Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество1 октября 2017 22:00

Женщины на высоте

25 сентября 1938 года советские летчицы установили мировой рекорд дальности полета. За ним последовали трагические события…

Если бы не Валентина Гризодубова, вряд ли бы полет состоялся в то время. Пробила решение на самом высоком уровне. Сама выбрала второго пилота - капитана Полину Осипенко, многократно испытанную и проверенную и приятно отягощенную орденами, а вот штурмана назначил НКВД, буквально продавил в экипаж своего человека - старшего лейтенанта Марину Раскову. Впрочем, говорили, что она отличный штурман.

По правде сказать, девушки готовились к чрезвычайно трудному маршруту не очень-то собранно. Однако 24 сентября в 8 часов 12 минут по московскому времени двухмоторный самолет АНТ-37 «Родина» отправился в полет, грозивший рекордом. Цель - Хабаровск. На борту - трехдневный запас продуктов, а также и аварийный запас на случай вынужденной посадки.

Через восемь с половиной часов прошли Иртыш на высоте 4000 метров, и вдруг странная радиограмма: «Пеленгуйте меня, сообщите мое местонахождение. Раскова». Метеоусловия тяжелые. Девушки заблудились.

Гризодубова отлично понимала, что горючее уже в районе Охотского моря на исходе и до Хабаровска не долететь. Командир принимает решение искать подходящее место для вынужденной посадки и приказывает штурману готовиться к прыжку с парашютом: она считает, что это необходимо. К тому времени вес машины с остатком горючего был шесть тонн, и вряд ли 60 кг Расковой имели принципиальное значение, однако штурману деваться некуда после приказа: надо прыгать в заснеженную тайгу. В кармане ее летного комбинезона плитка шоколада, в кобуре - пистолет.

Не просто мастерски, а виртуозно Гризодубова сажает самолет на клочок земли, а точнее - болота. Поиски пропавшего самолета начались немедленно, в лихорадочном темпе. Рация «Родины» вышла из строя, и о месте посадки можно было лишь догадываться. Первым пропавший самолет обнаружил летчик Михаил Сахаров и немедленно доложил в штаб поисков. Ему не поверили: слишком далеко и в стороне от маршрута. И только 4 октября два самолета с большой группой спасателей вылетели на помощь. Эти два самолета столкнулись буквально над местом вынужденной посадки «Родины», рухнули в тайгу, и оба, достигнув земли, взорвались… Точное количество погибших не называется до сих пор и, видимо, неизвестно. Можно предположить, что более двадцати человек.

Что было дальше… Раскову, ужасно истощенную, нашли через десять дней, однако живую. С их самолетом, послужившим верой-правдой, случилось буквально чудо: в том же году бригада бортмехаников, выброшенная с парашютами, прямо в тайге восстановила погнувшиеся винты, построила дощатый настил для взлета - и «Родина» своим ходом прилетела в Москву - правда, без экипажа. Женщины вернулись поездом...

А потом - война. Марина Михайловна Раскова погибла в бою. Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе. Валентина Степановна Гризодубова жила долго и всегда, всю жизнь помогала людям, попавшим в беду.

А рекорд был! За 26 часов и 29 минут полета летчицы преодолели 5908 км, и это стало мировым достижением для женских экипажей. Советские женщины - самые летучие в мире!