Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество10 февраля 2017 22:00

Новые "Группы смерти" в интернете: «Синие киты» провоцируют детей на самоубийства

Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара
Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес

Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Это все больше похоже на новую страшную эпидемию. Эпидемию, которую разносят соцсети…

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

В соцсетях ВКонтакте и в Инстаграм (он сейчас становится все популярнее — там писать не нужно, чтобы быть замеченным достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это ведь проще) в конце января - начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги — кто не знает — это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.

Такие хештеги — уже повод серьезно забеспокоиться. Мы-то, взрослые, помним одно из самых громких расследований прошлого года, когда в соцсетях обнаружились так называемые «Группы смерти». Группы, в которых впечатлительных, переживающих не самые легкие тинейдержские времена, подростков провоцировали на самоубийства. Групп таких оказалось довольно много.

Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

Вот такие задания рассылают кураторы участникам.

Фото: Instagram.com

Была даже версия, что именно администратор одной из таких групп «вел» псковских подростков, которые убежали из дома, а потом застрелились из найденного на даче оружия. Произошло это совсем недавно — в ноябре прошлого года. 15-летние Денис и Катя повздорили с родителями, поехали за город на дачу в поселок Струги Красные. А когда их нашла полиция, стали отстреливаться, одновременно транслируя «прикольную картинку» в ВКонтакте. Прямой эфир — это так захватывающе. И переписывались со знакомыми. А потом… Два выстрела, которые сделал Денис. Сначала в Катю, потом в себя.

Власти пытались своими способами бороться с «Группами смерти». Способов таких немного. Закрывать группы. Ну и отлавливать их администраторов. В прошлом году в десяти регионах России полиция нагрянула в квартиры активных участников «Групп». Обыски были проведены у тех, кто действовал под никами (прозвищами) Филипп Море, Мирон Сетх, Хранитель Истины. Администратор нескольких групп Филипп Лис (настоящая фамилия Будейкин) задержан. Он под стражей до сих пор. Казалось бы, волна интереса к «группам смерти» пошла на убыль. Это одно из свойств виртуальной жизни — тут волны накатывают очень быстро, но и теряют свою популярность столь же стремительно.

Но тут кто-то снова решил подбросить полешек в костер. Теперь организовав «пляски на костях» по-другому, через картинки в Инстаграм, манящие в захватывающую игру. Судя по информации в Интернете, в нее сейчас «играют» подростки России, Казахстана, Киргизии, Украины. Как сообщают корреспонденты «Комсомолки», счет игроков, пытавшихся свести счеты с жизнью, идет уже на десятки. Слава Богу, совершенных суицидов, где доказано, что произошли они после провокаций в «игре», пока не зарегистрировано. Но это по официальной информации правоохранителей.

Вчера в Красноярске СК возбудил уголовное дело о попытке доведения до самоубийства через «группы смерти» в соцсети. Юле Ч. 13 лет. Она учится в седьмом классе самой обычной школы. Одноклассники — молодцы! - заметили, что девочка странно себе ведет, а на руке у нее появились раны. И рассказали учителю. Спохватились вовремя: школьница действительно вступила в «игру» и даже выполнила первое задание. Когда взрослые стали изучать соцсеть, выяснилось: в эту же группу вступили еще 33 ребенка этой же учебного заведения. И это в одной небольшой школе в одном городе страны...

Такие хештеги и картинки — уже повод серьезно забеспокоиться.

Такие хештеги и картинки — уже повод серьезно забеспокоиться.

Фото: Instagram.com

КАК ПРОИСХОДИТ?

Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала - переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток). Ну а потом на него валятся различные задания — проверка на смелость. Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься. Ну а затем…

Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть — мол прийдем к тебе домой и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!

Зачем все это? «Кураторы» так играют!

ФАЛЬШИВЫЕ СПАСИТЕЛИ

А теперь самое интересное — нажав на опасный хештег совсем не факт, что подросток попадет в реальную группу смерти. Наш молодой журналист Дарья Лехницкая провела эксперимент на себе. Зарегистрировалась, вступила в группу и таким образом вышла… на девушку, представившуюся «куратором». Но, как оказалось во время переписки, та завела свою группу, чтобы «спасать» детей, отвлекать их от мысли о самоубийстве. Мол, только за сегодня она нашла и «спасла» одиннадцать подростков, запутавшихся в Сети.

