Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество29 мая 2014 22:00

Дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов: «Сын астронавта Тома Стаффорда пройдет у меня практику»

Сегодня исполняется 80 лет человеку, который первым вышел в открытый космос.
Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, вице-президент "Альфа-Банка" Алексей Архипович Леонов.

Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, вице-президент "Альфа-Банка" Алексей Архипович Леонов.

Накануне юбилея «Комсомолка» предложила своим читателям провести со знаменитым космонавтом народное интервью: прислать нам свои вопросы, которые мы зададим Алексею Архиповичу. И вот что получилось:

- Алексей Архипович, мы хотим и от имени редакции, и от наших читателей поздравить вас с 80-летием. А первый вопрос от семьи Титаренко из Краснодарского края: «Расскажите, как вы сейчас живете? Вы ведь один из топ-менеджеров «Альфа-Банка». Но ведь космонавт – это одна профессия, банкир – другая. Как случилось, что вы так резко сменили род деятельности?»

- Связь, между прочим между первой и второй профессией вполне логичная. После того как я ушел из армии, меня нашел Александр Маркович Файн, один из членов совета директоров группы «Альфа-Групп»: Алексей, я работал с Сергеем Павловичем Королевым, я знаю тебя. Давай встретимся. А я в растерянном положении: 1991 год, 450 рублей пенсия, двое детей. Встретились, он говорит: нам нужен человек, который бы возглавил новый фонд. А я чистый технарь, испытатель, не экономист. Он говорит: насколько я знаю, ты был заказчиком такой системы, которая стоит полтора миллиарда долларов, и которая работает безупречно до сих пор. И ты этими деньгами распоряжался.

- Это вы что имеете в виду?

- Создание тренажерно-моделирующего комплекса в Центре подготовки космонавтов. Плюс я еще был членом госкомиссии, членом военно-промышленной комиссии, отвечал за аттестацию экипажей перед космическим полетом. Я Александру Марковичу говорю: «Но я страшно не люблю считать деньги!». А он: ничего, научишься. И 2 ноября 1992-го года меня утвердили в новой должности.

Алексей Архипович много лет профессионально занимается живописью. Как раз в эти дни в Москве в Мемориальном музее космонавтики открылась выставка его картин.

Алексей Архипович много лет профессионально занимается живописью. Как раз в эти дни в Москве в Мемориальном музее космонавтики открылась выставка его картин.

- Вы же были президентом инвестиционного фонда?

- Да. Потом, когда произошел дефолт, сделали перегруппировку. Я ушел из фонда в банк, стал советником и вице-президентом. Одной из основных задач тогда было формирование сети филиалов и отделений банка по всей стране. На сегодняшний день у нас открыты отделения начиная от Дальнего Востока до Калининграда, от Мурманска до Сочи, вся Сибирь, Урал тоже охвачены. В создании 70 процентов из них я принимал участие, могу вам рассказать про каждое отделение и каждый филиал. Я всегда обращаю внимание наших сотрудников на вежливость, говорю: улыбайтесь, приветливо принимайте клиентов, обеспечивайте чистоту и порядок. Даже отказывая в кредитах, вы должны улыбаться, не сердить людей.

Месяц назад я был в нашем операционном центре в Ульяновске. Туда приходят сведения со всех отделений банка в России – там осуществляется и телефонное обслуживание клиентов, и работа по кредитной задолженности, и множество других операции розничного бизнеса банка. Это центр с могучей вычислительной техникой, какой и в крупнейших научных институтах-то нет. Сейчас в Барнауле создается подобный центр. На сегодня «Альфа-Банк» - первый из частных банков страны.

- Впереди только банки с государственным участием?

- Да. Вы знаете, как это получилось? Когда произошел дефолт, когда все банки начали жульничать и деньги со вкладов не выдавать своим клиентам, наше правление собралось и решило: вернуть деньги всем вкладчикам по первому их требованию. Вплоть до того, чтобы организовать дополнительные кассы, но вернуть людям их деньги как можно быстрее. Умный ход. Это было сделано.

- И банку поверили?

- Да. В первую неделю приходили за деньгами, очередей не было. Через неделю начали деньги возвращать. А через две недели к нам стали приходить клиенты других банков - банков, где их ограбили.

