Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество22 сентября 2017 12:50

Автограф Цветаевой продали по цене Лексуса

В аукционном доме "Литфонд" прошли торги, внушающие оптимизм
Цветаева - заветный лот каждого аукциона. Любой автограф, любая закорючка уходят с молотка за баснословные суммы

Цветаева - заветный лот каждого аукциона. Любой автограф, любая закорючка уходят с молотка за баснословные суммы

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Умом понять невозможно. Сердцем -тоже. Знала бы Марина Цветаева, вынужденная работать судомойкой в Елабуге, решавшая, какую из дочерей накормить единственной порцией супа, что в 2017 году ее книга "Царь-девица" уйдет с молотка по цене Лексуса новой модели... Любители поэзии обожают устраивать споры, кто круче: Цветаева или Ахматова. Для коллекционеров этот вопрос давно решен. Цветаева - заветный лот каждого аукциона. Любой автограф, любая закорючка уходят с молотка за баснословные суммы. Дороже Ахматовой, Гумилева, Есенина...

21 сентября аукционный дом "Литфонд" провел уникальные торги, вошедшие в историю российских антикварных торгов по количеству раритетов музейного уровня: уникальные автографы Гумилева, Фета, Есенина. Главным лотом стала тоненькая книга "Царь-девица" Марины Ивановны с легендарным автографом "Борису Пастернаку - одно из моих русл".

Как объяснил глава аукционного дома "Литфонд" Сергей Бурмистров, ажиотаж цветаеведов понятен.

- Книги с автографами Цветаевой крайне редки, а уж эта - стала легендой. О "Царь-девице" с автографом одного великого поэта другому наслышаны все специалисты по русской поэзии. Но практически никто и никогда ее не видел...

Начальная цена лота составляла три миллиона рублей. Ушла книга за пять миллионов семьсот пятьдесят тысяч...

К числу других самых дорогих продаж дня стал беловой автограф стихотворения Есенина "Жизнь - обман с чарующей тоскою" , проданный за 2 млн 100 тыс руб и экземпляр книги "Эмали и камеи" с автографом Николая Гумилева, адресованный Георгию Иванову и проданный за миллион сто тысяч.

Одним из самых интересных лотов, ушедших с молотка, стала вышедшая в Берлине в 1922 году и запрещенная к публикации в СССР поэма-сказка Марины Цветаевой «Царь-девица» с дарственной надписью, адресованную Борису Пастернаку

Одним из самых интересных лотов, ушедших с молотка, стала вышедшая в Берлине в 1922 году и запрещенная к публикации в СССР поэма-сказка Марины Цветаевой «Царь-девица» с дарственной надписью, адресованную Борису Пастернаку

"Комсомолка" уже писала, что этот аукцион был примечателен огромным количеством меморий, выставленных на продажу. В их числе - огрызочек карандаша Ахматовой, большая белая кружка Владимира Набокова, диван, на котором любил вздремнуть Осип Мандельштам...

Коллекционирование меморий в нашей стране не очень развито. Это на западе душу отдадут за жвачку, выплюнутую Майклом Джексоном или клок волос Бибера. У нас спросом пользуются исключительно бумажные раритеты.

- Честно говоря, мы не надеялись, что хоть какая-нибудь мемория будет продана. Обычно наши коллекционеры посмеиваются над мемориями и не очень-то жаждут их приобретать. Нынешними торгами мы хотели прозондировать почву, создать прецедент, - отметил Сергей Бурмистров.

Огрызочек карандаша Ахматовой

Огрызочек карандаша Ахматовой

Фото: Евгения КОРОБКОВА

К удивлению самих организаторов, почти все "безнадежные" лоты ушли, да еще с хорошим превышением стартовой цены. За 75 тысяч рублей - будильник Надежды Мандельштам, за 150 тысяч - деревянная игрушка-щелкунчик, подаренная Ахматовой внуку Виктора Шкловского. Карандашик Ахматовой, купленный коллекционером аж за 140 тысяч рублей и вовсе поставил рекорд, в два с половиной раза превзойдя стартовую цену. А вот топ-лот - старинный диван Мандельштама, оцениваемый в 600 тысяч рублей, коллекционеров не заинтересовал.

Кружка Владимира Набокова

Кружка Владимира Набокова

Фото: Евгения КОРОБКОВА

- Видимо, подвел внешний вид мебели, - рассудил Бурмистров, - диван не очень-то красив, музейный интерьер явно не украсит.

Случились на аукционе и другие чудеса и загадки, когда лоты, на продажу которых никто особо не рассчитывал - показывали существенное превышение начальной цены. Скажем, битва развернулась за карту Грузии 18 века. В итоге карта ушла с молотка аж за 400 тысяч рублей при эстимейте 75 тысяч. Невообразимый ажиотаж вызвал альбом фотографий НКВД с Памира. При начальной стоимости в 35 тысяч рублей альбом продали за 600 тысяч.

Диван, на котором любил вздремнуть Осип Мандельштам

Диван, на котором любил вздремнуть Осип Мандельштам

Фото: Евгения КОРОБКОВА

И уж самой удивительной продажей, о которой говорили все после окончания торгов - стала небольшая, покоцанная со всех углов и залитая чем-то желтым карточка с изображением Алексея Толстого и его жены Людмилы. Как говорили специалисты, неземной удачей было бы - реализовать этот снимок и за двадцать тысяч. (К слову, за эту сумму и фото Льва Толстого не продалось). А Алексей с женой в белых бусах имели успех. В ходе упорнейших торгов неизвестный коллекционер через интернет назвал сумму в 350 тысяч рублей.

Карточка с изображением Алексея Толстого и его жены Людмилы

Карточка с изображением Алексея Толстого и его жены Людмилы

- Продано, - стукнула молотком ведущая аукциона Елена Горская.

Зал взорвался аплодисментами.

К слову, более чем удачно прошедшие торги дают повод порадоваться не только коллекционерам, но и нам, простым людям. Аукционные продажи -очень точная лакмусовая бумажка, показывающая состояние экономики и грядущие перспективы. В преддверие кризиса, например, торги идут из рук вон плохо.

Будильник Надежды Мандельштам

Будильник Надежды Мандельштам

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Нынешние торги, как заметил Бурмистров, - хороший повод взглянуть в будущее с уверенностью и оптимизмом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Карандаш Ахматовой и кружка Набокова пойдут с молотка на аукционе "Литфонда"

У меня в руках карандашный огрызок. Бордового цвета, шестигранный, размером с палец. На нем остатки сохранившейся надписи: «...ка им Красина...АРХИ». Нижняя часть заточена. Верхняя срезана лезвием, и на белой древесине выведено синими чернилами: А. АХМАТОВА. С ума сойти! (подробности)