Что за спаситель? Обладает ли она нужными знаниями (допустим, что в группу уже приходят дети с некоторыми психологическими проблемами) специалиста по подростковой психологии? Или человек так борется со своими комплексами? В Сети же не знаешь с кем на самом деле общаешься — вместо фотографии любая картинка, вместо имени — ник. И как подействуют такие «душеспасительные» разговоры на подростков — не ясно.

- Я заметила, что эти самые "добровольцы"-спасители через сутки меняют ник, открывают аккаунт и заполняют его своими фоточками, - рассказывает Дарья. - В общем, используя интерес к «игре со смертью» набирают кучу подписчиков. Так я начинаешь сомневаться в искренности поступка.

В общем, разные цели у тех, кто опасно «играет» с подростками. Но ясно - «игра» появилась не просто так. Очередная раскрутка «Групп смерти» - чей-то бизнес. Не обязательно приносящий деньги. Рост числа подписчиков — это тоже выгода.

БОЙСЯ РОЗОВОГО ПОНИ?

Если вы думаете, что такие игры рассчитаны только на подростков, завсегдатаев соцсетей, то глубоко и жестоко ошибаетесь.

- Я поставила восьмилетней дочке на планшет развивающую онлайн-игру. Там розовый Пони скачет по полю и дает разные задания, - на днях рассказала мне чуть не плача Зоя - молодая мама, сотрудница одной из компьютерных компаний в Киеве. - Мне и в голову не приходило проверить что за задания девочка выполняет. Ну какая опасность может быть от Пони? А как-то планшет лежал на диване, я посмотрела задания. И испугалась. «Пони» писала дочке примерно следующее: «Ты же хочешь, чтобы Пони тебя любил? Тогда не говори маме, у нас должны быть с тобой свои секреты». Последним сообщением было: «А ты можешь сама залезть на подоконник?» В общем, я вовремя планшет прочла. Конечно, игру сразу стерла. Но мне до сих пор очень страшно. Вы же понимаете — и игрушки для малышей стали опасными!

КТО ВИНОВАТ?

Сначала о тех, кто и зачем устраивает «игры». Психологи составили портрет таких «кураторов». Как и Филипп Лис это социопаты — люди, которые сторонятся реального общения, предпочитают отгородиться от общества. Такие характеры были всегда. Но теперь у них есть возможность компенсировать свои комплексы — социальные сети, где ты можешь быть кем хочешь и реализовывать все свои желания. Не уверен, что цель таких «кураторов» довести ребенка до самоубийства. Но так ведь бодрит возможность манипулировать другим человеком, заставлять его делать то, что тебе хочется, управлять, провоцировать на опасные вещи!

Но есть и оборотная часть этой «медали» - у нас слишком много неприкаянных подростков. Раньше мальчишки-девчонки тусовались во дворах, ходили в спортивные секции и в творческие студии. Сегодня свободное время большинство проводит в обнимку с компьютером или смартфоном. Сидят по домам и беспокоятся только о том, чтобы интернет не пропал.

Есть такой новый термин — миллениалы — дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии — естественная, если не сказать — родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети.

Когда схлынет волна «игр в суицид» - а она обязательно схлынет — появится что-то иное, такое же увлекательное и щекочущее нервы близостью опасности. Которую (кстати) миллениалы часто и не воспринимают всерьез. Слишком много экранных, нарисованных смертей они видели в играх и по телевизору. Многие подростки искренне думают, что после гибели последует перезагрузка и можно будет снова появится на поле жизни.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Недавно я был на совещании в Совете по правам человека при Президенте России. Обсуждали ситуацию с детской преступностью. И влияние на эти процессы виртуального мира. Один из выводов Следственного комитета, который расследовал историю с «Группами смерти» - закрывать их в социальных сетях неэффективно. Это как борьба с мифической гидрой — отрубишь одну голову, появятся еще три. И чем активнее будут их «прикрывать», тем более популярными они станут: запретный плод сладок, тем более для подростков. И публикации о страшном зле, таящемся в Инстаграме, лишь делают им дополнительную рекламу.

Никто не спорит — выявлять провокаторов в соцсетях, подталкивающих детей на попытки суицидов надо. Да и статья уголовного кодекса у нас по этому поводу есть.

Но спасти своих детей могут только родители, близкие люди, учителя. Общением, вниманием, пониманием.

