Премия Рунета-2020
Новосибирск
+14°
Boom metrics
Общество15 октября 2014 20:30

Сибирячка пять лет занимается реставрацией легендарного авиалайнера Ту-104

«Первым делом - самолеты, математика - потом...», - так решила Мария Карманова, и с тех пор пытается оживить списанный самолет с необычной историей [фото, видео]
Сейчас Ту-104 стоит под двумя замками и охраной, доступ охотникам за металлом теперь закрыт.

Сейчас Ту-104 стоит под двумя замками и охраной, доступ охотникам за металлом теперь закрыт.

Под Новосибирском, в небольшом городке Бердске, есть летное поле для воспитанников школы планеристов, парашютистов, малой авиации. Небольшой кусок земли обступили кирпичные коттеджи. А возле деревьев, напротив будки охранника, под нависшим серым небом стоит холодный памятник ушедшей эпохи и ушедшей авиации – первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104А. Легендарный лайнер, которых во всем мире осталось по пальцам пересчитать, еще в далеком 1978 году совершил уникальную посадку на грунтовку бердского аэродрома, что обычно принимает только легкие спортивные самолеты, да «кукурузники» Ан-2. Там и встал на вечную стоянку, служа нуждам бердского аэроклуба в качестве… склада парашютов, запчастей и прочего. С тех пор краска местами облезла, двигателей давно уже нет, а к двери ведет самодельный трап. Из самолета выглядывает девушка с открытой улыбкой и в забавных круглых темных очках а-ля Джон Леннон. Это Мария Карманова. Молодой ученый-математик. Как говорится, душой прикипела к крылатому пенсионеру и вот уже пять лет пытается реанимировать никому, увы, не нужный списанный борт.

Самолет после крайней посадки в 1978 году. Фото на память с экипажем, совершившим уникальную посадку. Смотрите фоторепортаж. Фото: aviamonuments.ru

Самолет после крайней посадки в 1978 году. Фото на память с экипажем, совершившим уникальную посадку. Смотрите фоторепортаж. Фото: aviamonuments.ru

СПИЧКИ ВМЕСТО СТРЕЛОК

Маша встречает нас гостеприимно, проводит по всему салону. Запах внутри… смешанный.

- Я отсюда столько мусора выгребла, а в кабине сохранился настоящий самолетный дух, - девушка, улыбаясь, потягивает носом - для нее это, похоже, лучше, чем ароматы из флакончиков «Шанель».

Обстановка внутри печальная - как кадры из фильма «Жизнь после людей». Салон пуст – здесь уже давно нет ни кресел, ни столиков. Вандалы оторвали таблички, охотники за цветметом откусили часть проводов.

Мария частенько представляет себя пилотом первого советского реактивного пассажирского самолета. Смотрите фоторепортаж.

Мария частенько представляет себя пилотом первого советского реактивного пассажирского самолета. Смотрите фоторепортаж.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

«Мрак запустения» наступил в 90-е годы прошлого века, но ближе к 2000-м аэродром обзавелся охраной, и на двери самолета появился замок.

До салона Машины руки еще не дошли, пока она занимается только кабиной пилотов. Вход в святая святых тоже под замком. Два поворота ключа - и мы внутри.

В глазах рябит от количества циферблатов, лампочек, приборчиков, датчиков...

- Это АГБ-2, это АГИ-1, а вот РСБ-70, - сыплет Мария труднопроизносимыми аббревиатурами, обозначающими приборы, но с ее губ эти буквенно-цифровые шифры слетают, словно стихотворные строки. - Когда я первый раз сюда зашла, часть приборов была вырвана, другие - просто вдребезги разбиты, вместо стрелок стояли спички.

В глазах рябит от циферблатов и лампочек. Приборы прибыли в Новосибирск со всех концов России.  Смотрите фоторепортаж.

В глазах рябит от циферблатов и лампочек. Приборы прибыли в Новосибирск со всех концов России. Смотрите фоторепортаж.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Сподвижник Марии - Илья помогает девушке уже два года. Он пилот малой авиации и разбирается в технических тонкостях. В этот раз Илья принес с собой большой мешок каких-то железяк.

- Я их называю элементами интерьера, - подмигивает молодой бородатый человек. - Все запчасти, которые я нахожу, аутентичны, мы устанавливаем в кабине только то, что здесь были раньше.

К сожалению, многие детали уже не рабочие. Чтобы соблюсти все тонкости, парень нашел в других городах книги с главами технических описаний самолета, например, томик о гидросистеме Ту-104. Эти фолианты существуют в единичном экземпляре, в интернете их не найти. Илья ездит за книгами по всей стране либо просит знакомых отсканировать главы пособий. Есть у молодежи и старший товарищ Владимир Алексеевич Чеботников - местный инженер-авиатехник, который починил уже не один прибор.

Илья в «подполье» самолета - реставрации требуют даже невидимые обычному посетителю вещи. Смотрите фоторепортаж.

