Премия Рунета-2020
Пермь
-5°
Boom metrics
Звезды19 июля 2019 19:33

Полторы тысячи стрел, костюмы из рыбьей кожи и другие секреты со съемочной площадки «Сердца Пармы»

В Пермском крае начались съемки фильма по роману Алексея Иванова [фото, видео]
Александр Кузнецов: До съемок в этом фильме я к лошади подойти боялся.

Александр Кузнецов: До съемок в этом фильме я к лошади подойти боялся.

Фото: кадр из фильма

В княжескую барку, стоящую у берега Косьвы, по сходням поднимаются оборванные и тощие бурлаки. Нечесаные волосы, лохматые бороденки. На лицах грязь, а кое у кого и кровь. Встретишь таких на улице – за десяток метров обойдешь. Даже вблизи не сразу догадаешься, что их облик – дело рук опытных гримеров, по два-три часа превращающих обычных пермяков в жителей древней Перми Великой.

Бурлаки на барке. Фото: Василий ВАХРИН.

Бурлаки на барке. Фото: Василий ВАХРИН.

В Пермском крае начались съемки фильма по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы». В окрестностях небольшого городка Губаха, в Холодной логу, построили стену деревянной крепости с воротами и сторожевыми башнями. Осаду выдерживать этой крепости еще не пришлось, но первое испытание на прочность она уже проходила. Ураганным ветром, бушевавшим в Губахе на прошлой неделе, снесло два пролета этой стены. Хорошо, что к этому времени съемки еще не начались. Стену починили и как следует укрепили.

- Теперь она способна выдержать все, разве что кроме землетрясения, - смеется продюсер фильма Дарья Лаврова.

Крепость будет «работать» в картине попеременно и Чердынью, и Усть-Вымом – в зависимости от ракурса съемок. К примеру, из ее ворот будет выбегать маленький князь Михаил, спасаясь от нападения вогулов, а затем скатываться вниз по склону Холодного лога.

В окрестностях Губахи возвели крепостную стену древней Чердыни. Фото: Василий ВАХРИН.

В окрестностях Губахи возвели крепостную стену древней Чердыни. Фото: Василий ВАХРИН.

А в нескольких километрах от крепости на берегу Косьвы расположилась съемочная площадка другого эпизода – приезда повзрослевшего князя Михаила в Афкуль и его встреча на пристани с сыном татарского шибана Исуром.

Реквизит попадет в музей

Над созданием княжеской барки реквизиторам пришлось серьезно потрудиться. Двадцатиметровое судно весом в 10 тонн должно было иметь осадку не более 40 сантиметров и при этом выдерживать примерно двадцать актеров – княжеских воинов и бурлаков.

Специально для съемок была построена 20-метровая барка. Фото: Василий ВАХРИН.

Специально для съемок была построена 20-метровая барка. Фото: Василий ВАХРИН.

- Остов мы сделали железным, а сверху барка обшита деревом, - рассказывает художник по реквизиту Анатолий Баторов. – Внешне она полностью соответствует древнерусским судам. Вообще в этом фильме мы очень стараемся соблюдать историческую достоверность.

На месяц съемок в Прикамье доставили две фуры с реквизитом. Это и оружие, и доспехи, и костюмы для персонажей.

- Только стрел мы изготовили полторы тысячи штук, - продолжает Анатолий Баторов. – Стараемся, чтобы они не терялись, подбираем после съемок. Но сделали с запасом.

Стрелы совсем как настоящие, лишь взяв в руки, понимаешь, что наконечник легко гнется – сделан из резины. Но, как уверяют бутафоры, если поменять наконечники на металлические, стрелы будут вонзаться точно в цель.

Щиты для воинов сделаны из разных материалов: есть металлические, а есть пластиковые, которые используют всадники, – чтобы при скачке не набивать себе синяки металлом. Но внешне их друг от друга не отличить.

«Татарские воины» в краткий перерыв между съемками. Фото: Василий ВАХРИН.

«Татарские воины» в краткий перерыв между съемками. Фото: Василий ВАХРИН.

А вот мечи, боевые топоры, кинжалы, луки и самострелы - с ними можно и в самом деле идти в бой. Но больше хочется любоваться на изящные орнаменты, украшающие оружие, - почти музейные экспонаты. Впрочем, как говорит Анатолий Баторов, после съемок некоторые их изделия и в самом деле попадают в музеи.

Костюмы из рыбьей кожи

Пермяки, московиты, татары, вогулы - в фильме для каждого из этих народов созданы свои костюмы, чтобы зрителю было понятно, что за народность перед ним. К примеру, у вогулов будут амулеты в пермском зверином стиле. Воины князя Михаила одеты в кожаные доспехи, на татарах – длинные халаты с жилетами. Но особые костюмы у людей Уроса. Этот речной народ в фильме предстает чем-то вроде российских эльфов: высокие, с длинными белыми волосами. И их наряды сшиты из настоящей рыбьей кожи, даже с чешуей. Признаюсь, в вагончике костюмеров, где висели куртки уросцев, я не удержалась и принюхалась. Легкий рыбный запах в них сохранился.

