Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды28 августа 2002 22:00

Фадеев хотел избавиться от гнусного существования

14 мая 1956 года на заседании президиума ЦК КПСС обсуждался вопрос о том, как сообщить в печати о самоубийстве кандидата в члены ЦК писателя Александра Фадеева. «Не вижу возможности жить дальше, - писал он в предсмертном письме, - т. к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии... Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения... привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа-Сталина...
Источник:kp.ru

«Александр Фадеев. Письма и документы». Издательство Литературного института им. А. М. Горького. Тираж: 3 тыс. экз. 14 мая 1956 года на заседании президиума ЦК КПСС обсуждался вопрос о том, как сообщить в печати о самоубийстве кандидата в члены ЦК писателя Александра Фадеева. «Не вижу возможности жить дальше, - писал он в предсмертном письме, - т. к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии... Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения... привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа-Сталина... Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования... ухожу из этой жизни...». «Нувориши от ленинского учения» отомстили писателю, объявив в «Правде», что «Фадеев в течение многих лет страдал алкоголизмом, который привел к ослаблению его творческой деятельности... В состоянии тяжелой депрессии, вызванной очередным приступом, Фадеев покончил жизнь самоубийством». Что же произошло с Фадеевым на самом деле? Новая документальная книга пытается ответить на этот вопрос. Доброе сердце и ранимая душа просто не выдержали нагрузок и боли за всех, кому он пытался помочь... Он просил у Вышинского о восстановлении в гражданских правах несправедливо высланного из Ленинграда актера Яблонского. Заступался за сестру писательницы Валерии Герасимовой. Хлопотал об улучшении жилищных условий Анны Ахматовой, заботился о Марине Цветаевой. Но... куда было деться от «гнусного существования»? Показательна история с Борисом Пастернаком. Фадеев написал Жданову и Суслову, что «Свеча горела» - «пошлый стих ахматовского толка». Сам Пастернак говорил: «Фадеев... ко мне хорошо относится, но если ему велят меня четвертовать, он это выполнит...» И вместе с тем - приведены в книге и воспоминания Ильи Эренбурга. Когда однажды в кафе Фадеев спросил: «Илья Григорьевич, хотите послушать настоящую поэзию?» И начал читать стихи Пастернака. Прерывал чтение только чтобы спросить: «Хорошо?» ...Жить в той реальности Фадееву было все невыносимей. Собственно писательской работе все больше мешали общественные нагрузки... «Со дня выборов меня Генеральным секретарем Союза писателей... я почти лишен возможности работать как писатель, - писал Фадеев Сталину. - Я вижу работу талантливых сверстников... и не могу не видеть, что многое мог бы сделать не хуже... Такое насилие над своим дарованием выводит меня из душевного равновесия и истощает нервную систему...» Ярослав ЩЕДРОВ. СЕНСАЦИЯ НЕДЕЛИ Королева Анна была лесбиянкой, а Констанция - уркой На днях на прилавках появится новая версия приключений гасконца Александр Бушков. «Д\'Артаньян гвардеец кардинала». Издательство: «ОЛМА-Пресс» До сей поры красноярский писатель Александр Бушков был известен как автор многочисленных боевиков и книг по истории России. Критики, признавая за автором «Пираньи» некоторый стиль и изящество, в ряды писателей зачислить Бушкова не спешили. Кажется, вскоре ситуация изменится. Роман, который появится послезавтра на прилавках, грозит стать литературной сенсацией этого года. Александр Бушков, подобно герою рассказа Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон-Кихота», взял да и переписал заново историю д\'Артаньяна. До какого-то момента вы находитесь в недоумении. Полное впечатление, что автор, вслед за Дюма, всего лишь дословно повторяет жизнеописание гасконца. Однако после приезда д\'Артаньяна в Париж жизнь его течет совсем в другую, непривычную для нас сторону. Действующие