2017-03-02T16:16:08+03:00

Военный летчик из Новосибирска объявил войну авиационным законам

По российским нормам пенсионеру-авиатору с 20-летним стажем нужно заплатить за выход в небо более полумиллиона рублей [фото, видео]
Поделиться:
Комментарии: comments5
Анатолий Яшанин всю жизнь посвятил небу, а сейчас собирает самолеты в гараже.Анатолий Яшанин всю жизнь посвятил небу, а сейчас собирает самолеты в гараже.Фото: Влад КОМЯКОВ

Анатолий Яшанин стал героем местных и федеральных новостей. Журналисты по расписанию ходят к нему в гараж, где военный летчик в отставке собирает летательные аппараты. Говорит, супруга сначала сильно сердилась, а теперь привыкла. Он машет рукой на новых корреспондентов:

- Вам же одно нужно: самолет покажи - и все. А я ради другого стараюсь - систему надо менять.

Таких авиаконструкторов вблизи Новосибирска человек 8 наберется - все они сидят в своих гаражах, с прессой не общаются, боятся, что прокуроры заметят. Анатолий Федорович решил действовать революционно - объявил информационную войну, тем, кто присвоил небо.

Сибирский авиаконструктор собирает самолеты в подвале и не понимает, почему должен прятаться от прокуратуры.Влад КОМЯКОВ

20 ЛЕТ - НЕ СЧИТАЕТСЯ

Однако без предыстории никак не обойтись. Личность Анатолия Яшанина этого заслуживает. Страсть к самолетам появилась у Яшанина, когда ему было лет 10, жил он тогда в Приморском крае, в селе Астраханка. Увидел в киножурнале, как дети в пионерском лагере запускают модели самолетов, - с тех пор в гараже пытался собрать свою конструкцию. Пять лет потратил - не получалось. Но наш герой не отступал. Только когда в село приехала прокурорская семья, для детей открыли авиамодельный кружок. Тогда в небо был запущена первая модель самолета.

В Новосибирск Анатолий поехал за образованием - окончил авиационный техникум по специальности «самолетостроение».

- Изучили все: аэродинамику, технологию металлов, сборку двигателей - реактивных и поршневых. Пальцы немели от письма. Вот это было образование! - вспоминает летчик.

Потом были занятия в ДОСААФ и практика - 90 часов налета, что давало право летать на аэродроме и продолжать спортивную жизнь. Параллельно Анатолий Яшанин работал на Чкаловском авиационном заводе, а после пошел служить в армию - конечно, летчиком. 10 лет на самолете Ан-2 в Северо-Кавказском военном округе, потом еще столько же - в вертолетной эскадрилье на Дальнем Востоке. В общей сложности 3000 часов налета, две толстые летные книжки, в которых расписана вся небесная биография. Везде, где служил Яшанин, он организовывал авиамодельные кружки для детей. Многие из его воспитанников позже свяжут свою жизнь с небом.

Анатолий Федорович вел долгое время в Уссурийске кружок воздушного моделирования. Фото: Влад КОМЯКОВ

Анатолий Федорович вел долгое время в Уссурийске кружок воздушного моделирования.Фото: Влад КОМЯКОВ

Уйдя в отставку, приехав снова в Новосибирск, Яшанин устроился в компанию по реконструкции военных самолетов. В это же время у себя в гараже вместе с сыном, таким же упертым авиаконструктором, он начал собирать свои самолеты, легкие, деревянные, но по всем правилам и законам физики. Да вот незадача: Административный кодекс физику в расчет не берет. Яшанин один из собранных самолетов опробовал в чистом поле, приземлился в зоне видимости дачных участков, огородники напугались и сообщили прокурорам.

- Самолет не имел регистрационных и опознавательных знаков, сертификата летной годности, на борту отсутствовали судовые и бортовые документы, аварийный радиомаяк. Пилот не проходил обязательного медицинского обследования, у него не было свидетельства пилота, то есть Яшанин выполнял полеты, не имея соответствующих знаний и навыков в сфере авиации, - говорится в сообщении Новосибирской транспортной прокуратуры.

С прокуроров все началось, ими и должно закончиться. Анатолия Федоровича злость взяла, решил не скрываться от закона - принес стражам порядка все свои документы, разложил на столе: что, не считается?

