Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды15 июля 2018 22:21

Российские фильмы начали обходить в прокате голливудские. Почему?

Об этом "КП" рассказал Александр Нечаев, заместитель главного редактора журнала «Бюллетень кинопрокатчика» [видео]
Один из самых обсуждаемых российских фильмов последнего времени - фильм"Собибор" Константина Хабенского

Один из самых обсуждаемых российских фильмов последнего времени - фильм"Собибор" Константина Хабенского

По итогам первого полугодия 2018-го зафиксирован невероятный рост интереса к отечественному кино: оно начинает откровенно теснить иностранное. Как так получилось, слушателям радио «Комсомольская правда» рассказал Александр Нечаев, заместитель главного редактора журнала «Бюллетень кинопрокатчика».

- В первые шесть месяцев 2017-го сборы наших фильмов составляли 22 процента, остальное прокатчикам приносили иностранные картины. А в этом году доля в первые два месяца переваливала за 50 процентов! Сейчас, правда, немножко откатилась назад, и составляет 37,5 процентов. Но все равно это очень впечатляющий рост. Если сравнивать с Европой, национальное кино лучше смотрят только во Франции. Если сравнивать с первым полугодием 2017 года, сборы российского кино выросли на 58 процентов. А сборы иностранных упали почти на 26. Ничего подобного не было еще никогда.

В ДЕНЬ ПОБЕДЫ «МСТИТЕЛЕЙ» ЗАМЕНИЛИ «СОБИБОРОМ»

- Кризисные времена влияют на посещаемость кинотеатров?

- Надо понимать, что кино по-прежнему остается самым доступным развлечением. Цена билета хоть в театр, хоть в аквапарк гораздо выше, чем средняя цена билета в кино - по России это в среднем 254 рубля. Конечно, когда времена совсем тяжелые, сборы падают. Кстати, хотя сейчас вроде бы ничего такого нет, в первом полугодии 2018-го рынок кинопроката несколько просел: в прошлом году за первые 6 месяцев все фильмы собрали на 8 процентов больше, чем за тот же период в этом. Но за это падение в основном ответственны голливудские картины.

- Раньше много говорили о введении квот на голливудские фильмы…

- К счастью, их так и не ввели. Но Министерство культуры, которое в среде кинопрокатчиков называют просто «регулятором», четко обозначило свою позицию: если какой-то голливудский фильм мешает прокату российского, может активно конкурировать с ним, голливудскую картину просто передвигают на другую дату. Была громкая история с последними «Мстителями»: прокатчикам удалось договориться и выпустить их в майские праздники, хотя прокат пытались передвинуть на более поздний срок. Однако их не показывали 9 мая, когда очень многие люди идут в кино. В День победы «Мстителей» повсюду заменили российскими картинами – например, «Собибором»…

Впрочем, иногда приходится «разводить» в прокате и российские релизы. В прошлом году на День космонавтики, должны были выйти сразу две картины о космосе, «Время первых» и «Салют-7». Но тут включились кулуарные игры, и «Салют-7» уехал на осень. Оно, впрочем, оказалось и к лучшему – «Время первых» в итоге сражался с очередным «Форсажем», а «Салют» спустя полгода «выстрелил» в прокате и собрал значительно больше денег, чем конкурент. Его активно хвалили критики и зрители в разговорах между собой. В результате он потом еще и получил «Золотого орла» как лучший фильм года.

- Какие голливудские фильмы по-прежнему популярны?

- Да вот те же «Мстители: война бесконечности» и другие экранизации комиксов компании Marvel. Этот бренд - единственный, который не показывает у нас отрицательной динамики. Первый «Железный человек» вышел в 2008 году, с тех пор на экранах появилась огромная «вселенная Marvel», и для молодых россиян это уже неотъемлемая часть жизни. Двадцать лет назад в комиксах у нас почти никто не разбирался, и когда по телевизору показывали совсем древние экранизации «Невероятного Халка», название переводили как «Невероятный Неуклюжий». Но сейчас Халк, Железный человек, Капитан Америка, Черная вдова и прочие супергерои для российских зрителей как родные.

- У нас ведь тоже были попытки снимать что-то подобное.

