение. Он не смотрел постановку и не берется оценивать ее, но как человек творческий высказывает мнение.

– К сожалению, я не видел спектакля, и потому не имею морального права защищать его. Но я защищаю право художника на высказывание. Моя позиция проста: художник высказался, и это его право. Ваше право – не соглашаться с его высказыванием, для этого и существует общественная дискуссия. Государство не может регламентировать высказывание автора. Свобода прессы, свобода слова, отсутствие цензуры – это те незыблемые основы, которые пропечатаны черным по белому в главном документе Российской Федерации – в Конституции. И никто не вправе подвергать их ревизии.

Андрей Звягинцев записал видеообращение для новосибирцев

Фото: Вадим АЛЕКСЕЕВ

Позицию новосибирских православных (тех, что добились отмены оперы) не разделяет и Андрей Кураев, общественный деятель, протодиакон Русской Православной Церкви. Говорит, что, мол, создатели оперы вовсе и не оскорбляли святое.

- Если я вижу, например, картинку черта, кто перед мной? Проповедь юного сатаниста? Или часть православной иконы? То есть черт может быть на православной иконе изображен. Как и языческий палач, змей, дракон… Вопрос в том, зачем это. То есть наличие того, или иного значка не означает отметки, что все - очень плохо. Может, на самом деле, зло изображается в минуту его поражения? Точно также, когда речь идет об использовании в сложном произведении искусства образа Иисуса Христа. Надо посмотреть контекст.

Точку в деле о «Тангейзере» попыталась поставить прокуратура. Она сначала хотела обжаловать оправдательный приговор Борису Мездричу и Тимофею Кулябину, Но 2 апреля отозвала свое постановление, согласившись: невиновны... Только точка ли это? Или запятая?..