Илья в «подполье» самолета - реставрации требуют даже невидимые обычному посетителю вещи. Смотрите фоторепортаж.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

«КТО-ТО МАРКИ СОБИРАЕТ, А Я - САМОЛЕТ»

И все же идейным вдохновителем команды остается девушка из Института математики СО РАН. В этом году Маша защищает докторскую диссертацию по математическому анализу. Но основная работа нисколько не мешает ее увлечению.

- Наоборот, благодаря полетам на семинары и научные симпозиумы я и полюбила самолеты. В первый раз я полетела в 1997 году - впечатления незабываемые! Зона турбулентности - болтанка - меня не напугала. Тряска меня успокаивает, во время нее я обычно засыпаю.

Зарплату математика девушка тратит на те самые АГИ и АГБ, а также указатели скорости, высотомеры, компасы…

- Вы только не думайте, что я все деньги на самолет трачу, мне и на жизнь хватает. Просто у меня вот такое необычное хобби. А что такого? Кто-то марки собирает… - будто оправдывается Маша.

В салоне раньше был склад аэрокллуба. Первым делом Маша выкинула отсюда весь мусор. Смотрите фоторепортаж.

В салоне раньше был склад аэрокллуба. Первым делом Маша выкинула отсюда весь мусор. Смотрите фоторепортаж.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

На аэродроме девушка появляется только в выходные, но увлечение забирает время и в будни - каждый день сибирячка просматривает десяток форумов по продаже авиаприборов. Детали от самолета ей присылали из разных концов страны: Южно-Сахалинска, Калининграда, Сыктывкара, Краснодара.

Во сне девушка летает, но наяву 104-й вряд ли поднимет ее в воздух: ресурс многих деталей уже давно израсходован, либо истек их срок хранения. Может, поэтому Марию отчасти можно сравнить с доктором Франкенштейном - пытается оживить погибшего пациента. Взлететь на Ту-104 - мечта несбыточная, а вот сделать из лайнера красивый музей вполне возможно. Ведь даже сейчас заглянуть в старый самолет для многих интереснейшее развлечение. Дети, садясь в обшарпанное кресло пилота, просто визжат от восторга - они дергают рычажки, нажимают кнопки, здороваются по микрофону с воображаемыми пассажирами. Кто знает, может, именно так ведет себя и Маша, когда рядом никого нет...

Когда-нибудь старый самолет обретет вторую жизнь, но уже в качестве музея.  Смотрите фоторепортаж.

Когда-нибудь старый самолет обретет вторую жизнь, но уже в качестве музея. Смотрите фоторепортаж.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

ДОСЬЕ «КП»

Лайнер Ту-104 переправлен на бердский аэродром из аэропорта Толмачево в 1978 году. Инициатором последнего полета стал ученый из Академгородка Валерий Рыцарев. Самолет к тому времени уже почти выработал свой ресурс. Рыцарев сумел уговорить экипаж посадить борт на грунтовое поле. Это была рискованная затея, но команда справилась с задачей. Рыцарев преподавал в школе юных планеристов. Самолет стал для подростков учебным классом, затем его использовали как склад.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Полет за миллионы

Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина Владимир Барсук был наслышан про бердскую нелетную «тушку» и успел побывать внутри старого самолета. В самом институте и не такие древности реставрируют, так что, по мнению Барсука, и этот старый Ту-104 можно вновь запустить в воздух:

- Для того чтобы этот самолет вновь полетел, нужны большие физические и материальные затраты. Скорее всего, потребуется не меньше 120 миллионов рублей. Можно подобрать оригинальные детали, но перед стартом летательный аппарат в любом случае должен пройти экспертизу. Такие затраты ребятам вряд ли удастся потянуть. Это значит, что пришло время искать спонсоров-романтиков, которые за железную птицу в небе готовы отдать состояние.

Краса Березовой рощи и герой открыток, этот Ту-104 до наших дней не дожил... Фото: aviamonuments.ru

Краса Березовой рощи и герой открыток, этот Ту-104 до наших дней не дожил... Фото: aviamonuments.ru

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Тот, которого не стало

Наш рассказ был бы неполным без упоминания о другом пассажирском лайнере - Ту-104Б, бортовой номер СССР-42494, стоявшем в 1980-х годах в центре парка «Березовая роща», в нем располагалось кафе «Самолет»... Многие новосибирцы помнят его, он даже был увековечен на одной из разлетевшихся по всему Советскому Союзу открыток, посвященных Новосибирску. Куда же исчез самолет из парка? В действительности самолет простоял там около 6 лет, но как кафе работал очень недолго. В парк его привезли в 1979 году, но после этого он простоял несколько лет практически бесхозным. Наконец его привели в порядок, и в 1983 году там все-таки открыли кафе на радость взрослым и детям.

Но радость эта была недолгой - вскоре оно было закрыто по предписанию не то санэпиднадзора, не то пожарных. Самолет вновь забросили и даже загадили - увы, тяга к вандализму в человеке не менее сильна, чем любовь к прекрасному… Охранять самолет было накладно и некому, и в конце концов в 1985 году руководство парка приняло решение избавиться от лайнера. Самолет демонтировали и перевезли на аэродром «Иркутск-2», где многострадальная «тушка» простояла до 1989 года и далее была утилизирована…

А у вас есть в жизни мечта?! Расскажите об этом в комментариях!

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ

Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