- Они вроде как даже пожалели меня. Но, говорят, закон такой: нужно все документы получить, иначе нарушение. Выписали штраф 2000 рублей - по минимуму, - рассказывает наш герой. - Я на них не в обиде - знаю: они только исполнители. Проблема выше.

Ребятня увлекалась этим делом не на шутку, многие из мальчиков свою жизнь посвятили небу и конструированию. Фото: Влад КОМЯКОВ

Ребятня увлекалась этим делом не на шутку, многие из мальчиков свою жизнь посвятили небу и конструированию.Фото: Влад КОМЯКОВ

ЗА ШТУРВАЛОМ БОГАЧИ

По нынешним законам малая авиация сейчас как будто взаперти. Путь открыт только для тех, кто готов платить. Получение сертификата летной годности нужно обновлять каждый год, при этом сделать это можно только в Москве - с учетом перелетов и стоимости всех бумажек сумма составляет 100 и больше тысяч рублей. Свидетельство пилота гражданской авиации обойдется еще в 400 тысяч.

- Это теоретические курсы и налет 45 часов - в два раза меньше, чем в советское время в ДОСААФ, - сравнивает Яшанин. - Я со своим опытом и знаниями должен, получается, сесть за одну парту с «первоклассниками»…

Требуемый аварийный радиомаяк ценой в 45 тысяч рублей нужен самолету, чтобы во время крушения его смогли найти лайнеры спасателей. Анатолий Яшанин, как и другие гаражные конструкторы, выше 1000 метров не поднимается - в основном летает на высоте 300 - 400 метров. Найти его в поле и без маяка не сложно. Бортовые документы нужны на груз и пассажиров, но ни того ни другого он не возит.

Все нормы, прописанные в законе, актуальны для коммерческой авиации, больших боингов. Но по российским законам все вышеперечисленные нормы должна выполнять авиация общего назначения (АОН), куда входят вертолеты и самолеты бизнес-класса, а также самодельные летательные средства и военные летчики. Логики мало - это тот самый момент, когда форма закона оказывается выше содержания.

- Раньше кулибины раз в два года собирались на слеты. Приезжали комиссии, оценивали состояние летательных аппаратов, давали разрешения и пилотские свидетельства - все разъезжались по домам довольные и счастливые. Сейчас в приоритете Росавиация с боингами. Видимо, дана команда: «Фас!», чтобы мы под ногами не путались. Прежде была патриотическая пропаганда, а сейчас все загублено, - рассуждает и делает вывод Анатолий Яшанин.

Типовой самолет стоит 3 - 4 миллиона рублей. Новосибирский авиаконструктор за три года вложил в материалы около 100 тысяч рублей.

Картинку из группы «Лентач» растащили множество пабликов страны.

Картинку из группы «Лентач» растащили множество пабликов страны.

НЕОЖИДАННАЯ ПОДДЕРЖКА

По пабликам и группам авиконструкторов и любителей техники расползлось сообщение от 64 -летнего военного летчика. Он начал вторую информационную атаку в интернете: «Каждый день - по две бригады (журналистов. - Прим. ред.)! Слушают долго и внимательно. Пытаюсь довести до сознания, что эта проблема не только моя, а наша общая. К сожалению, в 2 - 3 минуты эфирного времени вся проблема не влезает. Вся надежда на «Российскую газету» и «Комсомольскую правду». Делаю все, что в моих силах. Вообще этот «пиар» мне уже поперек горла! Но пока слушают, надо орать и топать ногами!»

Автор просит репоста и поддержки. Репосты есть, ставят и лайки, пишут комментарии знакомые и незнакомые люди. В основном содержание такое: «Держись, ты на правильном пути!»

Однако профильные паблики - дело специфическое, аудитория узкая. Но тот факт, что в прокурорский переплет попал не просто самоделкин, а конструктор и летчик с огромным стажем, зацепил и популярные федеральные паблики. Группа «Лентач» опубликовала короткую новость про летательный парадокс и снабдила его картинкой - почти 10 тысяч лайков, сотни комментариев.

- По этой же причине из этой страны валят талантливые люди. Инженеры, ученые, конструкторы и т. д. У нас скорее штраф заставят платить, чем поощрят. А ты еще и спасибо должен сказать за то, что не посадили... - пишет пользователь Сети Платон Маяковский. И подобных мнений море.

