Новосибирск
Общество

От мечты к реальности через исправление ошибок

В томском Академическом лицее стартует новое направление: электронная оценка качества образования в форме промежуточной аттестации обучающихся на базе технологии MAStEx
Увлекательная атмосфера товарищества, интеллектуальных игр и учебы захватывает лицеистов с самых первых дней школьной жизни

Увлекательная атмосфера товарищества, интеллектуальных игр и учебы захватывает лицеистов с самых первых дней школьной жизни

Мальчик, мечтавший в 6 лет стать космонавтом, наслушавшись того, что все это глупости, становится курьером в среднестатистической компании и всю жизнь чувствует себя несчастным. Артистичной девочке, во снах видевшей себя великой актрисой, к 15 годам родители внушили необходимость стать бухгалтером, и она неотвратимо движется к этой цели, не сознавая, что способностей к этой профессии в ней не было никогда...

Все неудачи родом из детства, и поэтому неудивительно, что сфера образования одна их первых откликнулась на назревшую проблему. В томском Академическом лицее, являющемся федеральной инновационной площадкой, площадкой РВЦИ и межмуниципальным центром по работе с одаренными детьми, сейчас завершается работа над проектом по оценке качества образования и востребованности услуг в части создания региональной дистанционной сети «MaStEx» и стартует новое направление: электронная оценка качества образования в форме промежуточной аттестации обучающихся на базе технологии MAStEx. Совокупность направлений, интегрируемых одно в другое, позволяет уже несколько лет проводить Всероссийскую конференцию по созданию интегративного образовательного пространства «Детский сад - Школа - Университет». Развитие одаренности». Именно в сопровождении ребенка с детского сада до университета педагоги Академического лицея вместе со своими школами-партнерами видят успешное воплощение своей главной задачи - вырастить счастливого человека.

Самостоятельность - залог успешности

Директор академического лицея Ирина Тоболкина считает, что своевременная работа над ошибками в школе помогает в дальнейшей жизни

Директор академического лицея Ирина Тоболкина считает, что своевременная работа над ошибками в школе помогает в дальнейшей жизни

Фото: ВКонтакте

- Не секрет, что из года в год мы сталкиваемся с ситуацией, когда из дверей школ выходят два типа детей. Первые - достаточно конкурентоспособные ребята, умеющие учиться и добиваться своего. Заполучить их в воспитанники готов каждый вуз. Вторые - это дети, которые с раннего детства ощущают на себе давление общества и живут с убеждением «я никому не нужен», - рассказывает директор Академлицея Ирина Николаевна Тоболкина. - Для психики ребенка это пагубно, потому что она не сформирована. Виноваты, конечно, в этом взрослые, потому что недоработки, связанные прежде всего с социальным развитием детей, влияют на учебный процесс, на усвоение материала.

Важным аспектом в устранении таких неполадок является делегирование ребенку ответственности за свое обучение, обучение его самостоятельности. Одним из эффективных инструментов внедрения такого подхода стало введение тетради личного аудита: ее в течение уже трех лет используют все ученики лицея со 2-го по 11-й класс. Как и все технологии Академлицея, данная находится в свободном доступе на сайте образовательного учреждения.

С помощью нее в ребенке развивают самоорганизацию, самооценку и умение принимать решения. Со второго класса, после того как ребенок научился читать и писать, он получает в руки алгоритмы, объясняющие, как устранить пробелы в знаниях. Сначала в тетради ученик самостоятельно решает такие вопросы: в какой предметной области у него есть проблемы, в какой теме, нужна ли консультация, за какое время он может сделать это задание. Затем к этому плану ребенка должен как-то отнестись учитель - похвалить или подсказать, на что обратить внимание. В завершение в этой же тетради ребенок выполняет задания, а потом публично предъявляет результат учителю. Цель технологии - донести до маленького человека, что любые пробелы в знаниях можно и нужно учиться ликвидировать, за исключением фатальных ошибок, здесь иной уровень подготовки.

Полноценному развитию личности необходимо уделять внимание с детского сада, - добавляет Ирина Николаевна.

Детский сад как стартовая площадка

Сотрудничество Академлицея с детскими садами города длится уже порядка 12 лет.

