Премия Рунета-2020
Новосибирск
0°
Boom metrics
Политика19 октября 2007 6:10

Новосибирцы спрашивали Путина о ценах, детсадах и запасах Сибири

Вчера ученые НИИ ядерной физики вживую пообщались с Президентом России
Источник:kp.ru

В Новосибирске телемост с Кремлем протянули из лабораторного корпуса НИИ ядерной физики Сибирского отделения РАН. Простых людей на него не пускали - вокруг здания института выставили плотное кольцо милиции, оставив за ним и зевак, и толпы журналистов. На прямой эфир попали лишь сотрудники НИИ. Вместе с учеными в кадр попала и огромная установка: как тут же пояснили журналисты президенту, это установка под названием ГОЛ-3 - гофрированная открытая ловушка, на которой учатся управлять энергией ядерного синтеза.

Задать вопрос президенту удалось лишь троим из собравшихся ученых: механику Александру Сиберту, младшему научному сотруднику лаборатории синхротронного излучения Якову Ракшуну и инженеру-конструктору Раисе Васильевне Мелеховой. Спрашивали о международной политике, растущих ценах на продукты и оплате детских садов.

- Мой вопрос не о науке. С этого года мои оба ребенка пошли в сад, и там мы столкнулись с проблемой: в детском саду с нас в добровольно-принудительном порядке берут деньги на содержание детского сада и на доплату воспитателям… - рассказал Путину Яков Валерьевич.

Едва Путин закончил свой ответ, мы дозвонились до детсада, в который ходят 1,7-летняя дочь ученого Инесса и 3-летний Сережа.

- Как же, знаем мы таких. Вы что, серьезно? Он Путину дозвонился? А что спрашивал? - удивилась заместитель заведующей детсадом с прозаическим названием "Сибирячок" Татьяна КОНОВЧУК. Услышав суть вопроса, заданного Ракшуном, Татьяна Петровна посерьезнела: - Правильный вопрос, не хватает нам дотаций государства. Ну куда это годится - базовая ставка нянечки 1300 рублей, а прожиточный минимум - 4 тысячи рублей?!

- А много семья Ракшунов за садик-то платит? - поинтересовались мы у Татьяны Петровны.

- 950 рублей: садик у нас ведомственный, принадлежит СО РАН. Плюс взносы в попечительский совет, размер которых определяют сами родители. Если честно, не помню, сколько платят Ракшуны. Но скоро они будут платить за питание в два раза меньше - по 475 рублей, - спокойно ответила замзаведующей.

- Вот те на! «Прямая линия» еще не кончилась, а уже приняли меры? - подивились мы такой оперативности.

- Да нет, просто скоро Ольга, жена Якова, придет к нам работать нянечкой, - улыбнулась Татьяна Петровна.

Мы попросили ученых-везунчиков рассказать: как они готовились к разговору с ВВП, волновались ли… Оказалось, что отбирали участников телемоста за месяц до мероприятия: все ученые НИИ написали свои вопросы и отдали их на согласование. В результате отобрали 34 человека, вопросы которых были самими злободневными.

- Какие уж тут подсказки, коли у меня двое детей, а продукты день за днем дорожают! - чуть не вспылила Раиса Мелехова на вопрос: "А вам кто-нибудь подсказывал, что говорить?". - Приходится по всему городу дешевые продукты искать, чтоб хоть чуть-чуть сэкономить!

Когда связь с Кремлем пропала, ученых еще 15 минут никуда не выпускали - думали, что будет еще один сеанс. Потом отправили по домам.