Другой популярный видеоканал на YouTube под названием ARTPODGOTOVKA, который ведет Вячеслав Мальцев, в один из выпусков своих «плохих новостей» включил сюжет про нашего мастера.

- По фотографии видно, что человек, сделавший этот самолет, обладает колоссальными знаниями. И этому человеку какие-то хмыри запретили летать. Они говорят: «А если он на голову кому-то упадет?!» Ребята, в тех городах, в которых мы живем, раньше балкон упадет, чем этот самолет. Я же вижу, как сделан самолет и как - балконы напротив, - эмоционально высказывается автор. У ролика 73 тысячи просмотров.

Кто-то из подписчиков предлагает помощь в оформлении сертификата летной годности. Другой сибиряк - парапланерист Александр Орлов, не раз попадавший на страницы СМИ и даже судившийся с прокуратурой, - лично говорил с Анатолием Яшаниным, помогал разобраться, найти лазейку в законодательстве. Но лазеек нет. И путь у сборщиков самолетов в России один - менять нормативную базу.

- Для таких, как мы, нужно выделить «лягушатники», ограничить высоту - 500 метров и в этой зоне, выделенной для полетов, применять упрощенные процедуры для авиации общего назначения. Прописать отдельные правила для самодельных летательных средств, ввести систему разовой аттестации для людей с опытом, для врачебной комиссии - разработать свои, не столь суровые нормативы.

Авиалюбители страны сокрушаются: во всем мире, и в той же Америке, подняться в небо на легкомоторном самолете проще простого - все продумано, никаких препон. А у нас людей загоняют в угол.

- У меня два пути. Один - сгрести это все, выбросить и забыть - это законный путь. Другой путь - партизанский: летать и быть преступником, - заканчивает свой спич в защиту авиаторов военный летчик с 20-летним стажем.

Р.S.

Добавим то, о чем сам Анатолий Федорович в нашей беседе не рассказывал. Об этом упомянул его сын Артем в «Живом журнале»:

- Три года назад у Анатолия Федоровича было обнаружено онкологическое заболевание, которое он победил, но не исключена вероятность повтора. Жизнь проходит, и ждать от чиновников послаблений времени нет. Вот поэтому он, как и многие пилоты в нашей стране, принял решение не соблюдать невыполнимые правила и летать без разрешения.

В руках Анатолия Федоровича бортовой дневник. В нем записано, сколько, на чем, где и когда он летал. Фото: Влад КОМЯКОВ

В руках Анатолия Федоровича бортовой дневник. В нем записано, сколько, на чем, где и когда он летал.Фото: Влад КОМЯКОВ

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Предложения есть - обсуждения нет

В России существует Общественная организация пилотов и владельцев воздушных судов. Ее участники, конечно, знают о проблемах авиации общего назначения (АОН) и тоже пытаются повлиять на систему. Общественники входят в комиссию по развитию АОН при Президенте России, которую возглавляет Игорь Левитин. Инициировать новые поправки в законы общественники не в силах - полномочия не те. Могут лишь внести свои предложения. Главные из них нам озвучил руководитель Новосибирского отделения общественной организации пилотов АОПА - Россия Олег Кобзев:

- Во-первых, нужно упорядочить процедуру подготовки частных пилотов. Это ненормально, когда на всю нашу огромную страну имеется только 3 - 4 авиационных учебных центра, готовящие частных пилотов. Остальные в течение 2016 года были закрыты Росавиацией по формальным причинам. Во-вторых, изменить систему получения сертификата летной годности. Сейчас, чтобы получить этот документ, нужно ходить по инстанциям от двух месяцев и до года (в зависимости от того, в каком регионе вы живете и как повезет), платить большие деньги, а затем ежегодно повторять эту процедуру сначала. В-третьих, предлагаем разрешить регистрацию авиации общего назначения в территориальных управлениях Росавиации, чтобы не ездить по несколько раз за документами в Москву.

Эти и другие предложения были высказаны общественниками еще три года назад, но законотворцы по-прежнему глухи к малым авиаторам. В приоритете боинги.

В амбаре на подсобном участке зимует «Гусар». Фото: Влад КОМЯКОВ

В амбаре на подсобном участке зимует «Гусар».Фото: Влад КОМЯКОВ

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также