Премия Рунета-2020
Новосибирск
+8°
Boom metrics
Происшествия6 июня 2018 22:00

Неработающая сим-карта взяла кредит на хозяина

Новосибирец отсудил 281,5 тысячи рублей у мобильного оператора, сотрудники которого выдали жуликам дубликат его сим-карты
Максим Ерофеенко обнаружил, что с его счета списали деньги, через сутки.

Максим Ерофеенко обнаружил, что с его счета списали деньги, через сутки.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Телефонные мошенники теперь работают по-новому: их жертвой может стать не только доверчивый пенсионер, а вообще любой человек. В такую историю несколько лет назад попал 35-летний новосибирец Максим Ерофеенко, руководитель складского терминала одной из крупных компаний. Финансовых проблем у сибиряка не было. Но накануне длинных майских выходных он остался без денег.

- Днем у меня перестала работать сим-карта - на экране мобильника высвечивалось, что нет доступа к сети, - описывает Максим. - До вечера я был на работе и только к восьми часам приехал в салон к оператору. Говорю: «Телефон не видит симку, замените».

На следующий день парня ждал неприятный сюрприз. В его компании перечислили зарплату, он зашел в «Мобильный банк» проверить сумму, а там...

- С моего счета исчезли 100 тысяч рублей! И еще появился кредит на 80 тысяч рублей, - рассказывает Максим. - Я поехал разбираться в банк.

Но скандалить надо было не с банкирами. А с сотовым оператором: оказалось, сотрудник по ошибке выдал симку парня жуликам! И за несколько часов, что не работала сим-карта настоящего абонента, те провернули аферу. Конечно, возникает вопрос: почему сотовая компания не спросила документы у аферистов и как вообще могла выдать сим-карту с чужим номером? Оказывается, документы были. Но поддельные.

- В сотовой компании рассказали, что к ним явился человек с доверенностью якобы от меня и попросил заменить сим-карту. Никаких доверенностей я, естественно, не подписывал, все это липа. Но ему поверили, - говорит Максим.

- Потом по дубликату сим-карты мошенники без проблем получили доступ в «Мобильный банк», - добавляет адвокат парня Михаил Спиридонов.

Максим написал заявление в полицию, но там - тишина. Уже четыре года ищут аферистов. И с кого в итоге спрашивать?

У сибиряка тем временем из-за мошенников началась череда проблем. Парень не смог выплатить взятый жуликами кредит. Вместе с пенями за просрочку набежал долг более 100 тысяч рублей. На его имущество: квартиру, машину - наложили арест. Судебные приставы готовы были уже ночевать у двери Максима. А тот в это время бился в суде с сотовым оператором. Доказывал вместе с юристами, что вина лежит на компании, а не на нем. Разбирательство шло четыре года. И в итоге битву выиграл клиент, а не мобильный оператор. Его обязали не только компенсировать 180 тысяч рублей, но и заплатить 90,5 тысячи рублей штрафа (который тоже перечислят в пользу новосибирца), а также возместить расходы на адвоката. Всего компания должна теперь выплатить 281,5 тысячи рублей.

«Комсомольская правда» будет следить за ходом разбирательств.

Адвокат Михаил Спиридонов доказал, что его клиент стал жертвой мошенников.

Адвокат Михаил Спиридонов доказал, что его клиент стал жертвой мошенников.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

ВАЖНО

Советы от юриста Михаила Спиридонова

Как не попасться на удочку мошенников…

1. Многие операторы сотовой связи предоставляют такие услуги, как запрет на выдачу сим-карт по доверенности. Клиент может обратиться в салон оператора сотовой связи и оставить письменное заявление, в котором укажет, что запрещает выдавать дубликаты сим-карт, осуществлять какие-либо действия с его номером телефона по доверенности. В таком случае любые действия с сим-картой можно будет осуществить только при личном присутствии абонента. Это исключит возможность выдачи сим-карт посторонним лицам по поддельным доверенностям.

2. Как бы банально это ни звучало, не оставляйте открытым личный кабинет онлайн-банка, в особенности если вход в него осуществлен в месте, к которому имеют доступ посторонние люди: к примеру, на работе, в гостях, в интернет-кафе.

…И что делать, если вы стали жертвой преступников

1. В первую очередь необходимо связаться с банком и заблокировать счет (либо карту).

2. Затем обращаемся с соответствующей письменной претензией в банк и оспариваем проведенные операции по переводу денег. Требуем предоставить все документы по вашему счету.

3. Далее, поскольку операции проведены с использованием сим-карты, необходимо обратиться с соответствующей письменной претензией и к оператору сотовой связи. Также требуем предоставить все документы по действием с вашей сим-картой. Если в салоне ведется видеонаблюдение, то вам в качестве доказательства потребуется и видеозапись визита жулика, которую салон предоставляет по требованию полиции. 4. Параллельно пишем заявление в полицию о факте мошенничества и предоставляем все документы от банка и сотового оператора. Если сотовый оператор и банк на вашу претензию не отреагировал, обращайтесь в суд. В ответчиках указывайте их обоих, пускай уже суд разбирается, кто больше виноват.

СКАЗАНО

«Мы обжалуем это решение!»

- У человека, обратившегося в офис за новой картой, была доверенность и паспорт. У работников салонов любого оператора нет ни навыков, ни оборудования, чтобы отличить, поддельная доверенность или нет: мы же не нотариусы, - прокомментировал «Комсомольской правде» представитель сотового оператора. – Поэтому человеку завели новую сим-карту! Но ситуация тут в другом: даже если кто-то пришел и получил за другого сим-карту, вы не можете войти в «Мобильный банк», потому что потребуется логин и пароль (так ли это см. «Вопрос ребром»). И замена сим-карты не является основанием для того, что сняли деньги со счета. Скорее всего, человек сообщил третьим лицам свой логин и пароль. Мы будем обжаловать решение суда!

ВОПРОС – РЕБРОМ

Как мошенники получили доступ в «Мобильный банк»?

- Если карта привязана к номеру телефона, то достаточно с мобильного направить запрос на номер 900 с текстом «ПЕРЕВОД», далее указать сумму перевода и номер карты, куда перевести. Далее в ответ от банка приходит СМС с номером одноразового пароля, который нужно отправить в другом сообщении для подтверждения операции, - пояснили корреспондентам «Комсомолки» в одном из банков.

Выходит, была бы сим-карта и доступ к деньгам у мошенника есть, даже логин и пароль от мобильного банка не нужен.