Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика10 декабря 2017 13:20

Перелет «Пули»

Наш военкор Александр Коц - о фильме про «доблесть» украинских бойцов «Айдара», показ которого был сорван в Москве
Кадр из документального фильма Беаты Бубенец «Полет пули».

Кадр из документального фильма Беаты Бубенец «Полет пули».

Фото: кадр из фильма

В наше политизированное время, когда скрытые подтексты ищут в театральных постановках и кинопремьерах, удивить искушенного зрителя - задача не из простых. Но организаторам конкурса документального кино «Артдокфест» это все-таки удалось. О самом фестивале еще напишут гигабайты текстов, наполняя соцсети желчью и ядом. Удивительный репертуар еще разберут по косточкам. И фильм «Процесс» о борце за свободу Олеге Сенцове (осужден в России за терроризм). И умилительную картину «Мустафа» - об экс-главе Меджлиса крымско-татарского народа Джемилеве. И фильм «Война ради мира» - о героях АТО, среди которых и члены запрещенного в России «Правого сектора». Ах да, забыл уточнить, фестиваль проходит в Москве.

Но удивил меня не набор работ с явным антироссийским подтекстом. А реакция на одну из картин конкурса - «Полет пули» Беаты Бубенец, - повествующей о тяжелых боевых буднях бойцов батальона «Айдар». Причем реакция людей, которых в комплиментарном отношении к российской власти заподозрить сложно.

«Местные жители как-то не очень рады, что их снимают, один начинает пассивно протестовать, Беата его посылает (на мой взгляд, можно было и не посылать), тут подскакивает чувак с автоматом, наставляет ему дуло в лоб и говорит, что это, оперативная съёмка, - делится впечатлениями журналист радио «Свобода» Сергей Хазов. - Проверяет документы. «Ты сепаратист! На референдуме голосовал?» Второй мужик вступается за него, его пихают в машину, надевают на голову одеяло и везут в подвал. Беата сидит на переднем сиденьи. В подвале его ставят на растяжку, запугивают, а потом он им рассказывает и рисует на школьной доске, где там в его городе блок-посты сепаратистов, как лучше этот город атаковать, тут гаражи, там лагерь».

При этом в кадре - и лицо несчастного мужика, и его документы. И весь либеральный лагерь дружно обсуждает, насколько этично это было показывать, не нарушила ли нормы дозволенного Беата Бубенец. И это самое удивительное. Неужели за этой завесой морализаторства не видно главного? Айдаровские отморозки хватают на улице обычного мирного жителя, тычут в него стволом, увозят «на подвал», запугивают... И это только то, что Бубенец показала. Если они ведут себя так на камеру, что происходит, когда она выключается? Видела ли она больше? Возможно. Я точно видел.

Помню, какими с той стороны возвращались люди во время обменов пленными - с перебитыми костями, прижженными сигаретами руками, с отбитыми внутренними органами, следами от пыток электрошоком... Я перечитывал сотни показаний мирных жителей об издевательствах со стороны ВСУ. Эти свидетельства кропотливо собирали в Донецке, чтобы отправить в Международный уголовный суд. Но мне публика, которая собралась на «Артдокфест», едва ли поверит. Я для нее - кремлевский пропагандист, который ко всем прочим недостаткам еще и в розыске СБУ по статье «терроризм». А доклады о зверствах «Айдара» таких организаций, как Amnesty International, в этой среде принято стыдливо не замечать.

Меня с маниакальной регулярностью обвиняют в «пособничестве террористам»: «Кровь наших бойцов и жителей Донбасса на твоих руках», - пишут мне с той стороны в соцсетях. И в этом месте на контрасте можно было бы использовать уже затертый за три года беспроигрышный прием - отзеркалить ситуацию с фильмом на ополчение. Но это уже сделал журналист Олег Кашин, с которым мы вряд ли когда-нибудь окажемся в одном окопе:

«Если бы Беата Бубенец так работала с ополченцами, все бы однозначно говорили, что это недопустимо, она мразь и соучастник военных преступлений, все такое - ну, как о Прилепине положено говорить. А так - ну художник, ну спорно, наверное, но имеет право... ...Беата Бубенец не нужна».

Видите? Про Прилепина - "положено". Про своих - нет. А может быть наоборот - нужна Беата Бубенец? Раз уж так корежит «лучших людей с единственно верным мнением». И ломается стройная картина мира, в которой «наркоманы-ополченцы» обстреливают сами себя, а рыцари в сияющих доспехах на белых конях ездят вдоль линии разграничения, помогая старушкам переходить через заминированную террористами дорогу.

В жюри конкурса, кстати, сидит поэтесса Вера Полозкова, которая обещала открыть бутылку лучшего шампанского, когда Прилепину «отстрелят башку». Я бы на месте Беаты обходил ее стороной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Москве сорвали показ фильма о «доблести» украинских карателей

… Верить в это долго не хотелось. Все думал: чья-то злая шутка, заброшенная в интернет, и растиражированная неуемными блогерами. Но, увы, это оказалось правдой: в рамках фестиваля документального кино «АртДокФест» в Москву привезли фильм «Полет пули». Который рассказывает о... «доблести» украинских карателей из так называемого «батальона «Айдар»! Показать ленту решили прямо на Новом Арбате, а потому понять возмущение ополченцев, пришедших в воскресенье к киноцентру «Октябрь», было можно (подробности)