Новосибирск

Иркутск не желает быть кладбищем для самолетов

Иркутский аэропорт в очередной раз оказался в центре всеобщего внимания. Причина на этот раз - обсуждение концепции развития Иркутска. Городские власти объявили, что в ближайшие 15 лет вынос за пределы города аэропорту не грозит - нет денег. Поспешили высказать свое мнение и санитарные врачи: аэропорт в черте города - причина шумового стресса и экологического загрязнения. То, что с такой ситуацией действительно что-то надо делать, ни у кого не вызывает сомнений. Печально известный на всю страну как "кладбище самолетов", иркутский аэропорт ожидает решения своей участи уже пятый десяток лет. Именно столько времени утрясается вопрос, куда его перенести и на какие средства. Между тем, в России практически не осталось городов, где подобного рода проблемы до сих пор существуют. Тридцать и три варианта Итак, "переезд" иркутского аэропорта на новое место обсуждается более сорока лет. Еще в 1961 году Совет министров СССР принял решение о выносе сооружения за пределы города. С тех пор проблема выбора площадки стоит ребром. За это время было рассмотрено более 30 вариантов. Реальные шансы быть одобренными имели три площадки. Это Белая Северная (между городами Ангарск и Черемхово), которая использовалась для полетов гражданских самолетов в период ремонта взлетно-посадочной полосы несколько лет назад. Однако министерство обороны отклонило возможность разместить там аэропорт из-за высокой интенсивности воздушного движения в этом районе. Та же участь ожидала и две другие площадки - Поздняково (в районе села Хомутово) и Ключевую (между Ангарском и Шелеховом). И все же именно Ключевая сейчас является тем местом, куда, по мнению разработчиков генерального плана города, должен будет переместиться иркутский аэропорт. - Географическое положение площадки Ключевая таково, что аэропорт будет удобен для жителей Иркутска, Усолья-Сибирского, Черемхово, Ангарска, Шелехова, - говорит главный специалист отдела генплана ОАО "Иркутскгражданпроект" Николай Смирнов. - Доступность аэропорта обеспечить будет не трудно, ведь рядом проходит железная дорога и автомагистраль. Эта площадка подходит и по метеоусловиям. Такое явление, как туманы, для района Ключевой совершенно не характерно. А туманы, между прочим, главный бич нынешнего аэропорта. Еще один плюс этой площадки - близость к источнику "питания" - Ангарску. Не нужно будет прокладывать длинный трубопровод для обеспечения самолетов горючим. Ключевая - это в пять раз дешевле По самым скромным подсчетам, вынос аэропорта на Ключевую обойдется в 660 миллионов долларов. Если же местом дислокации порта станет, к примеру, Усть-Орда, то расходы увеличатся до 3 миллиардов 500 миллионов долларов. Как заявил главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков, в ближайшие 15 лет таких денег не предвидится. Поэтому в генплане будут даны рекомендации заниматься не переносом как таковым, а мероприятиями по обеспечению безопасности работы аэропорта там, где он сейчас находится. Подобного рода решения принимаются на более высоком уровне, поэтому не местным властям решать, выносить аэропорт или нет. К тому же с финансированием такого рода проектов не справится ни город, ни область. Кто от кого убегает? Сейчас аэропорт "Иркутск" собирается разворачивать полосу, так как взлет и посадка самолетов над городом действительно небезопасны. Предполагается, что длина полосы составит 4500 метров, а затраты - 140 миллионов рублей. Что же касается самого выноса, то руководство аэропорта относится к этому мероприятию настороженно. В России уже существуют примеры, когда такие затратные затеи ни к чему хорошему не приводили. Например, в Красноярске новый аэропорт так и не обзавелся необходимой инфраструктурой. Причина все та же - отсутствие средств. Кроме того, аэропорт за городом - неудобство как для обслуживающего персонала (если не будет построен соответствующий поселок), так и для пассажиров. Нужно отметить, что официально аэропорт "Иркутск" был открыт в июле 1925 года. И тогда он находился на самой окраине города. Прошли годы, появились новые улицы, микрорайоны. И аэропорт оказался окружен городской застройкой. Существует мнение, что подобные сооружения притягивают к себе городскую среду. И этому есть объяснение - к аэропорту ведет хорошая дорога, развиты электрические сети и другие коммуникации. Выстраивать микрорайоны в таком направлении намного проще, чем осваивать другие участки. Не исключено поэтому, что даже за пределами города аэропорт будет притягивать строителей, а находящиеся рядом населенные пункты будут расти именно в направлении воздушного вокзала. МНЕНИЕ Председатель Союза архитекторов Иркутской области Елена Григорьева: - То, что иркутский аэропорт необходимо выносить за пределы города, - не подлежит сомнению. Экспертиза показала, что разворот взлетно-посадочной полосы не может рассматриваться как вариант решения проблемы. Это полумера. Вопросом выноса аэропорта за городскую черту необходимо заниматься более продуманно. Если нужно, то выходить на президента страны.