Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика1 июня 2018 13:45

Переоценка ценников

Минсельхоз предлагает повысить налоговые сборы за пользование водными биоресурсами. К чему это может привести рыболовецкую отрасль
Непродуманное сокращение льгот отправит планы развития отрасли коту под хвост.

Непродуманное сокращение льгот отправит планы развития отрасли коту под хвост.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Сейчас рыбаки работают по 15-процентной льготе от налоговых ставок: в середине 2000-х власти таким образом решили поддержать отрасль и поднять ее со дна. Впервые попытки изменить ставки предпринимались четыре года назад. Но тогда поправки сочли сырыми и отравили на доработку. С тех пор разговоры о повышении ставок идут регулярно. Назывались цифры, но до конкретики дело не доходило. И вот несколько недель назад Минсельхоз представил проект изменений Налогового кодекса о взимании сборов за пользование водными биоресурсами.

Дорогой мой краб!

Ставку по большинству объектов собираются повысить. Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Правда, повышение обещают постепенное. С 1 января 2020 до 1 января 2022 года рыбаки будут платить половину от скорректированного сбора, а потом - полную ставку. Например, на дальневосточную горбушу она вырастет с 3500 рублей за тонну до 7900 рублей, а на кету ставку в некоторых районах предлагается повысить с 4000 до 12 600 рублей. Сильнее всего повышение ставок может коснуться добытчиков краба.

- Много лет отрасль работала по 15-процентной льготе от действующих ставок. Ставка невысокая - ее вполне можно пересмотреть в сторону увеличения, - говорит президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. - Но повышение должно быть в разумных пределах, а не в 17 раз от фактических, как по некоторым объектам. Мы рассчитали, что за 10 лет, в зависимости от величины общего допустимого улова, только крабовый сегмент заплатит налогов на сумму от 24 до 35 млрд. рублей. Большая сумма, и она сильно отразится на перспективных финансовых показателях отрасли. Эти деньги могли бы пойти в инвестиции, на то же строительство 10 - 15 среднетоннажных судов. А так будем подстраиваться под меняющиеся условия.

У рыбаков были вопросы к расчетам ставки, но законопроект остался без изменения. Пока поправки не приняты, возможно, что-то поменяется, да и позиция по этому вопросу у различных ведомств неоднозначная.

Льготы, правда, останутся. В частности, для градо- и поселкообразующих организаций. По словам председателя правления НП «Союз рыбопромышленников Севера», члена Совета ВАРПЭ Владимира Григорьева, для прибрежных поселков сохранение льгот очень важно. Но критерии их получения поменяются. В частности, по замыслу авторов поправок, для этого организация должна будет заключить с администрацией муниципального образования соглашение по социально-экономическому развитию родного населенного пункта. Ветеран отрасли, бывший замминистра сельского хозяйства России Владимир Измайлов убежден, что эта льгота - не определяющая, поскольку таких градообразующих предприятий в стране не так уж много. К тому же к ним предъявляется слишком много требований. А президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов считает, что условия для многих заводов прописаны в законе нечетко. Порой, по его словам, чтобы получить льготу, проще закрыть старое предприятие, работающее уже много лет, и построить на его месте новое. А это неправильно.

Другие категории плательщиков также могут воспользоваться несколькими вариантами вычетов. Во-первых, они полагаются при производстве и переработке рыбной или иной продукции из водных биологических ресурсов.

- Рыбаки заинтересованы в глубокой переработке продукции. Вот только ее перечень правительству еще предстоит утвердить. И это очень важный момент. Если в список не попадет живая и охлажденная морская продукция, то это сильно ударит по рыбакам, - отметил Владимир Григорьев.

Во-вторых, вычет рыболовецкому предприятию могут дать при реализации собственного улова и произведенной из него опять же собственными силами продукции. Правда, воспользоваться механизмом можно будет только в случае продажи товара в России. Тут тоже есть тонкий момент: как быть, если покупатель такой продукции в дальнейшем перепродаст ее за границу? Льготу заберут, а рыболовецкую компанию накажут? Море вопросов…

Вычет положен и при использовании рыбаками судов не старше пяти лет, построенных в России. Но вычет не планируется распространять «на разрешения, выданные в отношении добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели».

Понятно, что таким образом правительство пытается и казну наполнить, и рыбопереработку стимулировать, и внутренний рынок наполнить рыбой. Но и рыбакам тоже бы хотелось пройти через новые налоговые рифы без потерь.

Утром - деньги, вечером - рыба

- Мое мнение - проект сыроват, - говорит Владимир Измайлов. - Спешить не надо. Главное, должен быть проведен анализ, к чему приведут изменения в законе. И считать не только на сегодня, но и на перспективу. Должна быть методика расчета объемов платы за ресурсы. Есть предложение брать ставку в размере 2% от стоимости продукта.

Деньги изъять всегда можно, но каковы последствия? Если посмотреть общий объем исполнения бюджета, то его не выбрали: деньги остались. Все направлено на увеличение сборов, но это может привести к удорожанию продукции. Этот же сбор платится до того, как рыбаки идут на промысел. А если они не смогут добыть тот объем, что запросили? Значит, налоговый сбор ляжет на них еще большим грузом. Поэтому, уверены рыбаки, нужно выработать методику и провести расчеты не только с точки зрения бюджета, но и с точки зрения того, как это повлияет на работу предприятий, на стоимость продукции.

- Я в отрасли более 30 лет. Думаю, справимся с новым налоговым бременем, -

подытожил Владимир Григорьев. - Мы пережили и аукционы, после которых ушли в минус, и льготы, которые помогли наладить работу отрасли. Теперь переживаем второй этап: льготы начинают сокращать. Главное - найти компромисс. Если резко убрать льготы из отрасли, то сразу прекратятся инвестиции. Рыбаки перестанут строить суда, заводы, перестанут их модернизировать. У нас никогда не было сверхприбыли. Государство должно понимать: можно изменить законодательство на каком-то этапе, чтобы получить от нас деньги, но потом опять придется что-то исправлять.

На горбушу налог вырастет с 3500 рублей за тонну до 7900 рублей, а на кету ставку в некоторых районах предлагается повысить с 4000 до 12 600 рублей.