2018-04-23T17:29:29+03:00

Как вырастить успешного ребенка, не лишив его детства

Семь советов воронежским мамам и папам от экспертов - участников родительского форума
фото: ВРОДО «Искра»/Родительский форум.фото: ВРОДО «Искра»/Родительский форум.
Изменить размер текста:

21 апреля в Воронеже прошел родительский форум. В качестве спикеров выступали опытные коучи и специалисты по работе с детьми и молодежью. Мы собрали самые полезные советы от каждого из них.

Интересуйтесь не оценками, а новыми знаниями

Наталья Киреченкова, директор Молодежного института социальных программ, координатор проектов ВРОДО «Искра», о мотивации к обучению.

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Киреченкова.

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Киреченкова.

- Когда у ребенка что-то не получается, нужно понять, в чем проблема. Может быть, в учителе? Вспомните себя: в школе мы любили не столько сами предметы, сколько учителей. А если у ребенка нет взаимопонимания с учителем, ему уже не до уроков, его переполняют негативные эмоции. Какие еще могут быть проблемы? Раньше задавали читать меньше, сейчас – больше. Не успевает. Или, например, вы видели современные учебники по биологии, истории, географии? Из трех страниц только двадцать процентов полезной информации. Проблема может быть и в подаче информации. Одни дети лучше воспринимают на слух - аудиалы, другим нужна картинка - визуалы. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, прежде всего, необходимо выяснить, в чем проблема. А для этого нужно просто поговорить. Какой первый вопрос мы задаем детям, когда они возвращаются с уроков? «Как дела в школе?» и «Что получил?» Их задавать нельзя. Они говорят ребенку: «Дорогой, мне абсолютно все равно, что ты там узнал, главное, чтобы ты мне циферку принес». И скоро вы столкнетесь с такой проблемой: «Ты почему не учишь окружающий мир?» - «А меня уже спрашивали, теперь два раза точно не спросят». Задавайте такие вопросы: Что интересного было? Что нового узнал? Что тебя расстроило, что обрадовало? Расскажи про своих друзей. Через такие вопросы вы показываете, что ценна не оценка, а он сам, его знания.

Деньги не должны быть кнутом и пряником

Анна Сухова, начальник Сводно-экономического отдела Отделения по Воронежской области Центрального банка России по Центральному федеральному округу, о карманных деньгах и о том, как научить ребенка грамотно распоряжаться финансами:

фото: ВРОДО «Искра»/ Анна Сухова.

фото: ВРОДО «Искра»/ Анна Сухова.

- Для начала определите сумму, которую вы будете давать ребенку на определенный период времени. И пусть эта сумма не будет зависеть от его поведения или оценок. Деньги не должны становиться методом кнута и пряника. Если ребенок потратил всю сумму слишком быстро, а на первых порах это случается очень часто, не нужно сразу же давать ему еще - пусть ждет следующей выдачи, как было условлено. Обсуждайте с ребенком его траты, но не ругайте. Лучше в 10 лет совершить ошибку на 300 рублей, чем в 20 - на 300 тысяч. Попробуйте понять, почему он потратил деньги на то, а не на другое. Тогда эта тема перестанет быть стыдной. В итоге ребенок научится ставить и достигать цели. Он поймет, что на пути к ним есть некоторые ограничения. Кроме того, наличие карманных денег является одним из факторов уверенности в себе среди сверстников. Сколько давать? Все зависит от доходов семьи, но лучше, чтобы сумма была примерно такая же, как и у друзей ребенка - ни больше, ни меньше. Также ваш сын или дочь может раньше научиться пользоваться банковской картой, а сегодня это полезный навык. Если ребенку есть 14 лет, ему можно завести личную карту, если нет - дополнительную к родительской. Надо ли контролировать? Безусловно. Но делать это нужно ненавязчиво. Например, с помощью мобильного банка. Получается, ребенок, с одной стороны, учится самостоятельно распределять финансы, с другой - мы держим это под контролем. Помогайте ему в достижении целей, например, предложите завести конверт, в который он будет откладывать какую-то небольшую сумму на то, что ему хочется, пусть даже это 50 рублей в день.

Используйте соцсети для воспитания

Наталья Андрюшина, заместитель руководителя департамента дополнительного профессионального образования Воронежского института высоких технологий, о зависимости ребенка от гаджетов:

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Андрюшина.

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Андрюшина.

- Наш век - век одиночества. Ребенок здесь считает себя непонятым. Если он ушел в сеть, значит там ему интересно, там его понимают, там ему и решения принимать проще. Нельзя детей ругать, за то, что они «там». Нужно их выгонять «сюда». Но как? Например, вместе обучаться работе на компьютере, изучать новые программы. Если ребенок любит игры, предложите ему написать свою. Родители должны делать так, чтобы дети с ними разговаривали, чтобы они им доверяли. Когда вы будете с ребенком на одной волне, он будет подпускать вас к себе. Соцсети - не враги. Используйте их в воспитании. Например, многие преподаватели сейчас применяют странички в соцсетях для проверки домашнего задания.