- Но российскому зрителю уже нельзя продать кальку с Голливуда, что прекрасно продемонстрировал провал российского кинокомикса «Защитники». После него сама тема отечественных супергероев стала считаться несколько токсичной. Некоторые продюсеры, собравшиеся было снимать такого рода кинокомиксы на российском материале, просто заморозили свои проекты. Хотя концепции были интересные - не просто попытка впрямую сражаться с Marvel, как Эллочка-людоедка с миллионершей Вандербильд, а свои симпатичные и оригинальные идеи.

«Марвел» «Марвелом», но большинство популярных франшиз сейчас недобирают: это и «Тихоокеанский рубеж 2», и «Мир Юрского периода 2», и «Бегущий в лабиринте 3», собравшие меньше предыдущих частей. Приемлемые, но не самые выдающиеся результаты у «Восьми подруг Оушена». В феврале российский мюзикл «Лед» собрал гораздо больше, чем самый кассовый голливудский фильм месяца, ориентированный на женскую аудиторию - «50 оттенков свободы». В марте феминистская «Лара Крофт» откровенно проиграла российской феминистской комедии «Я худею». Понятно, что у этих картин не совсем одинаковые целевые аудитории, но все равно разница в сборах впечатляющая. У прокатчиков новой «Суперсемейки», вышедшей в июне, явно были планы собрать миллиард рублей, но до этой суммы добраться фильму будет тяжело… Впрочем, июнь и июль - это отдельная история.

КАК МУНДИАЛЬ ИСПОРТИЛ КАССУ

- Чемпионат мира по футболу отвлек людей от кино?

- Да, причем для многих это стало неожиданностью. Прокатчики просто не учли, что люди будут прикованы к телевизорам, особенно когда играет наша сборная. Те же «Восемь подруг Оушена» вышли во время Чемпионата мира и были рассчитаны на женщин, которые якобы футбол не смотрят и ищут других развлечений. Но все стереотипы были разрушены: оказалось, что смотрят, да еще как! Когда наши играли с хорватами, сборы в кинотеатрах просто грохнулись. Обычно в субботу они возрастают на 60-70 процентов по сравнению со сборами в пятницу, это самый кассовый день недели. В этот раз они выросли только на 8 процентов, это была одна из самых провальных суббот за последние годы. И это при том, что матч начинался только в девять вечера - то есть утро и день у людей были свободны. Но, похоже, уже с утра никто ни на что другое не хотел отвлекаться.

- Как все-таки объяснить успехи российского кино?

- У любого успеха или провала всегда несколько причин. Если взять то же «Движение вверх», это кино прежде всего потрясающе технически сделанное. Баскетбольный матч там снят так, что за ним с замиранием сердца следят люди, которые никогда в жизни не стали бы смотреть баскетбол по телевизору. При этом он стоил не запредельно дорого, хотя и не дешево: матч там снимали чуть ли не месяц шестью камерами, Америку честно снимали в Америке, а не в Подмосковье… Зритель давно уже привык к определенному качеству. И все равно, сборы в три миллиарда никто не мог предсказать даже в самых смелых прогнозах.

Сценарист «Движения вверх» Николай Куликов говорил, что фильмы про советскую эпоху - «Легенда № 17», «Салют-7», «Время первых» - пользуются успехом вовсе не из-за ностальгии. Ни один из этих фильмов СССР не воспевает, советское чиновничество там показано не с лучшей стороны, отрицательные стороны продемонстрированы вполне четко. Мы не пытаемся доказать себе, что у нас было идеальное прошлое. Мы просто наконец находим, в том числе в прошлом, доказательства своей нормальности. Русские кинематограф, искусство, публицистика несколько десятилетий впаривали нам идею, что мы были и остались какими-то ущербными по сравнению с Западом. Это была мощная психологическая травма, породившая в нас сильный комплекс неполноценности. А все эти фильмы показывают, что русские, может, чем-то и отличаются от французов, американцев или англичан, но точно ничем их не хуже. Мы - не маргинальная несчастная нация, мы - нормальные. Даже фильм «Я худею» о девушке, сбросившей много-много килограммов ради бойфренда - на самом деле о том, что надо принять себя таким, какой ты есть. А если тебе что-то в себе не нравится, просто исправить это и жить дальше счастливым.

