Премия Рунета-2020
Пермь
+10°
Boom metrics
Происшествия3 декабря 2016 3:00

«Грабитель века» Шурман рассказал «Комсомолке», где спрятал миллион

Бывший инкассатор освободился, отсидев семь с половиной из восьми лет
Шурман: неделя после освобождения. Первое интервью.

Шурман: неделя после освобождения. Первое интервью.

Фото: Алена ОВЧИННИКОВА

Летом 2009-го вся страна следила, как в Перми искали инкассатора Шурмана и 250 миллионов рублей Сбербанка. Парень из рабочего микрорайона, каждый день перевозивший миллионы, а сам не сводивший концы с концами, наставил на товарищей автомат и заставил свернуть водителя бронированного грузовичка в лес. Там Шурман перегрузил мешки с деньгами в заранее пригнанную «девятку» и уехал. Только он не ожидал, что в инкассаторской машине будет такая прорва деньжищ – ну два миллиона, ну три...

«Я думал, отсижусь после ограбления, пока все не утихнет», - наивно говорил потом Шурман. И даже не подготовил пути отхода. Просто засел в землянке в лесу вместе со своими миллионами, где его на пятый день поисков обнаружили спецназовцы.

«Ребят, здесь труп», - крикнул оперативник, наткнувшийся на инкассатора.

«Я не труп, я Шурман», - обиженно ответил инкассатор.

В Перми рассказывают, что спецназовцы достали грабителя века на свет божий, сделали групповое фото на память, повесили в кабинете и подписали «Шурман и его друзья».

Из 250 миллионов не нашли только один. Шурман с тестем (он получил два года условно) закопали где-то деньги и клялись, что не могут вспомнить место.

На днях самый знаменитый пермский инкассатор вышел из колонии. Его отпустили условно-досрочно: он отсидел семь с половиной лет из восьми, назначенных судом.

С томиком Карнеги в руках

Пока Шурман мотал срок, жена подала на развод. После освобождения холостяк без угла приехал к сестре в пригород Перми.

У подъезда мы увидели мужчину в дубленке и меховой кепке. В руке - томик Дейла Карнеги «Как завоевывать людей и оказывать влияние на людей».

- Саша, с освобождением! - и вопросительно смотрим на книгу.

- Я чего только на зоне не читал! – объясняет бывший инкассатор. - И психологию, и юридическую литературу. Пол колонии ко мне обращались, чтобы я прошения им писал! А эту книгу я другу приготовил, он попросил, чтобы научиться правильно общаться.

«Грабителя века» мы встретили, когда он возвращался из головного офиса Сбербанка, где забирал свою трудовую книжку. Там бывшие работодатели написали ему: «уволен в связи с недоверием руководства».

- Саша, не томи! Рассказывай, где тот самый миллион? - пытались выведать мы секрет у Шурмана.

- Все-то вам расскажи! – захохотал инкассатор. – Они хитрые, дождались, когда снег выпал и выпустили меня. Разве сейчас миллион найдешь? Давай так договоримся: весна наступит, бери лопату и поехали со мной в лес деньги искать, готова?

Кто же откажется от такого предложения?!

Выходил под «Я свободен» Кипелова

- Вроде воздух в колонии - чистый кислород, а грудь так и застучала, затарабанила просто! – рассказывает Шурман о своих чувствах в тот момент, когда судья объявил, что он освобожден условно-досрочно. - Конечно, мне очень хотелось, чтобы Сбербанк простил меня, ведь у нас православная вера, которая говорит о прощении. А они на каждый суд писали свое заключение: «Считаем, что оснований для досрочного освобождения Александра Васильевича Шурмана нет».

- Чем занимались те десять дней, пока приговор не вступил в силу?

- Звонил на волю друзьям и родным: «Стоишь-сядь! Сейчас такое скажу!»

Кстати, не так давно заключенным разрешили звонить без особых проблем: просто покупаешь карточку в местной лавочке и звонишь по установленному в отряде телефону куда нужно.

- Ты до сих пор не выплатил долг перед Сбербанком в миллион рублей…

- У меня ведь «Ниссан» тогда продали в счет долга. А потом из копеечных зарплат, которые я зарабатывал в колонии за месяц, деньги вычитали принудительно. А на счет в магазине переводили только 145 рублей. Мама каждый месяц с пенсии по тысяче присылала, я половину тоже отдавал, чтобы скорей выйти на свободу.

- Кто тебя встречал из колонии?

- Друзья! Приехали на нескольких машинах. Я заказал им, чтобы они песню Кипелова нашли. И вот распахиваются передо мной двери колонии, а из машины раздается «Я свободен, словно птица в небесах!» Мне сейчас много кто звонят - приглашают в гости, отметить освобождение, а я и рюмку с ними поднять не смогу. Многие, выйдя на волю, таким образом «с катушек слетают»: «гуляй, рванина», а мне совсем не хочется обратно заезжать!

Над колонией, где отбывал свое наказание Шурман, раздалось громогласное "Я свободен!"

Над колонией, где отбывал свое наказание Шурман, раздалось громогласное "Я свободен!"

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Что удивило за семь лет отсутствия в Перми?

- Я обалдел: столько новых офисов Сбербанка понастроили! Видимо, деньги у них есть! – хохочет Шурман.

- Чем дальше заниматься планируешь?

- Жить! Впереди вся жизнь! Книгу свою издавать буду!

Шурман охотно рассказывает о книжке под названием «Беги, Шурман, беги». В колонии он написал официальное заявление на имя начальника, которое начиналось так: «Мне известно, что Сергей Мавроди и Михаил Ходорковский, отбывая наказание, писали книги, а значит, это не противоречит законодательству России. Прошу разрешить в свободное личное время и мне писать, а так же гарантировать беспрепятственный вынос черновиков при выбытии из колонии».

Заявление Шурмана начальнику Губахинской колонии.

Заявление Шурмана начальнику Губахинской колонии.

- Ты говорил, что свою книгу собирался продать Герману Грефу за миллион?

- Не буду я ее никому продавать. Читатели и так найдутся. А хотите - пусть «Комсомолка» ее издаст!

- И все-таки, кем и куда на работу устраиваться планируешь?

- Не знаю пока. У меня же «волчий билет», на хорошую работу с распростертыми объятиями не возьмут. Посмотрю, где какие условия-зарплаты и буду определяться. Может, на вахту куда устроюсь.

- С сыном удалось увидеться?

- Нормально все там, нормально!