И сейчас идеология банка – быть честными в любом случае, что бы там ни произошло. Ни в коем случае клиента нельзя обижать. Это стиль работы.

Почему не полетели на Луну

- Алексей Архипович, вопрос от Анатолия: «Вы в конце 60-х годов прошлого века готовились по лунной программе, которую разрабатывал Королев. Программу закрыли. Сейчас вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин говорит о том, что Россия будет готовить новую экспедицию на Луну. Как вы считаете, через 40 лет есть смысл снова браться за штурм спутника Земли?»

- То, что я читал про новые планы — пока чистая публицистика. Конкретики нет. Начинать надо с того, с чего и тогда. В 1962-м году вышло первое постановление об освоении Луны, подписанное Никитой Сергеевичем Хрущевым. В нем уже было запланировано создание корабля для облета Луны, зондов Л-1, Л-2 и так до Л-6. А в 1964-м году были определены сроки облета Луны, посадки на нее и возвращения. Под это было финансирование, определены участвовавшие заводы, подключена наука.

И мы эту программу реализовали, но только в беспилотном варианте. Шесть наших кораблей облетели Луну. И все за исключением одного благополучно вернулись, приземлились. 5-ый корабль разбился. Но разбился так как был в беспилотном варианте. В пилотируемом была бы другая схема посадки.

И я, и Юрий Гагарин обращались в Политбюро с просьбой следующим сделать пилотируемый полет. Но к тому времени Королев ушел из жизни, а те, кто пришли ему на смену, боялись рисковать. Жалко. Давно бы уже могли быть на Луне.

- Ну а сейчас нам зачем Луна?

- Понимаешь, мы все равно к этому придем. Все равно будем летать. Так устроено человечество. Но для такого серьезного проекта должно быть понятно — кто за что отвечает, какие и когда задания нужно выполнить.

Космонавт Алексей Леонов после первого полета в космос.

Космонавт Алексей Леонов после первого полета в космос.

- Григорий Зернов, Тула: «В том, что вы были первым в открытом космосе, не сомневается никто. А вот сколько времени прошло с 1969-го года, а до сих пор люди всерьез обсуждают были ли американцы на Луне»...

- А пошло это от самих американцев. Когда было 80 лет Стенли Кубрику, режиссеру, который снял фильм «Космическая одиссея 2001», его жена сказала журналистам: «он особенно тяжело работал в Голливуде, когда делал фильм о высадке на Луну». Она правду сказала. Полноразмерные лунные корабли были в Америке только в двух местах. Один - в Смитсонианском музее. Там до сих пор запрещена кино- и фотосъемка. А второй корабль купил Голливуд. И там была досъемка. Чего? Моментов открытия люка и выхода астронавтов на поверхность Луны. Ведь это надо снимать со стороны. А кто же мог это сделать? Вот это и доснимали в павильоне. Но это не значит, что на Луне никого не было. Есть множество кадров, действительно снятых на Луне.

Американцы сделали блестящую программу. Начиная с «Аполло-8», который совершил облет Луны. На «Аполлон-10» летал мой друг Том Стаффорд. Он выбрал площадку для будущей посадки, завис, отснял все это на высоте 110 метров и вернулся на Землю. А Нил Армстронг на «Аполлон-11» шел уже по маршруту, проложенному Стаффордом.

Был только один неудачный полет - «Аполлон-13». А затем они еще несколько раз удачно прилунились. Экипаж «Аполло-17» на тележке по Луне гонял!

На всю лунную программу тогда США израсходовали 25 млрд. долларов. В сегодняшних ценах это были бы все 100 млрд.

А 18-й «Аполлон» достался мне...

Справка «КП»

После аварии «Аполлона-13» в США задумались над системой спасения астронавтов, попавших в беду на орбите. Тогда только две страны умели летать в космос. Но с СССР шла холодная война... И все же были проведены переговоры и объявлена программа «Союз» – «Аполлон», смысл которой: отработать технологию спасения космонавтов кораблем другой страны. Даже процесс стыковки был вопросом политическим. В «Союзах» стыковка построена по принципу «папа-мама» - штырь корабля входит в узел-«воронку» орбитальной станции. А тут - кто в кого будет «входить»: мы в американцев или они в нас? Придумали особый - бесполый (андрогинный) - способ стыковки, чтобы никому обидно не было...