Ради съемок в массовке даже увольнялись с работы

Прослышав про возможность сняться в кино, пермяки засыпали дирекцию по кастингу своими заявками. Более 2000 человек пришли на первый кастинг, который прошел в Губахе, еще 1000 – в Перми.

- Я как подал заявку, сразу начал бороду отращивать, - рассказывает рабочий Чусовского металлургического завода Андрей Козулин. – Уже хорошо выросла. А мне никто не отвечает. Думаю, все – не возьмут. Тут как раз у меня у дочери свадьба, пришлось бороду сбрить. И через неделю – звонок с киностудии, приглашают на съемки. Я им – так и так, без бороды я уже. «Ничего, - отвечают, - приезжайте, что-нибудь придумаем вам».

И придумали – наклеили Андрею и усы, и бороду. Получился очень колоритный бурлак.

«Сэлфи бурлака на Косьве»: Рабочий Чусовского завода Андрей Козулин взял отпуск за свой счет, чтобы сняться в массовке. Фото: Василий ВАХРИН.

«Сэлфи бурлака на Косьве»: Рабочий Чусовского завода Андрей Козулин взял отпуск за свой счет, чтобы сняться в массовке. Фото: Василий ВАХРИН.

Накладные усы и бороды пришлось использовать для многих артистов массовки. Из-за этого случались и курьезы.

После первого съемочного дня один из бурлаков снял «отслужившие свое» усы с бородой и выбросил их в мусорный мешок. Узнав об этом, гример громко возмутилась:

- Да ты что, ты думаешь, тебе каждый раз новую бороду будут выдавать?

Бурлак бросился искать выброшенную бороду. Перерыл весь мешок, но потерю нашел.

Большинство участников массовки ради съемок взяли на работе отпуска за свой счет.

- Это еще ничего, - смеется Руслан из Кизела. Он работает в вагонном депо, на съемки отпросился у мастера, в счет отгула. – У нас тут один мужик вообще с работы уволился, чтобы в кино сняться.

С шести утра и до двух ночи

Руслан играет татарского воина. Для съемок ему пришлось побриться наголо. Но ради кино он и не такие жертвы готов. Руслан демонстрирует свой наряд татарина – штаны, рубашка, ватный халат, жилет, доспехи, на голове шлем с подшлемником, на ногах сапоги. На улице жара под тридцать градусов. Тут в футболке-то потом обливаешься, а как массовка весь день в этих тяжелых нарядах?

- Нам не жарко, когда идут съемки, так увлекаешься, ничего не замечаешь, - говорит Руслан.

Актерам, в том числе и из массовки, приходится непросто. Съемочный день начинается в шесть утра. Встали, перекусили слегка – и на грим. Гримироваться приходится по два-три часа. Потом целый день съемка с перерывом на обед и до поздней ночи. В четверг, воспользовавшись тем, что наконец выдался жаркий и не дождливый день, режиссер завершил съемки только в два часа ночи.

Но на такой режим никто не ропщет.

- График очень плотный. Выспаться не удается никому, - говорит Александр Кузнецов, исполнитель главной роли – князя Михаила. - Гримеры вообще спят часа по три, наверно, в день. Но по-другому никак. Мы же знали, на что идем. Это экспедиционные сложные съемки, и так нам жить как минимум полгода, но это не вызывает никакого расстройства. Это классно, все в азарте и всем всё нравится.

По ночам снятся кошмары

Для Александра съемки в «Сердце Пармы» значат очень многое.

- Для меня это важнейшая роль, - признался он. – Бывают роли, в которых ты снимаешься для того, чтобы сыграть потом что-то серьезное, тренируешься или пытаешься раскрыть себя по-новому. Это роль, к которой я уже пришел. Ее надо сделать хорошо. Этот роман читали многие люди, и они ждут высокого результата от фильма.

Ранее Александр сыграл Скептика в фильме Кирилла Серебренникова «Лето» и главную роль в фильме Рустама Мосафира «Скиф». Снимался он и в «Ненастье», также снятом по книге Алексея Иванова. Но роль князя Михаила досталась ему не сразу.

- На эту роль был огромный кастинг, - говорит Александр. - Меня утвердили в последний момент. Вроде, какой из меня князь? У меня сломан нос, и не самая героическая внешность. Решение принималось сложно, но все же меня утвердили.

Режиссер Антон Мегердичев ставит сцену с сыном татарского князя Исуром (актер Ислам Зафесов). Фото: Василий ВАХРИН.

Режиссер Антон Мегердичев ставит сцену с сыном татарского князя Исуром (актер Ислам Зафесов). Фото: Василий ВАХРИН.

Летний съемочный сезон в Губахе продлится до 13 августа. Затем начнутся съемки в павильоне в Москве. После этого вернутся в Прикамье кинематографисты в октябре-ноябре, когда ляжет снег. По словам продюсера Дарьи Лавровой, ожидается, что фильм выйдет на экраны в конце 2020 или в начале 2021 года.