Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика18 октября 2017 14:20

Министр Открытого правительства Михаил Абызов: как построить в деревне цифровую экономику

Федеральный чиновник рассказал «Комсомолке» о зарплатах чиновников, внедрении инноваций и спутниковом интернете [видео]
Министр Открытого правительства Михаил Абызов

Министр Открытого правительства Михаил Абызов

Фото: Андрей МИНАЕВ

На форуме «Открытые инновации» в Сколково обсудили, как перевести экономику России на цифровые рельсы. Чтобы максимум всего делалось через компьютеры, привычная бумажная бюрократия ушла в прошлое, а госкомпании внедряли у себя новые технологии.

Эксперты, как водится, сказали много умных и правильных слов. Я слушал их и вспоминал недавнее свое посещение деревни во Владимирской области. Там у людей остался единственный заработок — продавать летом грибы заготовителям, а зимой делать травяные сборы для аптек. Как в такой сельской глуши можно построить цифровую экономику, просто не представляю. Там даже интернета нет.

На этот вопрос «Комсомолке» ответил министр Открытого правительства Михаил Абызов. Внедрение новых технологий как раз в его ведении.

- Получается, что у нас будет две России? Одна — это города, в которых развиваются новые технологии и цифровая экономика. Вторая — это глушь с натуральных хозяйством и дореволюционным сельским укладом.

- Проблема цифрового неравенства существует не только у нас. Но есть варианты, как улучшить положение. Самое главное: дать людям доступ к интернету. Сейчас в России уже запущена госпрограмма — мы даем возможности жителям средних городов подключиться к сети. В планах: развивать интернет в малых городах и селах.

По словам федерального министра, быстро протянуть интернет в глухие села не получится. Никаких денег не хватит, чтобы каждую таежную деревню цифровизировать.

Власти, судя по всему, делают ставку на развитие технологий в будущем. Михаил Абызов обмолвился, что спутниковый интернет становится все дешевле. Сейчас можно подключить тариф, по которому один гигабайт будет стоить 275 рублей. Сериалы особо не поскачиваешь, но для обычного посещения сайтов — в самый раз. И никакая мобильная связь или оптоволокно не нужны — спутник ловится везде.

- Есть еще одна задача: нужны сервисы, которые будут в селах востребованы, - говорит министр. - Условно говоря, от приложения «Яндекс.Такси» в таежной деревне толку мало. У глухих мест своя специфика. Им нужен точный сервис прогноза погоды. Информационные справочники. В перспективе люди смогут получать образование и работать через сеть.

Для сведения читателей, сейчас в научных кругах идут большие споры о дистанционном образовании. Теоретически все люди, у которых есть выход в интернет, могут платно или бесплатно учиться. В конце даже дипломы выдают. Но остается человеческий фактор — для интернет-обучения нужна большая самодисциплина. Эксперты боятся, что реально народу из глубинки не хватит самоорганизации для того, чтобы взять от интернета максимум.

- С инновациями и мобильными приложениями есть еще одна проблемка. Разные регионы (и ведомства) регулярно тратят деньги на одно и то же. Пример: транспортные карты. Столица, Подмосковье и Петербург разработали свои единые проездные. Функционал у них одинаковый, а средства выделялись три раза. Есть возможность унифицировать новые технологии для всех?

- Мы этим и занимаемся. Например, за 130 млн. рублей была сделана единая облачная система для госконтроля за деятельностью регионов. Сейчас сервисом пользуются 35 субъектов федерации, еще 20 планируют подключиться. Если бы каждая область по отдельности тратила деньги на аналогичную систему, то ушло бы 1,5-2 млрд. рублей.

По словам министра, некоторые регионы бесплатно готовы делиться своими наработками.

- Например, Москва согласна отдать технологию интернет-референдумов «Активный гражданин» и сервис госуслуг «Наш город». Подмосковье может передать другим регионам портал для жалоб и предложений «Добродел». Речь идет не о конкретном сайте или приложении, а о цифровой базе, на основе которой это все действует. Мы хотим создать единый центр компетенций для всех федеральных ведомств и регионов. В этой «копилке» будут собираться цифровые решения для тех или иных проблем. Дальше власти смогут брать готовые IT-продукты, а не заказывать разработку новых.

- А как заставить чиновников пользоваться этой базой? Я легко могу представить бюрократа, который захочет освоить бюджет за счет какого-нибудь нового приложения.

- Внедрение инноваций в больших ведомствах согласовывается на федеральном уровне. Повторяющиеся сервисы или приложения просто не получат одобрение. Чиновников отправят в тот самый единый центр компетенций за имеющимся решением.

- По экспертным оценкам, 70% экономики России приходится на госсекор. Получается, что в первую очередь инновации надо внедрять казенным учреждениям. Как это сделать? Ведь зарплата чиновника не меняется о того, будет ли его ведомство более эффективным или нет.

- Все крупные госкомпании в обязательном порядке приняли собственные программы инновационного развития. В бюджете организаций предусмотрены ресурсы для внедрения новых технологий. Кроме этого, каждая компания обязана объяснить для чего она хочет использовать ту или иную технологию, какой результат будет достигнут.

По словам министра, все программы инновационного развития находятся на контроле у правительства и у совета директоров самих госкомпаний.

- 25% премиального фонда начальства зависят от того, как эффективно внедряются новые технологии. Если все будет делать для галочки, то руководству придется заплатить рублем.

- Как должно строиться взаимодействие властей и IT-сферы? Опять-таки государство должно быть заказчиком большинства цифровых решений — раз две трети экономики в руках бюджетных учреждений.

- И у госкомпаний, и у программистов одна цель: сократить неэффективные затраты и увеличить прибыль. Я считаю, что инициатива по созданию сервисов и приложений должна идти от частных разработчиков. Но сначала государству придется поделиться информацией. На федеральном портале открытых данных все время появляется что-то новое.

- О какой информации идет речь?

- О самой разной. Чтобы сделать приложение про работу общественного транспорта, надо знать расписание всех автобусов. Чтобы появился сервис записи к врачу, надо знать график приема. И так далее. Без свободного доступа к той информации, которую собирают многочисленные госструктуры, мы весь потенциал IТ-сферы не раскроем.

В конце министр Михаил Абызов рассказал, что в школах с первого класса будут учить навыкам пользования интернетом. Чтобы дети уже в 17 лет создавали свои стартапы, их надо заранее начать готовить.