Сейчас Ту-104 стоит под двумя замками и охраной, доступ охотникам за металлом теперь закрыт.
Под Новосибирском, в небольшом городке Бердске, есть летное поле для воспитанников школы планеристов, парашютистов, малой авиации. Небольшой кусок земли обступили кирпичные коттеджи. А возле деревьев, напротив будки охранника, под нависшим серым небом стоит холодный памятник ушедшей эпохи и ушедшей авиации – первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104А. Легендарный лайнер, которых во всем мире осталось по пальцам пересчитать, еще в далеком 1978 году совершил уникальную посадку на грунтовку бердского аэродрома, что обычно принимает только легкие спортивные самолеты, да «кукурузники» Ан-2. Там и встал на вечную стоянку, служа нуждам бердского аэроклуба в качестве… склада парашютов, запчастей и прочего. С тех пор краска местами облезла, двигателей давно уже нет, а к двери ведет самодельный трап. Из самолета выглядывает девушка с открытой улыбкой и в забавных круглых темных очках а-ля Джон Леннон. Это Мария Карманова. Молодой ученый-математик. Как говорится, душой прикипела к крылатому пенсионеру и вот уже пять лет пытается реанимировать никому, увы, не нужный списанный борт.
Самолет после крайней посадки в 1978 году. Фото на память с экипажем, совершившим уникальную посадку. Смотрите фоторепортаж. Фото: aviamonuments.ru
СПИЧКИ ВМЕСТО СТРЕЛОК
Маша встречает нас гостеприимно, проводит по всему салону. Запах внутри… смешанный.
- Я отсюда столько мусора выгребла, а в кабине сохранился настоящий самолетный дух, - девушка, улыбаясь, потягивает носом - для нее это, похоже, лучше, чем ароматы из флакончиков «Шанель».
Обстановка внутри печальная - как кадры из фильма «Жизнь после людей». Салон пуст – здесь уже давно нет ни кресел, ни столиков. Вандалы оторвали таблички, охотники за цветметом откусили часть проводов.
Мария частенько представляет себя пилотом первого советского реактивного пассажирского самолета. Смотрите фоторепортаж.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
«Мрак запустения» наступил в 90-е годы прошлого века, но ближе к 2000-м аэродром обзавелся охраной, и на двери самолета появился замок.
До салона Машины руки еще не дошли, пока она занимается только кабиной пилотов. Вход в святая святых тоже под замком. Два поворота ключа - и мы внутри.
В глазах рябит от количества циферблатов, лампочек, приборчиков, датчиков...
- Это АГБ-2, это АГИ-1, а вот РСБ-70, - сыплет Мария труднопроизносимыми аббревиатурами, обозначающими приборы, но с ее губ эти буквенно-цифровые шифры слетают, словно стихотворные строки. - Когда я первый раз сюда зашла, часть приборов была вырвана, другие - просто вдребезги разбиты, вместо стрелок стояли спички.
В глазах рябит от циферблатов и лампочек. Приборы прибыли в Новосибирск со всех концов России. Смотрите фоторепортаж.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
Сподвижник Марии - Илья помогает девушке уже два года. Он пилот малой авиации и разбирается в технических тонкостях. В этот раз Илья принес с собой большой мешок каких-то железяк.
- Я их называю элементами интерьера, - подмигивает молодой бородатый человек. - Все запчасти, которые я нахожу, аутентичны, мы устанавливаем в кабине только то, что здесь были раньше.
К сожалению, многие детали уже не рабочие. Чтобы соблюсти все тонкости, парень нашел в других городах книги с главами технических описаний самолета, например, томик о гидросистеме Ту-104. Эти фолианты существуют в единичном экземпляре, в интернете их не найти. Илья ездит за книгами по всей стране либо просит знакомых отсканировать главы пособий. Есть у молодежи и старший товарищ Владимир Алексеевич Чеботников - местный инженер-авиатехник, который починил уже не один прибор.
Илья в «подполье» самолета - реставрации требуют даже невидимые обычному посетителю вещи. Смотрите фоторепортаж.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
«КТО-ТО МАРКИ СОБИРАЕТ, А Я - САМОЛЕТ»
И все же идейным вдохновителем команды остается девушка из Института математики СО РАН. В этом году Маша защищает докторскую диссертацию по математическому анализу. Но основная работа нисколько не мешает ее увлечению.
