Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество25 июня 2017 22:00

Как пропал «Геркулес» с экспедицией Владимира Русанова

105 лет назад исчезла группа отважных исследователей Арктики
И что с ними случилось, уже никогда не узнать...

И что с ними случилось, уже никогда не узнать...

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

9 июля (26 июня по старому стилю) 1912 года от причальной стенки Екатерининской гавани Александровска-на-Мурмане отошло небольшое парусно-моторное судно «Геркулес» и, вспарывая форштевнем холодные волны, направилось в открытое море, на северо-восток. На капитанском мостике двое: капитан судна Александр Кучин и начальник экспедиции Владимир Русанов. Александру Степановичу всего 23 года, но у него за плечами изрядный опыт плавания по полярным морям. Человек для своих лет необычайно хладнокровный, притом решительный. Владимир Александрович Русанов - бывалый полярный исследователь, исполненный надежды найти северный проход из Атлантики в Тихий океан. Ему - 36. Оба они - Русанов и Кучин - безраздельно верили в свой двухмачтовый «Геркулес» с двигателем мощностью в 14 лошадиных сил.

Они не вернутся. И что с ними случилось, уже никогда не узнать. Поначалу следы их просматриваются. На Шпицбергене разведали угольные месторождения, обошли вокруг острова и сделали океанографические обследования. Геологические работы провели на Новой Земле, где Русанов незадолго до того уже поработал успешно и в становище Маточкин Шар оставил сообщение, оказавшееся поневоле последним. И уже стало ясно, что далее них на восток от Новой Земли никто не ходил. Самые трудные места в тех полярных широтах…

Все. Они исчезли. Тринадцать человек экипажа.

Они не напрасно погибли. Понемногу, но и их усилиями пробивалась ледовая дорога через Ледовитый - к Тихому океану.

…Однажды в жизни мне довелось немного порулить ледоколом. Было это, когда выдалась для Черного моря необыкновенно лютая зима со свирепыми ветрами. В Ильичевске, грузовом одесском порту, намертво вмерзли в торосившийся, достигавший трехметровой высоты лед около сотни судов - советских и в основном иностранных, совершенно к тому не готовых. Это была катастрофа. На помощь пришел наш мощный ледокол, который усердно обколол лед вокруг каждого из зажатых судов. Капитан судна-спасателя Алексей Никитин и его старпом Георгий Тихонов, уловив мою немую мольбу, позволили постоять за штурвалом - и я испытал то, что невозможно забыть: власть над этими сильными льдами и необыкновенное ощущение от того, что ты причастен к большому и очень важному делу - вызволению людей из беды. Всех вывел наш ледокол на чистую воду.

Он назывался «Владимир Русанов».