Разбор полетов

«Для кого-то и 400 рублей - большая сумма…»

Как уже показывает опыт проведения «Прямых линий» Путина с народом, реакция властей на любые жалобы людей не заставляет себя долго ждать. И если в детском садике «Сибирячок» нас заверили, что совсем скоро плату за посещение детям Якова Ракшуна урежут вдвое, то в управлении координации дошкольного образования СО РАН лишь… развели руками:

- Не выделяют нам деньги на таких, как Ракшун, - заявила «КП» начальник этого ведомства Людмила МАКСИМОВА. - Не думаю, чтобы детский сад брал с родителей больше, чем положено, то есть более 950 рублей. Эти деньги непосредственно идут на питание ребенка. А что касается «добровольно-принудительных» взносов, то они производятся исключительно по желанию родителей. Например, Минфин нам не выделяет деньги на чистую воду, а то, что течет из крана, пить маленькому ребенку явно нельзя. Вот родители и сбрасываются деньгами… Также я знаю, что в этом садике собирали деньги на охрану, однако это инициатива родителей, а не заведующей или еще кого-то. Между прочим заведующая 477-го садика совсем молоденькая и работает там только полтора месяца. Неужели вы думаете, что она сразу, как пришла на новое место работы, начала заниматься поборами? А для детей из многодетных семей и детей-инвалидов у нас действуют льготы - 50%. Хотя на самом деле я понимаю, что для некоторых даже 400 рублей - это большая сумма…

Впрочем проблемы, которые озвучили сибиряки на вчерашней «Прямой линии», глобальные, и за одни сутки их не решить. Как не снизить, например, за день цены на продукты в отдельно взятом Новосибирске и не отменить одним указом попечительские советы в детских садах. Все это и без звонков людей Путину знают чиновники на местах. И наверняка что-то делают для того, чтобы эти проблемы решить. А вот что конкретно они предпримут в ближайшее время, мы расскажем вам в ближайших номерах «Комсомолки».

Стенограмма вопросов сибиряков и ответов на них Президента РФ

О запасах Сибири и Мадлен Олбрайт

Сиберт Александр Карлович, механик НИИ ядерной физики:

- Господин президент, я вам хочу задать вопрос, который, пожалуй, интересует многих россиян. Не столь давно в одном из интервью бывший госсекретарь Соединенных Штатов Олбрайт заявила, что колоссальные естественные богатства Сибири несправедливо принадлежат одной России. Отсюда вопрос: какие последствия могут быть у таких заявлений и как вы оцениваете подобные заявления? Спасибо.

ВВП:

- Неожиданный вопрос, Александр Карлович. Но я понимаю, что это не может нас не волновать, особенно тех людей, которые непосредственно живут в Сибири. Я не знаком с этим высказыванием госпожи Олбрайт, но знаю, что такие идеи в головах некоторых политиков бродят. Это, на мой взгляд, такая политическая эротика, которая, может быть, кому-нибудь и может доставить удовольствие, но вряд ли приведет к положительному результату. И лучший пример этого - события в Ираке: маленькая страна, которая вряд ли может себя защитить и которая обладает огромными нефтяными запасами. Ну и что там происходит? Мы же прекрасно видим: стрелять научились, навести порядок пока не очень получается, да и вряд ли получится, потому что воевать с народом - абсолютно бесперспективное дело. Можно смести с политической доски какие-то тиранические режимы, например режим Саддама Хусейна, но воевать с народом - бесперспективная задача. И Россия, слава богу, это даже не Ирак. У России достаточно сил и средств, чтобы защитить себя, свои интересы и на своей собственной территории, и других регионов мира, кстати говоря. Вот высказывания некоторых западных политиков лишний раз и являются подтверждением, что все, что мы делаем по повышению обороноспособности страны, - правильный выбор для нас. Мы будем продолжать это делать.

О поборах в детских садиках

Ракшун Яков Валерьевич, научный сотрудник лаборатории синхротронного излучения:

- Мой вопрос не о науке. С этого года мои оба ребенка пошли в сад, и там мы столкнулись с проблемой: в детском саду с нас в добровольно-принудительном порядке берут деньги на содержание детского сада и на доплату воспитателям. Мы прекрасно понимаем, что воспитатели получают мало и детским садам в нынешних условиях на все не хватает денег. Но так получается, что эта проблема решается за счет родителей. Насколько я знаю, все мои знакомые так или иначе с этим столкнулись. Более того, для того чтобы ребенка вообще устроить в сад, нужно отстоять зачастую большую очередь, записаться заранее за 2 - 3 года. Владимир Владимирович, теперь собственно вопрос: изменится ли что-либо до того, как мои дети пойдут в школу?

