Премия Рунета-2020
Новосибирск
+3°
Boom metrics
Звезды30 ноября 2011 22:00

Театр сегодня: развлекать или просвещать?

Какие функции несут современные учреждения культуры и что дает им и зрителю статус автономного учреждения? Разбираемся вместе со специалистами.
Татьяна ГАЙДУКОВА
Татьяна ГАЙДУКОВА

О степени свободы

Три года назад по всей стране начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные организации. По федеральному закону они, по сравнению с бюджетными, наделены большей финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. В Новосибирской области уже больше 30 автономных учреждений культуры. О том, как им живется в новом статусе, в пресс-центре «Комсомольской правды» рассказали руководители ведущих театров региона, директор Новосибирской филармонии и представители министерства культуры НСО.

- Автономные учреждения - это тенденция последнего времени. И в Новосибирской области в одной из первых были внедрены учреждения этого типа. В частности, такую инициативу проявил театр «Глобус», - пояснил Максим Миронов, заместитель начальника управления региональной политики, начальник отдела прогнозирования, экономического и стратегического развития министерства культуры. - Что дает автономный статус? Больше финансовой и хозяйственной свободы. Можно по своему усмотрению распоряжаться средствами, планировать и, наконец, работать в рыночных условиях.

По словам Татьяны Людмилиной, директора Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», которому статус автономного был присвоен в 2008 году, такая форма позволяет более динамично и мобильно вести хозяйственную деятельность. Но это вовсе не значит, что отныне театр работает сам по себе и волен поступать так, как ему заблагорассудится. Ведь даже у автономного учреждения бюджет складывается из соотношения - 70% к 30%: большую часть составляет государственная поддержка, и лишь треть - заработанные учреждением средства.

- Конечно, учреждение культуры может обходиться и без дотации государства, - считает Александр Кулябин, директор Новосибирского государственного академического театра «Красный факел». - Но кому такой театр нужен? По такому пути пошли многие театры в Европе, и большая их часть прекратила свое существование. Ведь репертуар держится на финансировании. Не будет средств - не будет театра.

Но, по словам нашего собеседника, автономия, в том понимании, в котором она сейчас существует, все же имеет достаточно плюсов. Например, бюджетным учреждениям культуры не полагается кредит. А автономные - вправе оформить заем. Например, при помощи привлеченных средств в этом году театр «Красный факел» смог открыть свое кафе.

- Впрочем, возможность брать кредит - лишь одно из преимуществ автономных учреждений. Другое серьезное преимущество - возможность самостоятельно формировать штатное расписание. Например, для того чтобы обслуживание в кафе было на высоком уровне, я добавил в штат 29 единиц. Чтобы это сделать, достаточно было лишь приказа - никаких разрешений от учредителя получать не потребовалось, - продолжает Александр Кулябин. - Жаль, что не все театры набираются смелости стать автономным учреждением и предпринимают такой шаг - хотя бы в качестве эксперимента это стоит попробовать.

Главное - эмоции, которые зритель получает от постановки.

Главное - эмоции, которые зритель получает от постановки.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

Бизнес-продукт или произведение искусства?

Представим такую ситуацию: государство дает определенные средства на постановки, не требуя взамен никакой отчетности и смет, не вмешиваясь в творческий и хозяйственный процесс театра. Идеальный вариант? Возможно. Но в таком случае где гарантии, что на театральных подмостках будут создаваться произведения искусства, а не бизнес-продукт? Опять же, если государство дает средства, то наряду с отчетностью о затратах вправе ли оно вмешиваться в творческий процесс?

- Создание спектакля - это процесс, который зависит от многих составляющих, - утверждает Татьяна Людмилина. - Это прежде всего внутреннее видение и концептуальное решение режиссера и его соавтора. Никто не знает до премьеры, что в итоге получится. И ни государство, ни директор - никто не может вмешаться в этот процесс.

При этом, создавая спектакль, каждый руководитель стремится предложить такую постановку, которая будет интересна зрителю. Ведь он, как известно, и есть главный цензор любого театрального спектакля - независимо от того, какие средства были привлечены для ее создания.

- Говоря о финансовой составляющей в процессе рождения постановок, нужно учитывать и еще один важный момент: учреждения культуры выполняют две функции - досуговую и просветительскую, - говорит Александр Назимко, директор Новосибирской государственной филармонии. - И когда мы говорим о заработке, то подразумеваем первую. Просвещение же никогда не будет поддерживаться за счет зрителя. Это не коммерческий продукт, и для реализации этой функции культурных учреждений нужна финансовая поддержка.

Словом, необходимо соблюсти баланс интересов. А для этого и существует государственная поддержка.

- Определяем, сколько мы готовы потратить на тот или иной проект, и делаем заказ, - уточняет Максим Миронов. - В этом году мы приняли в области культуры программу духовно-нравственного воспитания и с помощью финансирования ориентируем на эту программу культурные учреждения. В программе можно выделить три направления: духовно-нравственное просвещение, поддержка сельских учреждений культуры и формирование имиджевой политики региона.

Но несмотря на то, что в программе заложены деньги и на строительство, и на ремонт учреждений, и на поддержку коллективов, без дополнительной помощи государства (имеются в виду федеральные гранты) одной ее будет недостаточно.

Подводя итог беседы, наши эксперты пришли к выводу, что государство не должно вмешиваться в творческий процесс, но без его поддержки учреждениям культуры не выжить. И статус автономного учреждения в этом случае - самый подходящий вариант для успешного существования.