Полезные привычки выработайте сначала у себя

Наталья Харитон, член Международной федерации коучинга, о формировании полезных привычек:

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Харитон.

фото: ВРОДО «Искра»/ Наталья Харитон.

- Дети - это наше зеркало. Они повторяют то, что делаем мы. Поэтому, если хотите выработать хорошую привычку у ребенка, заведите ее прежде всего у себя. Привычка формируется постепенно. Начните хотя бы с мелочи. Например, даже пять минут в день изучения иностранного языка здорово помогают. Старайтесь делать чуть больше, чем сто процентов. Дальше изучите людей, которые имеют подобную привычку. Зачем это нужно? Просто они каким-то образом уже достигли желаемого. Значит, есть определенные инструменты, незачем придумывать свой. Даже если вы не можете лично поговорить с ними, не поверите, но они часто отвечают в соцсетях. Если не сами, то их smm-менеждеры точно найдут время и расскажут. Многие пишут книги, о чем-то можно узнать из интервью. В общем, есть много способов узнать об опыте успешных людей.

Признайтесь, что тоже умеете не все

Татьяна Охрименко, психолог, педагог, блогер, мама двоих детей, об уверенности ребенка в себе:

фото: ВРОДО «Искра»/ Татьяна Охрименко (по центру).

фото: ВРОДО «Искра»/ Татьяна Охрименко (по центру).

- Родитель должен понимать: то, чего сам не имеет, он не может передать своим детям. Поэтому важно посмотреть на себя, на то, в чем мы не сильны, и воспитывать в первую очередь самих себя. Есть временные авторитеты: друзья, учителя, одноклассники . Они, конечно, тоже нужны. Но они уходят, и в конечном итоге ребенок всегда равняется на своего родителя. Если не знаете, как помочь детям стать увереннее в чем-то, вспомните себя, когда вы были маленькими. И подумайте, как бы вы хотели, чтобы ваши родители поступили в данной ситуации. Часто это самый верный ответ. Есть игра, в которую вы можете поиграть всей семьей. На листочках напишете много самых разных навыков и раздайте их случайным образом всем участникам. Каждый сформирует две стопки - «Умею» и «Не умею» - из тех карточек, что ему достались. Например, я умею готовить ужин, ничего не делать, но не умею доить корову. Главная мысль здесь в том, что ребенок узнает, что родитель тоже что-то не умеет, и что это нормально. Или наоборот, ребенок поймет, что он может что-то, что не умеет родитель. Это воспитывает в нем адекватную оценку себя.

Выбирая вуз, сразу думайте о будущей работе

Карина Бросова, проректор по развитию Воронежского института высоких технологий, заместитель председателя приемной комиссии, о том, как правильно выбрать вуз:

фото: ВРОДО «Искра»/ Карина Бросова.

фото: ВРОДО «Искра»/ Карина Бросова.

- Когда родители выбирают, куда будет поступать их ребенок, надо думать не только о том, какую специальность он получает, но и о том, где в итоге окажется. Есть ли ему место в этой сфере? Сможет ли он там реализовать себя? Например, если у вас ребенок интересуется IT, конечно, перед вами много вузов. Но у каждого из них своя специфика, каждый завязан на какой-то отрасли. Например, технологический университет специализируется на пищевой промышленности, для нее и выпускает кадры. Потому что сейчас государственные стандарты таковы, что 80 процентов учебного плана вуз строит сам. И если раньше заведения одинакового профиля выпускали приблизительно одинаковых специалистов, то сейчас «начинка» каждого вуза - в рамках определенной отрасли. Если не хотите видеть своего ребенка учителем в школе, зачем же его туда отдавать? Только потому, что там есть бюджетные места? Главная задача высшего образования - трудоустройство. Если раньше можно было закончить институт и перепрофилироваться, то сейчас нет такой возможности. Поэтому, если человек выпускается из вуза и понимает, что не хочет работать в этой отрасли, ему приходится получать второе высшее образование, а оно только платное.

Главное - чтобы ребенок был счастлив

Евгения Михалева, председатель ВРОДО «Искра», директор Областного молодежного центра, о модели успешного выпускника:

фото: ВРОДО «Искра»/ Евгения Михалева.

фото: ВРОДО «Искра»/ Евгения Михалева.

- Родители, попробуйте сесть вместе и написать, каким вы видите своего ребенка. Какими компетенциями он должен обладать? И обязательно старайтесь помочь ему в этом. То же самое может сделать классный руководитель на родительском собрании - поговорить с мамами и папами о том, какими они хотят видеть своих детей. Это поможет двигаться в нужном направлении. У каждого родителя получится свой список качеств успешного выпускника, но самое главное из них - ребенок должен быть счастлив. Если родитель понимает, что школа не может ему в этом помочь, нужно либо забирать сына или дочь на семейное образование, либо искать другую школу. То есть выбирать такие пути, чтобы ребенок не терял детство.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также