Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире18 октября 2017 16:42

В Канаде нашли руку Москвы?

Некоторые парламентарии ополчились на "пророссийскую группу" иммигрантов, которые "пытались препятствовать" принятию закона, подобного Акту Магнитского
Фестиваль православной семьи

Фестиваль православной семьи

Фото: Эвелина АЗАЕВА

В Канаде в Первую мировую пересажали в лагеря своих граждан западно-украинского происхождения, за то, что они имели паспорта Австро-Венгрии, с которой Канада вела войну. Во Вторую мировую войну, расправились уже со своими гражданами японского происхождения. Многие русские канадцы, начиная с 2014 года, гадали (правда, со смехом, не веря в то, что говорят): а не будет ли и нам чего в связи с тем, что Россия теперь, по канадским понятиям, “на неправильной стороне истории”?

Но ничего не было. В 2014-м в Торонто, на волне украинских событий русские иммигранты, преимущественно 90-х годов, объединились и создали свои организации. Они стали печь блины и проводить Масленицы, устраивать пикники, но помимо этого – стали организовывать демонстрации против войны на Донбассе, собирать деньги и одежду для донецких детдомов, проводить парады Бессмертного полка (6000 человек приняли участие в Торонто этом году, что является рекордом по дальнему зарубежью), и еще – активно постили в соцсетях свои крымнашенские взгляды, лайкали Путина, и писали письма.

И вот их заметили... Заметили письма на английском языке, которые русские иммигранты писали в канадский парламент. На самом высоком уровне заговорили об организации “Русский конгресс Канады”. Нет, никого не сажают, и с работы не выгоняют, просто начались словесные нападки.

В начале октября в посольство России в Канаде пришло письмо от журналиста “The New York Times”, в котором тот спрашивал, что может ответить посольство на заявления некоторых членов канадского парламента о том, что “Русский Конгресс” – группа, координируемая посольством, и лоббирующая российские интересы. Посольство ответило, что оно ничего не координирует, и на всякий случай напомнило, что “Конгресс” состоит целиком из граждан Канады, которые, не нарушая законов страны, выступают за нормализацию канадско-российских отношений, а также против любой ненависти по этническому признаку, включая русофобию. И это, подчеркнуло посольство, отвечает мультикультурной политике Канады, в отличие от политики американской, которая является “охотой на ведьм” по поводу любого, высказавшегося за улучшение отношений с Россией.

Пикет у турецкого посольства

Пикет у турецкого посольства

Фото: Эвелина АЗАЕВА

Однако “The New York Times” опубликовала статью о “Русском Конгрессе”. В которой написала следующее:

“Прорусская группа отрицает любую связь с Кремлем, но парламентарии говорят, что ее давление укладывается в поддерживаемое Москвой вмешательство в дела Запада. Еще они говорят, что лоббистская кампания, которая началась в 2014 году и расцвела весной прошлого года, когда начались нападки на главу канадского МИД Христю Фриланд, высветила опасность русского вмешательства в дела Канады”.

Терпение депутатов, возможно, закончилось на письме, отправленном в канадский парламент “Русским Конгрессом” не так давно , и касающемся принятия канадского варианта Акта Магнитского. “Конгресс” в этом послании пытался объяснить депутатам, что не нужно ухудшать и без того прохладные отношения с Россией. Авторы поясняли, что в деле Магнитского много лжи и подтасовок. Перечислили их. Также написали, что в 2015 году, когда к власти в Канаде пришло новое правительство Джастина Трюдо, русские канадцы видели все признаки желания Оттавы улучшить отношения с Россией, но этого не произошло. Выразили сожаление по этому поводу.

В общем, это была просьба, челобитная. Изложенная в уважительной форме и вместе с тем прямо, по-славянски открыто и искренне.

И вот “ответка”... Депутат Джон Маккей за два дня до голосования зачитал в парламенте выдержки из письма русских иммигрантов, после чего закон практически единогласно одобрили. Зачем он это сделал, сказать трудно, но можно предположить: чтобы тех, кто еще сомневается, подтолкнуть к голосованию за закон, который в России считают абсолютно антироссийским. Посмотрите, мол, как волнуются русские, это они из Москвы науськали свою пятую колонну, и мы должны дать ей жесткий ответ...