Примерно с 2004 года у нас появились первые подшефные детские сады. Сейчас это полноценные партнеры в развитии детской одаренности, проекты мы осуществляем с четырьмя детскими садами № 86, 81, 40 и 89. Одно из больших и важных совместных мероприятий - «Фестиваль интеллектуальных малышей», - делится Ирина Николаевна.

Ранее лицей сопровождал и организовывал ФИП, но теперь детские сады сформировали небольшую самостоятельную сеть из дошкольных учреждений-участников. В конце каждого года во всех садах сначала проходят отборочные туры по определенной теме, а завершается фестиваль большим финальным праздником команд-победителей. В детские сады внедрена технология Эдварда де Бона «Шесть шляп мышления», способствующая развитию мыслительных операций при подготовке к школе, - отмечает директор Академлицея. - Интеграция и взаимодействие организаций с детского сада до вуза, взращивание специалиста высокого уровня складываются в очень долгий путь, который начинается с малого. У нас - это Дошкольная академия, которая существует уже более пяти лет.

В Академию попадают дети из всех детских садов города: в течение года они по субботам посещают занятия, в которых применяются лучшие из проверенных и уже зарекомендовавших себя методик работы с детьми. Малышей знакомят с окружающим миром, развивают память, речь и мышление, прививают первые навыки творчества. Таким образом ребенок получает все необходимое для дальнейшего восприятия учебного процесса, когда начнется предметное обучение. Кстати, в октябре 2016 года аудиторию академии планируют увеличить за счет ребятишек, живущих в районе Зеленые Горки. Это и хороший мониторинг претендентов на обучение в конкретном учебном заведении.

Университет - закрепляющее звено

Не обделено вниманием и еще одно важное звено в вышеупомянутой цепочке - Школа-Университет.

В 2017 году в микрорайоне Зеленые Горки по ул. Дизайнеров, 24, откроется структурное подразделение Академлицея - учебное здание на 1100 мест. Уже сейчас там ведется набор педагогов и учеников.

- Что мы видим при наборе? Учителей биологии, географии, физкультуры, истории и обществознания - на рынке труда переизбыток, дефицит ощущается в педагогах математики, робототехники, информатики, физики и учителей начальных классов, - делится Ирина Тоболкина.

Выход из этой ситуации один - переквалификация, и, к большой радости директора

Ирины Николаевны, современные вузы готовы пойти навстречу в данном аспекте. Буквально недавно ТГУ и Академический лицей подписали соглашение о стратегическом партнерстве. В его рамках будут проходить отбор и обучение педагогов для нового здания Академического лицея. Комплексный проект такого масштаба запущен в Томске впервые. Планируется, что в течение года на базе ТГУ будут набирать и обучать студентов, желающих включиться в проект образовательного школы-комплекса. Уже в январе будущие педагоги смогут проводить проектные семинары вместе с методистами и экспертами в новом здании. Кроме того, ТГУ поможет в конкурсном отборе тех кандидатов, которые уже сейчас подают заявки на вакантные места. К процессу отбора планируется привлечь психологов ТГУ, специалистов городского департамента образования. Интересен опыт взаимодействия и с ТГПУ. ТГПУ, например, с сентября направил более 50 студентов-выпускников в Академический лицей на активную практику, не все студенты связывают свою дальнейшую профессиональную жизнь со школой, но можно посмотреть выпускников в деле, выбрать, планомерно влиять на подготовку к работе в лицее. Это тоже очень важный момент в подборе кадров. Следует отметить, что переподготовкой кадров успешно занимаются и московские вузы. Так, педагогический кампус дает возможность томичам, не востребованным на рынке труда, переквалифицироваться и быть полезным школам г.Томска, причем значительно дешевле, чем предлагает отдел переподготовки ТГПУ, что не отражается на качестве.

Педагоги Академлицея уверены, что чем прочнее будет взаимодействие детских садов, школ и вузов, тем четче будут подниматься общие вопросы развития личности ребенка, тем скорее осуществится формирование будущих специалистов для экономики нашей страны. Такого результата можно достигнуть только совместно, командно.