Еще один важный момент: все самые кассовые российские фильмы последних лет – о связи поколений. Современный зритель смотрит «Движение вверх» или «Салют-7» и понимает, что у него с его родителями есть общее прошлое, за которое не стыдно. В этом смысле показательно, что и «Я худею», комедия, действие которой происходит в наши дни, также исследует диалог между «отцами» и «детьми». Разрыв между поколениями – одна из болевых точек нашей страны, именно сейчас она вызывает огромный интерес у публики. Массовый кинематограф в этом смысле выступает в роли психотерапевта – такие фильмы сглаживают конфликты, убеждают, что в конечном счете все будет хорошо.

Ну, а что касается патриотизма, сам по себе он не продается. В гордости за свою страну, конечно, ничего плохого нет, только обращаться с ней нужно очень осторожно. Если тупо накачать картину воплями «Шашки наголо!», «Россия, вперед!», «Ура, мы круче всех!» или «Все остальные хуже нас!», зритель мгновенно почувствует фальшь. Кстати, в этом смысле наше кино тоже эволюционирует: «Движение вверх» сделано гораздо аккуратнее, чем «Легенда № 17», вышедшая всего пять лет назад. Там канадские хоккеисты были продемонстрированы как какие-то звероподобные существа, чуть ли не псоглавцы, с которыми сражалась команда русских богатырей. А здесь американцы - точно такие же нормальные люди, как наши спортсмены.

- Ну, а фильм «Лед»?

- Там сошлось много концепций, которые милы сердцу девушек… Кстати, когда парочка идет в кино, фильм почти всегда выбирает девушка - продюсеры об этом помнят, поэтому даже в рекламных роликах военных драм всегда подчеркивается: в картине есть красавцы-мужчины и есть любовная линия. Когда в 2005-2006 годах шли рекламные кампании «9 роты» и «300 спартанцев», продюсеры у нас и в Голливуде делали все, чтобы заинтересовать фильмами про войны и битвы прежде всего женскую аудиторию. И в результате собрали огромное количество зрителей. Ну, а уж в фильме «Лед» изначально были все условия: это история про фигурное катание, про провинциалку, ищущую счастья в Москве, про любовь на разрыв аорты, про романтичного героя, который ради любимой готов забыть о том, что он хоккеист и исполнять тройной тулуп… Интересно, что прокатчики всеми силами до последнего скрывали от зрителя, что «Лед» - мюзикл. Считалось, что фильмы этого жанра у нас не собирают кассу. И действительно, единственными успешными примерами были десятилетней давности «Стиляги» и «Mamma Mia!» Но теперь, видимо, следует ждать ренессанса российского киномюзикла – успешные концепции в кинобизнесе копируются довольно часто.

ВПЕРЕДИ - НОВЫЙ «ВИЙ» И СТАРЫЙ ТАНК

- Какие российские блокбастеры нас ждут в ближайшее время?

- В августе выйдет новая серия «Гоголя» - телесериала, который решили сначала показать в кино по частям, с совершенно неожиданным для самих продюсеров успехом. В том же августе должен был выйти еще один фильм как бы по Гоголю - «Вий-2: Путешествие в Китай», продолжение очень популярного «Вия» 2014 года со Смоляковым, Чадовым и Дитковските. В новом фильме снялись Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер и Рутгер Хауэр. Сейчас его перенесли на 2019 год: это первая в истории полноценная российско-китайская копродукция, и китайцы вроде бы, по неподтвержденным пока данным, собрались выпускать его в феврале, на свой Новый год. Для них это такой же «козырный» период, как для нас - новогодние каникулы с 1 по 9 января. В России по условиям договора он раньше выйти не может.

А в конце декабря выйдет военная драма «Т-34» Алексея Сидорова, автора «Бригады» и «Боя с тенью». Продюсеры, среди которых канал «Россия», делают на него очень большие ставки. Его ролики крутились между таймами матчей Чемпионата мира. Это рекламное время можно было бы продать за невероятные деньги, но канал предпочел продвигать свой проект, причем за полгода до выхода. В него верят, и рассчитывают на сборы минимум в два миллиарда.