На что надеялись русские иммигранты, спросит кто-то. Еще в 2015-2016-м годах бывший министр иностранных дел Канады Стефан Дион не желал никакого Акта Магнитского, противостоял ему, премьер Джастин Трюдо вторил ему. Вот и подумали активисты русской общины, что если провести разъяснительную работу среди депутатов, еще одного шага к ухудшению отношений двух стран может не произойти...

“Все понимают, что некоторые организации используются как выразители идей Путина, - сказал депутат Джеймс Безан, сообщает “The NY Times”. – Эти группы пытаются дискредитировать и разрушить этот закон в Канаде и демократию в наших собственных границах”.

Открытие памятника павшим в Великую Отечественную войну

Открытие памятника павшим в Великую Отечественную войну

Фото: Эвелина АЗАЕВА

Депутат Джон Маккей, как пишет эта же газета, не считает, что “Русский Конгресс” управляется из российского посольства в Оттаве, “и связал его лоббистскую активность с вмешательством российского правительства в канадские дела”. “Мы обеспокоены лживыми новостями и искаженной информацией”, - сказал он. Возможно, имел в виду, что иммигранты – не посольские марионетки, а просто оболваненные “кремлевской пропагандой” люди.

И здесь хочется сделать отступление... О, если бы канадские депутаты просто посетили “Русский конгресс” – своих избирателей... Просто бы пришли и спросили: ребята, а что вы нам постоянно пишете письма? То про Христю Фриланд, то про Акт Магнитского, то про ситуацию на Украине? Чего вам неймется? То им бы все до донышка рассказали. Как плакали в 2014-м году, когда шли активные боевые действия на Донбассе, где у многих родственники, как горевали по поводу сожжения людей в Одессе, как переживали, когда читали в канадских газетах бесконечные речи против России и вдруг ощутили себя во враждебной стране... Как некоторые ужаснулись до того, что после долгих лет эмиграции собрали чемоданы и уехали на родину. “Конгресс” даже показал бы, что на его счету в банке – мышь повесилась. Нет никакого финансирования ни из России, ни из посольства РФ в Оттаве, вообще ниоткуда нет. Сами скинулись, флаги купили, плакаты за мир нарисовали, и пошагали по улицам Торонто... А что такого делали-то? Ну, пикетировали турецкое посольство. Так и коренные канадцы плохо высказывались об Эрдогане, когда Турция сбила русский самолет. Тысячи канадцев ругали Эрдогана, возмущались почему до сих пор его страна в НАТО. Концерт Макаревича тоже пикетировали. Так это в Канаде тоже не преступление. Ну, что еще? Митинговали за российских паралимпийцев. Потому, что инвалидов негоже обижать, и кому как не Канаде, так бережно относящейся к своим инвалидам, это знать?

- Мы приглашали депутатов,- рассказывает отвечающая за связи с общественностью в “Конгрессе” Ирина Бронник. – Мы не партизанская организация, действуем открыто. Свои письма на английском языке выставляем на своем сайте. Мы приглашали депутатов на V-Day – празднование Дня Победы по европейскому календарю, 8 мая. Но никто не пришел... Нас, русских иммигрантов, не видят, не хотят замечать, как нам кажется. Мы мешаем...

- Ирина, а что за “атаки” на Христю Фриланд?

- Это мы написали письмо премьер-министру и разослали его также парламентариям. Мы обратили их внимание, на то, что г-жа Фриланд долгие годы скрывала, что ее дедушка выпускал нацистскую газету. При этом ее нелюбовь к России всем известна. Вот мы и указали на эти, неподходящие для главы МИД, качества. Выразили сомнение, что назначение г-жи Фриланд улучшит отношения Канады и России.

- Примечательно, что про дедушку министра написали ведущие канадские газеты, и комментарии рядовых канадцев к информации были очень негативными. Но никого это не волнует, а про “Русский Конгресс Канады” написали, что он просто-таки атакует г-жу Фриланд...

- После того, что про нас написала “The New York Times”, а в мае писала “The Toronto Star” в лице автора эстонского происхождения, после того, как СМИ даже указали место работы президента “Конгресса” Игоря Бабалича, мы так поняли, что нам очертили круг. Как будто указали: дальше – нельзя. Но какая же это тогда свобода слова и демократия? На наши письма не отвечают, наши мероприятия не посещают, нас изображают “проводниками идей Путина”, а когда мы присылаем в СМИ свой ответ, его не публикуют. Хотя мы зарегистрированная организация, состоящая из канадских граждан! И все наши мероприятия были санкционированы властями.