лица - все сплошь старые знакомцы. Сам д\'Артаньян, троица мушкетеров в лице Портоса, Атоса и Арамиса, красавица Констанция, миледи, кардинал Ришелье. Сюжет вроде тоже не слишком изменился. Анна Австрийская влюблена в герцога Бекингэма, и во время одной из тайных встреч дарит ему подвески. Есть только одно «но»: д\'Артаньян и три мушкетера находятся по разные стороны баррикад. И даже за подвесками они едут как противоборствующие стороны. Гасконец у Бушкова оказался ярым приверженцем кардинала. Несомненно, поклонники Александра Дюма заклеймят Бушкова как человека, опорочившего культовых героев. И то слово: храбрые мушкетеры втроем не могут справиться с 18-летним выскочкой-гасконцем, королева Анна Австрийская вдруг оказывается лесбиянкой, Констанция Бонасье - преступницей с клеймом на плече, а Миледи - милой и кроткой дамой. Но то, что роман Бушкова - творение, безусловно, значительное, вряд ли кто оспорит. Ольга САПРЫКИНА. ДОСЛОВНО Признание Констанции «...Когда меня в первый раз прямо в Лувре, в укромном уголке, затащил на кушетку человек, которого я не могу вам назвать, мне казалось, что жизнь кончена, что осталось после всего этого броситься вниз головой в Сену... Но не получилось, знаете ли. Не хватило духа, да и грешно кончать с собой... Потом были другие. И все бы ничего, люди смиряются и с худшим, но... Я однажды оказалась не просто в постели, а в спальне королевы Франции... Избавьте меня от подробностей, это настолько стыдно и грязно, что я ничего больше не скажу... И герцогиня... Однажды она вызвала меня к себе на улицу Вожирар и затащила в постель настолько бесцеремонно, что я до утра потом проплакала... Самое грустное, что им это понравилось, обеим понравилось, что я так и не смогла привыкнуть, что меня нужно брать чуть ли не силой... А ведь я - обыкновенная женщина, сударь. То, с чем смиряются веселые девицы, меня не прельщает. Я хотела бы иметь друга... вроде вас... но это совсем другое дело, правда? Когда ты замужем за старым и бессильным чурбаном...» ДЕТСКИЙ САД «Любовные письма» Юнны Мориц Юнна Мориц. «Ванечка». Издательство: «АвтоГраф». Тираж: 15 тыс. экз. Обращался ли к вам кто-нибудь с таким словом: глубокообожаемые? Это мог сделать только один человек на свете - владелец волшебного языка Юнна Мориц. С этим словом и еще с другими чудесными словами она обращается к маленьким человекам в новой таинственной книге «Ванечка». Почему таинственной? Тайна - во всех 69 стихотворениях. И называется она: акростих. Вот, к примеру, «Ослик»: Очень милый, очень грустный, Съел с ладони лист капустный, Любит нежности и ласки, - И тогда он строит глазки, Как принцесса принцу в сказке! Маленький человек прочтет и увидит, что заглавные буквы стиха как раз составят слово «Ослик». И это не единственное открытие, которое его ждет. Открытие игры. Открытие юмора. Открытие воображения. Открытие нежности. Открытие любви. Открытие сокровищ русского языка. «Композитор Пирога» и «Композитор Компота», «Пир пиратов» и «Карета причесок» - вроде бы вход в обычный мир, только необычно, фантастически увиденный и записанный. Свободный полет фантазии, как и праздный взгляд на вещи, они не просто вводят в круг детства, они завораживают и обучают. Обученное дитя плюс его обученные взрослые, возможно, сделают для себя и такое открытие: как сохранить непреходящее чувство праздника. 70-е произведение – «Любовные письма». Один большой секрет для маленькой компании (как давно сказано поэтом-классиком) - в том, что Ванечка – реальное лицо, родное поэту-классику, и ему адресованы реальные письма с рисунками классика. А трогательная доверчивость, с какой поэт открывает нам себя, - это что? Правильно, еще одно открытие. Книгу сопровождают очаровательные рисунки Галы Рудых с очаровательными же вставками: настоящими билетиками, бутылочками (в какие опускаются письма, чтобы плыть по морю-океану), и даже ножничками. Открою напоследок тайну, сообщенную мне лично автором: необыкновенные ножнички – подарок Сергея Довлатова. Ольга КУЧКИНА