ВВП:

- К сожалению, в девяностых годах прошлого века мы утратили значительное количество объектов детской дошкольной инфраструктуры. Они были перепрофилированы, распроданы, и сегодня, когда меняется ситуация в сфере демократии, мы столкнулись с нехваткой детских дошкольных учреждений - и это по всей стране. Не снимая ответственность с федерального центра, я все-таки хочу сказать, что эта сфера деятельности - это прежде всего ответственность региональных и местных властей, но, тем не менее, мы по разным каналам, в том числе и с помощью субсидий, тем регионам, которые сами не в состоянии решать эти проблемы, будем помогать в решении этих задач, выделяя необходимые ресурсы и средства. Что в последнее время сделано для этого? На различных уровнях, и в том числе на уровне федерации, приняты решения, согласно которым при направлении в детское дошкольное учреждение первого ребенка государство должно компенсировать 20% от той платы, которую родители должны платить за детское дошкольное учреждение, за детский сад. При направлении второго ребенка компенсация должна составлять 50%, а третьего и последующих детей - 70% от той платы, которую, еще раз повторяю, родители должны платить за детское дошкольное учреждение. В принципе, система поддержки семей отработана, но нужно только, чтобы она эффективно внедрялась в регионах Российской Федерации. Обратим на это особое внимание.

О росте цен на продукты

Мелехова Раиса Васильевна, инженер-конструктор научно-конструкторского отдела:

- Цены растут, особенно я наблюдаю рост цен в последний месяц. Захожу в магазин и вижу, что на полках продукты стали чуть ли не в два раза дороже. Это очень больно ударяет бюджетников, я уж не говорю о пенсионерах. Поэтому у меня такой вопрос, что же будет с ценами в дальнейшем и какие шаги предпринимаются правительством для их стабилизации, чтобы не было дальнейшего роста?

ВВП:

- Действительно - и я тоже об этом говорил, вы наверняка это слышали я обращал внимание правительства на рост цен, но, во-первых, почему это происходит? Прежде всего потому, что наша страна становится частью мировой экономики - все, что происходит на мировых рынках, отражается на нас.

В Европе, а мы там закупаем очень много продовольственных товаров по импорту, произошло событие, которое отразилось на нас, - это прекращение субсидирования, в значительной степени сельхозпроизводства, что привело к тому, что в Европе повысились цены в среднем на 15 - 17%, у нас они сразу выросли до 25%, по некоторым продуктам до 40% и даже до 60%, например, подсолнечное масло и некоторые дорогие виды товаров, мы это знаем. Кроме того, что происходит еще в мировой экономике увеличилось количество потребляемого альтернативного топлива, так называемого биоэтанола, то есть зерно идет теперь в том числе и на производство энергетических смесей, которые используются в качестве замены газу и альтернативы нефти и нефтепродуктам. Пока это не большие объемы, но, тем не менее, на рынке это привело к повышению цен.

Что делает правительство в этом отношении? Принят ряд мер. Каких? Первое - производится интервенция из накопленных запасов зерновых. Второе - повышены вывозные пошлины на зерно, с тем что бы задержаться на внутреннем рынке, и понижены пошлины на ввоз некоторых видов импортного продовольствия на территории Российской Федерации, в частности на молоко и молочные продукты. Но делать это мы должны тоже очень аккуратно, с тем чтобы не подорвать собственное сельское хозяйство. Я знаю, что меня слушают наверняка и жители сел, деревень, для которых, хоть для горожан это и не очень хорошо, повышение цен на сельскохозяйственном производстве сказывается положительно и которые боятся, что мы слишком уж снимаем все барьеры и все, что они произвели, будет распродано по бросовым ценам. Это такая тонкая вещь. Надеюсь, что принятые Правительством России решения буду