- Вам еще пририсовали связь с Натальей Весельницкой, адвокатом из США, которую местные СМИ называют чуть ли не кремлевским агентом влияния...

- Мы о ней и не слышали никогда. Вот, из статьи и узнали...

- А что вы скажете насчет предположений о связах с российским посольством в Оттаве?

В разговор вступает руководитель “Русского Конгресса” Игорь Бабалич.

- Журналист из “The New York Times” звонил мне и спрашивал есть ли у нас “связи” с посольством и управляет ли оно нами. Я объяснил, что нет, что мы все просто устали от русофобии в речах канадских политиков в 2014-15 годах, и потому объединились. Пояснил, что письма мы пишем сами, по своей инициативе и своими силами...

- Хотя странный вопрос, - добавляет Ирина. – Мы еще и российские граждане, помимо того, что канадские. И, разумеется, мы получаем в посольстве или консульствах свои обновленные паспорта. Мы знакомы с послом, потому, что иногда посольство проводит культурные мероприятия, и русские иммигранты с удовольствием ходят на них – на открытие обелиска в честь павших во Вторую мировую войну, например. Мы рады, что родина о нас помнит.

... Я знаю “Русский Конгресс” как свои пять пальцев. Я журналист, который вот уже почти двадцать лет работает в русскоязычной общине Торонто. И грустно, и смешно читать предположения канадских политиков о русских организациях. Не верю, что они искренне считают “Конгресс” рукой Кремля. Давно уже прошлись по активистам русской общины Торонто загадочные личности, которые говорили, что они из правительства, но не называли из какого подразделения, а только приглашали на встречу, где они хотели бы расспросить о происходящем в русской общине. Мы не знаем кто это. Люди пугались. Отказывались идти. (Потому, что если они делают что-то не так, приглашайте повесткой, и тогда люди придут с адвокатами, а если нет в действиях русских иммигрантов состава преступления, так чего же пугать их своими загадочными звонками? И вообще, может это какая-то частная компания пробандеровских взглядов орудует, хочет припугнуть русских иммигрантов.)

Но если предположить, что не частная, а и впрямь “государевы люди”, то... что? Не увидели, что русские активисты - это простые иммигранты? Что они небогаты, живут на заработанное, а не на какие-то деньги из-за границы, и они просто неравнодушны к происходящему на планете? Многие страдают оттого, что уехали в страну, которая была настроена к России хорошо (при Жане Кретьене), а через 20 лет оказались в стране, где о России пишут плохо. Разве не увидели таинственные незнакомцы, что это обычная общинная “самодеятельность”?

Очень смелая, принципиальная, но тем не менее, само-деятельность. Само-организация. Движение, родившееся в диаспоре, как ответ на антирусскую риторику...

Многие теперь в задумчивости: так что, нельзя писать письма канадским депутатам? Нельзя открыто высказывать свое мнение чтобы тебя не заподозрили в работе на другую страну? А в чем тогда свобода слова? А демократия в чем? А почему в стране действует "Украинский конгресс”, “Еврейский конгресс”, и только на “Русский конгресс” у парламентариев зуб?

- Благодарны мы только канадским СМИ, которые не подхватили эту тему, - говорит Ирина Бронник.

А я думаю, что во-первых, еще не вечер, а во-вторых, вся возня вокруг “Русского конгресса Канады” произошла, скорее всего, для того, чтобы те депутаты, которые были против канадского подобия Акта Магнитского, увидели “оскал Кремля”, шурующего якобы кочергой на канадской земле, и сразу же проголосовали за этот закон. А дальше как не замечали шеститысячные майские полки русских иммигрантов, несущих портреты ветеранов, так и не будут замечать. (Я о том, что где-то провалилась лошадь под лед, и канадские газеты пишут об этом. А вот таких масштабных шествий упорно не замечают и не описывают, хотя Канада и Россия в войне участвовали на одной стороне.)

Испугался ли “Русский Конгресс”? Нет. В организации уверены, что они законопослушные канадские граждане, которые имеют право высказывать свое мнение.