- Резкая смена настроения, круга общения, имиджа - уже должны насторожить. Если ребенок засиживается допоздна за компьютером — это повод серьезно тревожиться, - объясняют детские психологи. - Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью может прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в Сети.

И еще. В детстве нас учили мамы не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими. Сейчас с детского сада детей надо приучать:

- не общайся в Сети с незнакомцами,

- добавляй в друзья в соцсетях только тех, кто знаешь лично,

- не выкладывай откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей,

- не сообщай свои геоданные, отключи службы геолокации в приложениях,

- соблюдай приватность в чатах, помни, что твои сообщения может прочесть чужой человек.

Это и только это правила безопасности в Сети.

Материал подготовлен при участии Марии МИШКИНОЙ и Елены СЕРЕБРОВСКОЙ («КП»-Красноярск), Алины МАКЕЕВОЙ, Дарьи ЛЕХНИЦКОЙ.

ВОПРОС ДНЯ

А вы знаете, с кем ваши дети общаются в интернете?

Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, актриса:

- У меня сын - подросток. Как раз сейчас мы с ним делаем уроки. Я из тех мам, которые следят за своими детьми, в том числе в интернете. Так что знаю.

Олег СИРОТА, сыровар, в прошлом программист:

- У меня дети еще маленькие, но я буду стараться, чтобы они максимально поздно узнали, что такое интернет. У меня он появился в 17 лет. И это мне не помешало создать успешную IT-компанию.

Анастасия МЕЛЬНИКОВА, депутат Заксобрания Петербурга, актриса:

- Я жестко за этим слежу. Знаю, что у моей дочки Маши есть подписка на православную группу, на сообщество с рецептами. Это нормально. Мне повезло, что моему ребенку интернет не заменяет веру, родных и чтение книг.

Дети даже в соцсетях должны быть под присмотром.

Дети даже в соцсетях должны быть под присмотром.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Татьяна ПОТЯЕВА, уполномоченный по правам человека в Москве:

- Внучка сейчас активно начала пользоваться интернетом. И все мне показывает. Думаю, в семье просто должны установиться полностью доверительные отношения, чтобы ребенок не закрывался.

Олег ИГНАТОВСКИЙ, многодетный отец:

- Невозможно полностью контролировать все, чем занимаются дети в интернете. Ну а что сделаешь? Интернет не отключишь. И часто родители ведь на работе, а дети одни дома или с друзьями...

Светлана ТЕРЕНТЬЕВА, мать четверых приемных детей, г. Владимир:

- Когда дети видят, что я их всегда пойму и выслушаю, прятать странички в соцсетях нет смысла. Я всегда могу открыть их на компьютере и посмотреть. Дети не против.

Валентин КОШКИН, предприниматель:

- Похоже, уже нет… Дома заблокировал выход им на ряд сайтов, но они уже как-то и это табу обходят…

Екатерина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- Похоже, пора делать вход в соцсети по паспорту и не пускать в них до 18 лет.

Василич, читатель сайта KP.RU:

- Поздно такие вопросы задавать. Сами виноваты: откупились от детей гаджетами, а теперь не знаем, как уследить. Вход в виртуальный мир - рубль. А выход - сто.

В ТЕМУ

Правила общения в соцсетях, которые обезопасят вас и вашего ребенка

Дети - легкая добыча для преступников и извращенцев в интернете

1. Профиль ребенка в соцсети должен быть закрытым, чтобы его смотреть могли только те, кто добавлен в друзья.

Свою добычу в соцсетях ищут и педофилы, и грабители, и другие лихие люди. Распознать их без большого жизненного опыта нереально. Поэтому здесь приходится вводить жесткий тоталитаризм. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Ростове-на-Дону 16-летнего школьника могли довести до самоубийства в "группе смерти"

Донской следственный комитет распространил официальное сообщение об обнаружении тела 16-летнего ученика одной из школ Ростова. Несмотря на то, что найдена предсмертная записка, следователи не намерены торопиться с выводами. Они не исключают, что молодого человека могли толкнуть на крайний шаг, а потому возбудили уголовное дело по факту доведения до самоубийств (подробности)

Мама администратора групп-смерти: Знала, что дочь сидит в Интернете, но про ее депрессивные стихи не слышала

Сабину Арбаеву* из Омска уже проверяли на причастность к доведению детей до суицидов. Но школьница, видимо, не извлекла урок в прошлый раз (подробности)