Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Общество18 апреля 2024 7:20

Все формы культурного воздействия: тайны новосибирского оперного

Рассматриваем неочевидные здания в стиле конструктивизма
Визуализация первоначального проекта оперного театра. Фото: Музей истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина

Визуализация первоначального проекта оперного театра. Фото: Музей истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина

А вы знали, что изначально самый узнаваемый символ Новосибирска - оперный театр НОВАТ - спроектировали и планировали выстроить в стиле конструктивизма? По словам Сергея Филонова, Хранителя фондов Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина НГУАДИ имени А. Д. Крячкова, этот проект был «авангарднее некуда».

Как конструктивизм пришел в Новосибирск и почему оперный символизировал разрушенный храм - выясняем вместе с хранителем.

РОЖДЕНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА

Авангард - это яркое, узнаваемое направление в искусстве. Он зародился в Италии, где изначально был попыткой создать так называемый «большой стиль», который охватил бы всевозможные сферы искусства: архитектуру, живопись, театр, литературу, поэзию. В Италии пресытились красотой: там что ни город - то музей изящных искусств. Стать по-настоящему прорывным в таких условиях могло лишь направление, кардинально отличающееся от всего существующего. В архитектуре оно проявилось эстетикой отрицания декора.

Проект театра оперы и балета (экспозиция Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина).

Проект театра оперы и балета (экспозиция Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина).

Фото: Анастасия ФЕДОРЧЕНКО

Авангард моментально охватил всю Европу и сразу же попал в Россию. Поначалу раскрылся в поэзии (яркий представитель - Маяковский), затем - в дизайне и изобразительном искусстве, далее - в архитектуре.

- Авангард в России называли конструктивизмом - от слова «конструировать». При советской власти дизайнеры назывались конструкторами: техник-конструктор, инженер-конструктор. Если упрощенно, то конструктивизм - это советский авангард, - поясняет Сергей Филонов.

- 100 лет назад московские и ленинградские архитекторы отправились на Урал строить новый советский быт. Рядом с избами и бытовками они возводили фантастические по тем временам постройки. Макеты этих грандиозных зданий и даже целых районов можно увидеть на выставке «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917 - 1937» в Центре «Зотов». Специально для работы над разделом «Урало-Кузбасс», в котором представлено наследие Новосибирска, Магнитогорска, Екатеринбурга, мы привлекли кураторскую группу из проектов «Территория авангарда» и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», чтобы иметь возможность рассказать о конструктивизме изнутри, устами тех, кто занимается его исследованием и сохранением, - сказала Дарья Филиппова, генеральный директор Центра «Зотов».

СТАТЬ КУЛЬТУРНЫМ ЦЕНТРОМ СОВЕТСКОЙ АЗИИ

В Новосибирске авангард появился около 1925 года. По всему Советскому Союзу линия партии была на овладение культурой в мировом масштабе. СССР должен был стать не только самой читающей, но и самой культурной страной в мире.

Строительство основного здания и купола. Фото: МАУК «Музей Новосибирска»

Строительство основного здания и купола. Фото: МАУК «Музей Новосибирска»

- В этом не было гордыни - был функционал. Таким образом задумывалось мировую революцию из физической перевести в культурную. Именно поэтому советский человек должен был владеть культурой разных народов. Это и было причиной отсутствия у нас национализма: советский народ воспринимал всех едиными, отбрасывая психологические барьеры, - считает хранитель музея.

В соответствии с политикой партии в Новосибирске задумали сделать культурный центр Советской Азии. Иначе зачем в Сибири консерватория, хореографическое училище, зачем балет или опера? Так началось строительство ряда объектов: Дома Ленина, Дворца труда, Дома науки и культуры, который позже и станет всем известным оперным театром.

Дом науки и культуры должен был объединить под одной крышей театр массового действия, цирк, представления на воде, планетарий, конгресс-зал, спортзал.

Дом науки и культуры должен был объединить под одной крышей театр массового действия, цирк, представления на воде, планетарий, конгресс-зал, спортзал.

Поначалу Дом науки и культуры предлагали возвести в виде комплекса из восьми зданий, частично соединенных переходами. Затем решили их все объединить под одной крышей-куполом, где были бы театр массового действия, цирк, представления на воде, планетарий, конгресс-зал, спортзал. Над проектом работали московский архитектор Александр Гринберг, театральный архитектор Траугот Бардт и художник Михаил Курилко. То, что они создавали, было чистым авангардом, советским конструктивизмом. Без всякого декора, даже без росписей. Здание представляло собой композицию из геометрических тел: призмы, купола, разрезанного цилиндра.

«АВАНГАРДНЕЕ НЕКУДА»

По словам Сергея Филонова, изначально оперный представлял собой чистый авангард и по функционалу, и по внешнему виду.

22 мая 1931 года в газете «Советская Сибирь» вышла заметка о закладке Дома науки и культуры (экспонат фонда Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина).

22 мая 1931 года в газете «Советская Сибирь» вышла заметка о закладке Дома науки и культуры (экспонат фонда Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина).

Фото: Анастасия ФЕДОРЧЕНКО

- Его вообще называли «первым цехом Дома науки и культуры, который понимался как «фабрика по переработке человеческого сырья… материала…». Так раскрыл концепцию проекта С. Д. Меркулов, известный советский скульптор. В подобном цехе охватывались бы все формы культурного воздействия на человека. Театр, концертный зал, музей, комната для работы мультимедийного центра журналистов и прочее под куполом. И все это - в одном здании. В первую очередь такая работа была направлена на борьбу с религией. Подобные здания с «утопленным» куполом, то есть расположенным ниже сценической коробки, символизировали разрушенный христианский храм. Их проектировали и для других городов: были проекты театров массового действия для Ростова-на-Дону, Харькова, Иваново-Вознесенска, Свердловска. Но реализовать такой проект да еще и с таким размахом повезло только нам, - добавляет хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири имени С. Н. Баландина Сергей Филонов.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

К слову, человеческим материалом в XX веке назывались люди как носители индивидуальных технических характеристик, подлежащих рейтингу и коррекции, подобно строительному материалу. Именно поэтому в современном НОВАТе есть некоторые волнующие театралов проблемы с акустикой, которая рассчитывалась с учетом открытого снизу купола. Если бы здание прицельно строили только для оперы и театра, продумали бы этот момент до мелочей. Но оперный был и остается чем-то гораздо большим, чем театр. Благодаря изначальному рождению в духе конструктивизма это и по сей день многофункциональное здание. Кроме оперы и балета здесь проводят масштабные культурные мероприятия-представления, концерты, используют возможности мультимедийного оформления.

В нашем совместном с «ВТБ - России» проекте о конструктивизме в Новосибирске можно узнать страшную историю, связанную со строительством оперного, а заодно проверить, как точно вы сможете определить на вид, в стиле конструктивизма выполнено здание или нет (предупреждаем, задания подобраны с подвохом!).