Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество19 августа 2017 20:50

Карл Булла: он снимал и рабочих, и императорскую семью

19 августа, во Всемирный день фотографии, «Комсомолка» вспоминала знаменитого мастера Карла Буллу
Фото: Википедия. Один из самых известных снимков в истории мировой фотографии

Фото: Википедия. Один из самых известных снимков в истории мировой фотографии

Эта фотография обошла многие учебники истории. В том числе и за пределами нашей страны. Ее официальное название - «Расстрел мирной демонстрации рабочих и солдат 4 июля 1917 года». При этом долгое время было неизвестно, кто же автор знаменитого снимка, сделанного на углу Садовой и Невского. Лишь в годы перестройки мы узнали, что это Виктор Булла, сын «основателя русской фотографии» Карла Буллы. Их семейное фотоателье находилось совсем рядом, по адресу Невский, 54.

Умеющий заглядывать в будущее новатор

К судьбе Викторы Буллы мы вернемся в конце рассказа. А сейчас о самом Карле Карловиче Булле.

Его биография весьма загадочна. Карл родился 26 февраля 1855 года в Пруссии, в купеческой семье. В десятилетнем возрасте каким-то образом оказался в Петербурге. Один, без денег…

Энергичный подросток устроился посыльным на фирму «Дюнат», которая занималась изготовлением и продажей всего, что нужно для работы фотографам. Карл не только бегал по городу, он изучил весь процесс фотосъемки: от «Внимание! Вылетит птичка» до появления снимка. Кстати, до относительного недавнего времени качество фотографии во многом определялось умением обрабатывать снимок. А тут химию надо знать…

В 1875 году молодой человек уже открыл собственное фотоателье, а спустя год стал подданным российской короны.

В работе Карл Булла проявлял себя умеющим заглядывать в будущее новатором. Дело в том, что фототехника в то время развивалась очень стремительно - куда быстрее, чем менялась психология людей. Как тогда воспринималась фотография? Как разновидность портрета. То есть, надо «сидеть в величественной позе и не шевелиться». Булла настаивал, а техника это уже позволяла, чтобы заказчики выглядели естественно. Выходило неплохо. На его снимках мы видим живых людей, а не уставившихся в одну точку манекенов.

А на хрена ты меня снимаешь?...

Фотостудия Буллы имела большой успех. В том числе и финансовый. Но Карлу Карловичу этого было мало. В нем «сидел» репортер, ему нравилось снимать реальную жизнь. Хотя в ту пору это было непросто. Тогдашний фотоаппарат – объемный и весьма тяжелый деревянный ящик. Плюс штатив - ещё более тяжелая и громоздкая конструкция. И всю эту аппаратуру приходилось таскать на себе. К тому же, требовалось время, чтобы её развернуть…

Снимали тогда не на пленку, а на стеклянные пластинки размером 9х12 cм. Причем «боезапас» уличного фотографа составлял всего десять–двенадцать кадров.

Но и это еще все. Отношение к «фоторепортерам» тогда было, мягко говоря, настороженным. Представителям власти не нравилось, что кто-то фиксирует, как плохо исполняют они свои обязанности. «Наезжали» и простые люди, особенно люмпены: «А чо ты тут делаешь? А на хрена ты меня снимаешь?» Впрочем, с подобными трудностями репортеры сталкиваются и сегодня.

Фото. Википедия. Карл Булла

Фото. Википедия. Карл Булла

Однако перед талантом, подкрепленным настойчивостью и упорством, как известно, рушатся все преграды. В 1886 году Булла получил официальное разрешение на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей». Причем ему разрешалось снимать абсолютно всё. И официальные церемонии, и уличные сценки, и последовавшие вскоре антиправительственные демонстрации.

Более того. Уже через его работы начал публиковать очень популярный тогда журнала «Нива». А «Русский фотографический журнал» так писал о мастере: «Всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время — при своём искусственном свете».

Разумеется, к тому времени Булла работал уже не один, у него были на подхвате другие фотографы.

В 1908 году Карл Булла приобретает фотоателье в доме 54 по Невскому проспекту. Там занимается, если можно так выразиться, снимками для элиты. В это время он на гребне популярности. О чем свидетельствует хотя бы список его почетных званий. Карл Карлович был официальным фотографом Императорской Публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского пожарного общества, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, фотографом Императорского двора, фотографом Санкт-Петербурга.

Но Булла продолжал снимать и «улицу». Куда ни сунешься в российскую историю начала ХХ века, всюду натыкаешься на фотографии Карла Буллы. Там есть всё. И будни императорской фамилии, и официальные церемонии, и «красивая жизнь» элиты, и рабочие окраины, и даже тогдашние бомжи. Есть и фотографии, сделанные во время Первой русской революции. В ходе тех событий стреляли, не особо разбираясь, куда. Но, как истинный репортер, Булла не ведал страха.

Всего же наследие Карла Буллы составляет около 230 тысяч (!) негативов фотографий. Вероятно, некоторые снимки сделаны его работниками. Но, думается, это не имеет большого значения.

До главных потрясений ХХ века Булла недоработал. Видимо, устал. В 1916 году он уехал из Петербурга, поселился на эстонском острове Сааремаа. Там мастер и скончался в 1929 году.

Наследники

Но дело Карла Карловича не пропало. Два его сына, Александр и Виктор, пошли по пути отца. Как и обещали, более подробно остановимся на судьбе Виктора. В 1905 году в чине прапорщика он участвовал в русско-японской войне, где сделал много замечательных фотографий. Снимал и на Первой мировой, и во время Февральской революции. Был лоялен к советской власти. Стал одним из создателей кино- и фотоленинианы, снимал Иосифа Сталина, Григория Зиновьева, Льва Каменева, был неофициальным фотографом Смольного.

В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили тридцать фоторепортажей, превзойдя числом и разнообразием сюжетов всех остальных участников. Жюри выставки присудило им почетный диплом.

В конце тридцатых годов, точная дата неизвестна, Виктор Карлович Булла был арестован по доносу одного из своих сотрудников. Родственники долгое время ничего не знали, где он и жив ли он. Много лет спустя внуку удалось найти документ, согласно которому его деда расстреляли в октябре 1938 года.

Еще раньше был сослан на Беломорско-Балтийский канал Александр Булла, где вскоре скончался. Репрессии в отношении Виктора и Александра плюс фактическая эмиграция их отца привели к тотальному запрету на упоминание фамилия «Булла» в любых источниках, который действовал до конца восьмидесятых годов прошлого века. При этом сделанные ими снимки регулярно публиковались…

Кстати

Паммятник фотографу на Малой Садовой улице в Петербург

Паммятник фотографу на Малой Садовой улице в Петербург

Фото: Александр ГЛУЗ

Сейчас в доме 54 по Невскому проспекту находится фотосалон, принадлежащий «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей. На Малой Садовой установлен памятник петербургскому фотографу.