В 1975 году совместный полет «Союза» и «Аполлона» состоялся. Советский экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, американцы - Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон. По плану Стаффорд должен был открыть люк и пожать руку Леонову строго на границе двух кораблей. Крышка открылась.... Хитрый Леонов хватает протянутую руку и, сломав все протоколы, втаскивает американца в «Союз».

Кто полетит на Марс?

- Анна, Москва: «Алексей Архипович, сейчас идет разговор о санкциях Америки в отношении России в космосе. При этом мы вместе работаем на Международной космической станции. Как вы считаете, есть ли перспективы у дальнейшего сотрудничества с США в космосе?»

- После программы «Союз» - «Аполлон» у нас должна была начаться программа «Салют» - «Шаттл». При президенте Форде были две рабочие встречи. Но появился президент Картер и закрыл программу, остановив наше сотрудничество на 10 лет.

На сегодня я не слышал, что американцы хотят порвать отношения в области исследования космоса. А вот можем ли мы в одностороннем порядке прекратить совместную работу на МКС? Я этого себе не представляю. Это единый организм. У американцев через пару лет будет свой пилотируемый корабль. Они прилетают, а наш сегмен для них закрыт — люк задраен. Мы опозоримся на весь мир.

Станцию надо беречь, это уникальное сооружение. Там тысяча кубов объем, там модули наши, американские, японский, европейские. В этом году еще один наш модуль должен стартовать. Там только солнечных батарей полтора гектара!

Взяли и весело потащили…Сотрудники Центра подготовки космонавтов на субботнике. Леонов второй слева.

Взяли и весело потащили…Сотрудники Центра подготовки космонавтов на субботнике. Леонов второй слева.

- Зорик Баланян, Мытищи: «Как вы считаете, дальнейшее сотрудничество с американцами по марсианской программе возможно?»

- Ни одна страна в одиночку на Марс не полетит. У нас такой опыт по созданию систем жизнеобеспечения, который нет ни у одной страны в мире! Думаю, в первый полет туда полетят представители пяти стран как минимум.

Мы просчитывали: на борту должно быть 6 человек. Марсианская программа начнется, когда будет вынесено объединенное решение всех стран-участников. От принятия этого решения пройдет еще 15 лет, пока будут строить корабль. А первый шаг - набора экипажа в возрасте 10-12 лет - мальчиков и девочек.

- Вы считаете, что их надо будет к полету на Марс 15 лет готовить?

- Да. Они должны стать абсолютно психологически совместимы, уметь работать в разных климатических зонах. Они должны получить опыт работы на орбитальной станции, полетать на различных кораблях. А когда им будет по 20-22 можно уже из всего набора отобрать 12 человек - основной и дублирующий экипажи и их готовить к конкретно к полету на Марс.

Про страх

- Татьяна, Южно-Сахалинск: «Алексей Архипович, у вас две звезды Героя. Одна — за первый в мире выход в открытый космос, вторая — за уникальный полет «Союз»-«Аполлон». А сейчас на МКС летают по расписанию — уже 40-ая экспедиция! Вернувшихся из полета космонавтов награждают звездами Героя. А в чем их героизм сегодня?»

- Космос - самая враждебная среда для человека. Представляете, толщина стенки станции – 3 миллиметра. Прошивается метеоритом насквозь. Я помню в детстве, когда наши полярники дрейфовали на льдине, у меня был вопрос: как им не страшно?

А теперь смотрите: первый отряд космонавтов – потери 26%, как во время войны. Это слава богу, что после моих дублеров, которые погибли вместо меня, у нас больше не было смертей…

- Вы имеете в виду экипаж «Союза-11» - Волков, Добровольский и Пацаев...

Справка «КП»

Алексей Леонов и Валерий Кубасов должны были стать первыми обитателями орбитальной станции «Салют-1». Но за два дня до старта у Кубасова врачи обнаружили проблемы со здоровьем и полетели дублеры. Во время приземления произошла разгерметизация корабля. Космонавты погибли.

- Люди и сейчас работают в экстремальных условиях. Командир экипажа на МКС наш Максим Сураев. Он как раз вчера прилетел на станцию. Он отвечает за работу самого дорогого объекта на Земле. Это страшная ответственность.

- Но это же не значит, что им надо давать Звезды Героя?

