Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество4 сентября 2017 22:00

«Пришел Кутузов бить французов»

5 (16) сентября 1747 года родился великий русский полководец

Был год, когда он и не вспомнил о своем дне рождения, потому что совсем иные заботы одолевали его: князь Голенищев-Кутузов через неделю после Бородина, главного сражения Отечественной войны 1812 года, оценивал его итоги...

О детстве этого воистину удивительного человека практически ничего не известно. Разве только батюшка его, генерал-поручик и сенатор Илларион Матвеевич, с улыбкой рассказывал, как сынишка, обладая веселым и резвым нравом, любил подшучивать над взрослыми. Нравилось ему наблюдать, как дяденьки испытывали перед ним некоторое смущение.

В Бородинском сражении Кутузов видел слабость своих позиций на левом фланге и сознавал, что Бонапарту то обстоятельство тоже не является тайной - посему и ждал главного удара именно здесь. Потому-то и привел к левому флангу решительно все более-менее свободные силы с правого крыла, часть сил центра, а также и резервные полки. И Наполеон напоролся. Знаем и помним, что обе армии сражались мужественно - незачем понапрасну оговаривать французов, только те ворвались в чужой дом с намерением его захватить, а наши дрались, заслоняя дом - и телом, и силой духа. Это и решило исход всей войны.

Когда Александр I назначил Кутузова главнокомандующим, весть о том подняла дух солдат, которые тут же пустили в ход поговорку: «Пришел Кутузов бить французов!», потому что верили в него бесконечно.

Битва при Бородине стала крупнейшей за всю историю войн, начиная с изобретения огнестрельного оружия, и долго еще таковой оставалась. Русская армия почти не уступала по численности французской, где, кстати сказать, самих французов была едва ли половина, а остальные силы составляли полки союзников, потеряла 15 000 погибшими и 30 000 ранеными. Бонапарт же, склонный, как давно было примечено, умалять свои потери, оставил на поле 9000 убитыми. Граф Дмитрий Петрович Бутурлин, военный историк самого строгого подхода к фактам, называет потери французов убитыми до 20 000 человек. И многие другие историки сошлись на том, чтобы считать потери обеих армий приблизительно равными. Обе армии отошли, оставляя залитое кровью, искореженное поле сражения...

Вот тогда-то и сработал кутузовский замысел: заманить врага в опустевшую, горящую Москву, отрезав и всякую возможность каким-либо образом получить военные припасы и продовольствие - в холодное время, уже напоминающее о себе первыми и очень крепкими осенними заморозками. И, пожалуй, не менее важное: направить французов по голодной дороге. Стоя в Кремле подле окна, через которое видна была пылающая Москва, Бонапарт еще не осознавал, в каком положении он оказался, а Кутузов, узнав о том, что Наполеон вошел в Москву, воскликнул совсем неожиданное: «Слава Богу!» И добавил: «Это его последнее торжество». Так оно и случилось. Из более чем шестисоттысячной армии, вторгшейся в пределы России, бежало всего 30 000 человек, во множестве раненых, измученных морозом и холодом. Ну а русская армия через два с небольшим года победоносно вошла в Париж, где победители вели себя весьма учтиво с хозяевами и в особливости с дамами. К немалому изумлению многих из них.