- Наоборот, благодаря полетам на семинары и научные симпозиумы я и полюбила самолеты. В первый раз я полетела в 1997 году - впечатления незабываемые! Зона турбулентности - болтанка - меня не напугала. Тряска меня успокаивает, во время нее я обычно засыпаю.
Зарплату математика девушка тратит на те самые АГИ и АГБ, а также указатели скорости, высотомеры, компасы…
- Вы только не думайте, что я все деньги на самолет трачу, мне и на жизнь хватает. Просто у меня вот такое необычное хобби. А что такого? Кто-то марки собирает… - будто оправдывается Маша.
В салоне раньше был склад аэрокллуба. Первым делом Маша выкинула отсюда весь мусор. Смотрите фоторепортаж.
Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»
На аэродроме девушка появляется только в выходные, но увлечение забирает время и в будни - каждый день сибирячка просматривает десяток форумов по продаже авиаприборов. Детали от самолета ей присылали из разных концов страны: Южно-Сахалинска, Калининграда, Сыктывкара, Краснодара.
Во сне девушка летает, но наяву 104-й вряд ли поднимет ее в воздух: ресурс многих деталей уже давно израсходован, либо истек их срок хранения. Может, поэтому Марию отчасти можно сравнить с доктором Франкенштейном - пытается оживить погибшего пациента. Взлететь на Ту-104 - мечта несбыточная, а вот сделать из лайнера красивый музей вполне возможно. Ведь даже сейчас заглянуть в старый самолет для многих интереснейшее развлечение. Дети, садясь в обшарпанное кресло пилота, просто визжат от восторга - они дергают рычажки, нажимают кнопки, здороваются по микрофону с воображаемыми пассажирами. Кто знает, может, именно так ведет себя и Маша, когда рядом никого нет...
Когда-нибудь старый самолет обретет вторую жизнь, но уже в качестве музея. Смотрите фоторепортаж.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
ДОСЬЕ «КП»
Лайнер Ту-104 переправлен на бердский аэродром из аэропорта Толмачево в 1978 году. Инициатором последнего полета стал ученый из Академгородка Валерий Рыцарев. Самолет к тому времени уже почти выработал свой ресурс. Рыцарев сумел уговорить экипаж посадить борт на грунтовое поле. Это была рискованная затея, но команда справилась с задачей. Рыцарев преподавал в школе юных планеристов. Самолет стал для подростков учебным классом, затем его использовали как склад.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Полет за миллионы
Директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина Владимир Барсук был наслышан про бердскую нелетную «тушку» и успел побывать внутри старого самолета. В самом институте и не такие древности реставрируют, так что, по мнению Барсука, и этот старый Ту-104 можно вновь запустить в воздух:
- Для того чтобы этот самолет вновь полетел, нужны большие физические и материальные затраты. Скорее всего, потребуется не меньше 120 миллионов рублей. Можно подобрать оригинальные детали, но перед стартом летательный аппарат в любом случае должен пройти экспертизу. Такие затраты ребятам вряд ли удастся потянуть. Это значит, что пришло время искать спонсоров-романтиков, которые за железную птицу в небе готовы отдать состояние.
Краса Березовой рощи и герой открыток, этот Ту-104 до наших дней не дожил... Фото: aviamonuments.ru
А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ
Тот, которого не стало
Наш рассказ был бы неполным без упоминания о другом пассажирском лайнере - Ту-104Б, бортовой номер СССР-42494, стоявшем в 1980-х годах в центре парка «Березовая роща», в нем располагалось кафе «Самолет»... Многие новосибирцы помнят его, он даже был увековечен на одной из разлетевшихся по всему Советскому Союзу открыток, посвященных Новосибирску. Куда же исчез самолет из парка? В действительности самолет простоял там около 6 лет, но как кафе работал очень недолго. В парк его привезли в 1979 году, но после этого он простоял несколько лет практически бесхозным. Наконец его привели в порядок, и в 1983 году там все-таки открыли кафе на радость взрослым и детям.
Но радость эта была недолгой - вскоре оно было закрыто по предписанию не то санэпиднадзора, не то пожарных. Самолет вновь забросили и даже загадили - увы, тяга к вандализму в человеке не менее сильна, чем любовь к прекрасному… Охранять самолет было накладно и некому, и в конце концов в 1985 году руководство парка приняло решение избавиться от лайнера. Самолет демонтировали и перевезли на аэродром «Иркутск-2», где многострадальная «тушка» простояла до 1989 года и далее была утилизирована…
А у вас есть в жизни мечта?! Расскажите об этом в комментариях!
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ
Фото: Дмитрий БУКЕВИЧ