- Звезду Героя дают не за полет, а за проявленные героизм и мужество. Вот это нужно понимать. Нам же не за каждый полет давали звания. Юра Батурин получил звание Героя России только за второй полет. Сергей Крикалев за последний полугодовой полет не получил никакой награды.

- У вас первый полет на «Восходе-2» был тяжелейший. По количеству аварий, наверное, самый сложный за всю историю отечественной космонавтики. Про то, что выйдя в космос вы не смогли вернуться в переходный отсек — скафандр слишком раздулся, пришлось стравливать давление, рискуя жизнью — известно. Меньше знают про то, что в корабле был переизбыток кислорода и малейшая искра могла привести к трагедии. А ведь еще отказала автоматика при посадке и вы улетели в тайгу, оказались мокрыми на 25 градусном морозе... После такого как вы согласились участвовать в подготовке к новым полетам. Не страшно было?

- Нет, абсолютно! Хотя я знаю, что некоторым моим известным товарищам предложили программу «Луна», они отказались. А мне очень хотелось это делать. Я сказал: «Возьмите меня!» - Леонов делает жест двумя руками будто хочет схватить начальство за лацканы пиджака. - Я в 20 лет начал летать на реактивном самолете!

Во время выхода в открытый космос Леонов оторвался от корабля и «попарил». Сейчас космонавтам категорически запрещено открепляться от станции. (Через несколько лет о том, как все было Алексей Архипович написал эту картину).

Во время выхода в открытый космос Леонов оторвался от корабля и «попарил». Сейчас космонавтам категорически запрещено открепляться от станции. (Через несколько лет о том, как все было Алексей Архипович написал эту картину).

- Зоя Ткачева, Липецк: «Летчики и космонавты – люди суеверные. Как вы старались обезопасить себя?»

- Когда мы выходили из цеха, уже одетые, чтобы садиться в «Восход-2», нам навстречу попалась женщина. Она нас даже не пропустила, нахально так шла. И я своему командиру Павлу Беляеву говорю: «Знаешь, Паш, нахлебаемся мы с тобой!».

Но, если честно, мы и так знали, что проблемы будут. Незадолго до старта к нам в гостинцу пришли Сергей Павлович Королев и Мстислав Всеволодович Келдыш и осторожно начали говорить: знаете, предыдущий корабль погиб. Давайте мы «Восход-2» сделаем беспилотным. А для вас новый корабль построим.

Мы убедили: не надо нам второго корабля. Мы мол одних аварийных ситуаций проработали порядка 3 тысяч. (Я, конечно, присвистнул, но 500 всяких – точно). А Королев говорит: в полете будет 3001-я, но если вы 3000 знаете, то вам ничего не страшно. Так и случилось. Но мы выполнили задание. Когда на космодроме стало известно, что у нас идут отказ за отказом, та женщина ревела: это я виновата.

Потом, когда я стал командиром отряда космонавтов, завел несколько традиций, чтобы экипажи поменьше нервничали. Первое. Перед тем как выйти из гостиницы, мы все садимся молча — на дорожку. Потом надо было пройти метров 50 до автобуса. И когда экипажи подходили к двери, выходила красиво одетая девушка с коромыслом и двумя полными ведрами. Она шла навстречу космонавтам. И они понимали - им повезет.

Или вот - всегда это работает хорошо — перед полетом мы наливаем из бутылки шампанского по 10-20 грамм. Закрывам бутылку и космонавты на ней расписываются. И после полета эта бутылка им вручается.

- Геннадий, Мурманск: «А у вас есть свой талисман?»

- Нет. Хотя я многим дарил какие-то вещи, которые потом становились талисманами. А у меня такая история была. Однажды я летел в Францию, и в самолете сидели два наши священника. Я спрашиваю: «Куда вы летите?» - «Бороться с ядерным оружием». – «А что вы знаете об этом?» - «Мы не очень много знаем». А тогда только что появился очень хороший труд «Ядерная зима» Сагана и Моисеева. Я им его подарил. Один из священников дает мне иконку дюралевую: а это тебе на память. Я прилетел в Бордо, где центр космический у французов. Мне показывают различные лаборатории. Подходим к одной очень секретной, они достают пропуск, прикладывают, а дверь не открывается. И тут мне мысль в голову пришла. Я достаю икону, прикладываю – и дверь открылась! Они закрывают дверь, говорят: еще раз покажи! А я отвечаю: Бога гневить нельзя.

