Елена Жидкова, начальник центральной дирекции здравоохранения - филиал ОАО "РЖД".
На Восточном экономическом форуме прошла сессия, посвященная здравоохранению на Дальнем Востоке. «КП» пообщалась с одной из участниц дискуссии - руководителем Центральной дирекции здравоохранения РЖД Жидковой Еленой Анатольевной.
- Проблема доступности качественной медицины характерна для многих регионов России. Для Дальнего Востока тоже?
- Если проанализировать статистические данные в системе здравоохранения – смертность, младенческая смертность, продолжительность жизни, - Дальний Восток немного отстает от среднероссийских показателей. Нужно много сделать для того, чтобы исправить ситуацию. Одним из факторов улучшения демографических показателей является качественная и доступная медицинская помощь. Система здравоохранения ОАО «РЖД» , как часть общенациональной системы здравоохранения, в этом участвует.
- Расскажите подробнее?
- У нас в системе много лечебно-профилактических учреждений более 170 юридических лиц. На территории Дальнего Востока – 9 учреждений. Это многопрофильные учреждения, которые оказывают и амбулаторную, и стационарную медицинскую помощь. Около 30 % наших медицинских услуг оказываются по программе госгарантий – ОМС. У нас есть учреждения, которые единственные на территории населенных пунктов. Это, например, Февральск, Юктали. Наши учреждения оказывают помощь не только железнодорожникам. Во всех этих населенных пунктах большая часть – это территориальное население, которое не является сотрудниками ОАО «РЖД». Мы несем большую социальную нагрузку.
- К вам может обратиться любой житель региона?
- Конечно. Уже более 10 лет по территории Российской Федерации курсируют так называемые «Поезда Здоровья» - это Передвижные консультационно-диагностические центры. Их задача - организация медицинской помощи жителям труднодоступных населенных пунктов. Как правило - это районы Севера и Дальнего Востока.
- Как выглядят эти центры?
- Это поезд из 10 вагонов. Каждый вагон представляет собой кабинет или два кабинета. Есть рентгенодиагностический кабинет, в другом кабинете проводится УЗИ, ЭКГ, ЭХО и другие исследования. Есть кабинеты консультантов, узких специалистов. Для многих жителей это единственный способ получить качественную медицинскую помощь при отсутствии специалистов на территории населенных пунктов.
- Спрос есть?
- Если говорить про количество, оно не такое большое. В прошлом году около 60 тысяч человек по всей стране получили медицинские услуги в таких «поездах здоровья». На Дальнем Востоке - более 14 с лишним тысяч человек. Но это жители маленьких сел, поселков, деревень с населением 2-3 тысячи или всего 100 человек. Так что эти цифры – хороший показатель.
- Я правильно понимаю, что если поезд приезжает в поселок, его жители могут обратиться за медпомощью бесплатно?
- Да. Потому что оказание медицинской помощи осуществляется в рамках ОМС. Это социально ориентированный проект.
- Как вы думаете, можно этот проект расширить на всю Россию?
- Он уже работает по всей стране. У нас таких передвижных центров четыре. Они посещают и районы Крайнего Севера, и Сибирь и Дальний Восток. Каждый прикреплен к своей дороге. Расписание движения ПКДЦ есть на сайтах наших больниц. График утверждается на целый год. Среди получателей услуг данных центров железнодорожники составляют от 12 до 16 %. Остальные – это жители России, не имеющие отношения к железной дороге.
- Елена Анатольевна, говоря о других проблемах учреждений здравоохранения. Многие жалуются, что с введением электронных номерков пропали живые очереди, но появились виртуальные. Попасть к врачу можно через несколько недель, а то и месяц ждать. У вас, как у эксперта в области здравоохранения, есть идеи, как можно улучшить ситуацию?
- Время ожидания, согласно российскому законодательству, не может превышать порога в две недели. К сожалению, это не всегда реализуемо по разным причинам. Основная: дефицит кадров в системе здравоохранения, и решение данной проблемы требует вдумчивого, комплексного подхода. Реорганизация работы поликлинических учреждений должна проводиться разумно и учитывать потребности населения в медицинских услугах. Шаги, направленные на повышение доступности помощи, делаются уже сегодня: во многих регионах открываются кабинеты амбулаторно-поликлинической помощи на первых этажах жилых зданий. Еще одна эффективная мера – более активное внедрение телемедицинских технологий в здравоохранение. Использование средств дистанционного контроля здоровья помогло бы в значительной степени увеличить охват населения качественной медицинской помощью. Наконец, не менее важным остается и информирование граждан о возможности обследования и лечения в рамках системы ОМС в районах их проживания.