На самом деле, видимо, потенциал дюралевой пластинки как раз подошел к замку двери. Так это «чудо» с точки зрения техники объяснется. Но ведь вероятность такого события мизерная. А вот надо же — оно случилось.

- Дарья, Набережные Челны: «В свое время вы помогли усыновить Томасу Стаффорду двух мальчиков из нашего детского дома в Щелковском районе. Как сложилась их судьба?»

- Лет 20 назад Том мне сказал: «Леша, знаешь, у меня ведь нет никого – ни папы, ни мамы, ни братьев, ни сестер. Ты у меня единственный брат, ты мой самый близкий человек на земле». Мы с ним действительно очень близки. В этом году его сын Майкл, старший из усыновленных мальчиков, приезжает сюда и будет у меня практику проходить.

- Где?

- На моей работе в «Альфа-банке». Он учится в университете на 4-м курсе.

Про гибель Гагарина

- Виктор Павлович Пархомов: «Вы были одним экспертов, участвовавших в расследовании гибели Гагарина. О том, что случилось есть много версий. Вы настаиваете на том, что в зоне полета был другой самолет».

- У меня не «версия»! Я говорю, как было на самом деле. Я сам в это время находился в этом районе. Я слышал взрыв и сверхзвук. Именно я прибежал на командно-диспетчерский пункт и сказал, в каком месте самолет упал. Я присутствовал при следственном эксперименте, когда трое крестьян рассказывали, что видели самолет, похожий на балалайку - Су-15. Есть документы, которые подтверждают в это время в том районе проводили испытания Су-15. Но он должен летать на высоте от 10 тысяч метров и выше, а оказался на высоте 450 метров. Затем он включил форсаж и ушел на свой эшелон. Но в облаках он прошел на расстоянии 10-15 метров от Гагарина и Серегина и перевернул их самолет.

МиГ-15 УТИ попадал в глубокую спираль. Полтора витка он совершил за 55 секунд пока не врезался в землю. По анализу мышечной ткани, по наличию молочной кислоты, по разрушению подошвы ботинок видно, что летчики боролись. Еще бы 1,5 секунды, и они бы вышли над лесом.

Плюс у них под крыльями были топливые баки по 260 литров. По инструкции, которую написал сам Владимир Сергеевич Серегин, на самолете МиГ-15 с этими баками запрещено выполнять высший и сложный пилотаж. Как раз в том году, в ноябре погиб экипаж, который попал в штопор на таком же самолете. А в Алма-Ате тогда же после взлета Ил-76 взлетел Як-42 и попал в след предыдущего самолета. Погибли и пилоты, и пассажиры.

Я уже публиковал документ, где генерал-майор Польский пишет, что его вызвали к начальству и просили не поднимать вопрос относительно летчика Су-15. «Вы погубите человека», - говорил ему Строев, зам. председателя военно-промышленно комиссии.

В марте прошлого года я обратился к президенту Владимиру Владимировичу Путину: «Прошло 45 лет, разрешите опубликовать настоящие документы». И получил ответ: «Разрешаю. Только не называйте пока фамилию летчика. Сейчас ему за 90 лет, и он находится в тяжелом состоянии».

- То есть вы знаете фамилию летчика?

- Знаю. Я с ним встречался. Но о событиях того дня не разговаривал.

- Может тогда нужно снова создать комиссию по расследованию гибели Гагарина и Серегина и, наконец, опубликовать официальное заключение о причинах гибели первого космонавта планеты?

- Создавать снова госкомиссию, чтобы проверить мои заявления? А кто это будет делать? Таких специалистов уже нет. Снова раскладывать и анализировать обломки? Не думаю, что в этом есть смысл. И так все понятно.

Приз за лучший вопрос "народного интервью" - книгу "7 великих побед в космосе" с автографом Алексей Леонова мы отправляем Дарье, Набережные Челны (за вопрос об судьбе сирот из России, усыновленных Томасом Стаффордом).

«7 великих побед в космосе».

«7 великих побед в космосе».

Автограф Алексея Леонова.

Автограф Алексея Леонова.

«7 великих побед в космосе».

«7 великих побед в космосе».