Премия Рунета-2020
Новосибирск
+5°
Boom metrics
Происшествия19 апреля 2017 11:35

В Новосибирске судят парикмахера-хипстера, хранившего под ванной гексоген

21-летний скинхед, которого штрафовали за наколки с запрещенными рунами и обвиняли в избиении людей, попросил защиты у оппозиции и Навального [фото, видео]
Евгений Ряполов пришел на суд с модной прической и трогательной историей о том, как его подставил спецназ.

Евгений Ряполов пришел на суд с модной прической и трогательной историей о том, как его подставил спецназ.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

В Октябрьском районном суде Новосибирска разбираются с 21-летним парикмахером Евгением Ряполовым. На парня у полицейских целое досье: он со школы дружит со скинхедами, входил в ныне ликвидированное судом ультра-правое движение «Реструкт». В 2014 году Ряполов сбежал от патрульных, которые застукали его при попытке вскрыть терминал оплаты услуг ЖКХ. Два года назад 9 мая избил парня из тусовки антифа. А через месяц прямо в полицейском участке устроил потасовку с киргизом, с которым оказался в одной «клетке». Прибавьте к этому штрафы за запрещенные наколки - руны Третьего рейха... В общем, Ряполов, не особо стесняясь, сам про себя говорит:

- Если бы вы тогда назвали меня нацистом, то не сильно бы ошиблись!

БОРЕЦ С АНТИФА И ЛИХАЧАМИ

С силовиками у Ряполова давняя война. За ним следили в оба. Очередная разведка донесла: парень задумал страшное. В протоколе потом опишут это так: «готовил силовую акцию в отношении сотрудников правоохранительных органов с использованием огнестрельного оружия, а также подрыва сооружений и административных зданий». В феврале 2017-го к Ряполову в квартиру в доме на улице Т. Снежиной пришли сотрудники Новосибирского УФСБ. Главную улику нашли под ванной - пластиковая бутылка с селитрой, мешок с гексогеном и три элетродетонатора. На комьютерном столике одиноко лежал патрон от калашникова. Все это вылилось сразу в несколько уголовных статей: незаконное хранение боеприпасов, взрывчатых веществ, попытка изготовления взрывного устройства. Через месяц обвиняемый (сейчас он под подпиской о невыезде) вышел во время митинга оппозиции в центре Новосибирска и перед сторонникам Навального сказал пламенную речь:

- Я - парикмахер. Думаю, многих сюда привели проблемы, связанные с представителями власти. Я знаю свои права. А у нас власть имущие не любят людей, которые знают свои права, и поэтому всячески таких людей карают. Я лично столкнулся с этим, когда мне подкинули взрывчатку!

Взрывчатка, которую нашли в доме у новосибирского парикмахера.

Взрывчатка, которую нашли в доме у новосибирского парикмахера.

Реакция толпы понятна - охи, как у зрителей шоу Малахова. Вехи своей биографии парень, конечно, опустил - о них со сцены уже так не покричишь.

О том, что гексоген подкинули, Ряполов говорил и в суде. Его версия звучит так: как-то спецназ накрыл сходку нацистов в новосибирском ночном клубе, задержали в том числе и его.

- У меня была условная судимость - надо было к 10 часам вечера быть дома. Я попросил, чтобы мне дали бумагу о том, что меня задержали, а они в ответ меня шокером. Тогда я написал на спецназовцев жалобу - вот теперь мне мстят.

В группе поддержки парикмахера на суде оказалась и его бывшая жертва - этого парня Ряполов избил 9 мая.

В группе поддержки парикмахера на суде оказалась и его бывшая жертва - этого парня Ряполов избил 9 мая.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Интересно, что на суд Ряполов привел одну из своих жертв - белобрысого паренька из антифа, с которым когда-то сцепился на улице в День Победы и из-за которого получил условный срок. Теперь вроде как и преступник, и избитый - соратники. Вот такой стокгольмский синдром в Сибири.

- Я просто психанул тогда - накинулся на парня, не разобравшись, - объясняет мне Ряполов.

- А человека в полицейском участке за что избили?

- Там заслуженно. Ко мне подсадили киргиза, лишенного прав. То есть его лишили водительских прав, а он лихачил, ну и я...

- А терминал для чего хотели вскрыть?

- Это точно были деньги не на революцию (пытается шутить. - Прим. авт.). Это был такой молодой криминальный опыт - даже не знаю, зачем конкретно мы это сделали. Просто возраст, когда тянет на вандализм, мелкое хулиганство и пр. Ущерб мы тогда - а нас было трое - возместили, и дело закрыли за примирением сторон. Родители, конечно, были в ужасе от всех этих историй.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ГЕКСОГЕН, СТАЛ БЫ РЕЖИССЕРОМ!»

Суд над любителем свастики начался с некой заминки. Судья спрашивает:

- Ваше место работы?

- Барбершоп, - отвечает обвиняемый. Он, кстати, не бритоголовый, как принято думать о скинхедах.

- Еще раз: как-как организация называется? - не понял судья.

Детонаторы - главная улика в деле.

Детонаторы - главная улика в деле.

Для читателей, не особо следящих за модой, объясняем: барбершопы - это парикмахерские для мужчин с хипстерским интерьером и такими же прическами. Там закрутят усы, модельно подстригут бороду «лопатой» и сделают модный проборчик на голове.

- Я был радикалом до 19 лет. Сейчас мне 21 год! Я обычный парикмахер! - говорит Ряполов и мне.

- То есть взгляды поменялись? - уточняю.

- У меня взгляды не меняются - они совершенствуются, - уклончиво отвечает барбер. - Если бы меня оправдали, что, конечно, исключено, то я бы потратил год на то, чтобы поправить свое здоровье, еще полгода - на то, чтобы накопить на поездку в Санкт-Петербург. Я бы хотел поступить там в театральное училище - учиться на режиссера. А при неудаче продолжил бы работать парикмахером.

Силовики говорят, что сейчас радикал просто надел маску раскаявшегося скромного парня - на деле он готовил взрывчатку, и дело бы закончилось терактом.

Силовики говорят, что сейчас радикал просто надел маску раскаявшегося скромного парня - на деле он готовил взрывчатку, и дело бы закончилось терактом.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

В конце разговора Ряполов вдруг признался, что о многом жалеет:

- Много о чем сожалею. Наверняка кому-то подавал пример своим насилием. Может, моя история объяснит молодому поколению, что не надо идти по моим стопам. Потому что ненависть и радикальные действия ни к чему хорошему не приводят. И если вы потом даже измените свою точку зрения на менее агрессивную, то в любом случае вам не поверят. Вот как вы сейчас мне не верите.

Силовики парню тоже не верят - говорят, что радикал просто надел маску раскаявшегося скромного трудяги, а на деле не только не поменял своих взглядов, но и стал еще жестче и действительно планировал серию терактов в Новосибирске. И если вина скинхеда-парикмахера подтвердится, то на этот раз условный сроком он не отделается - придется ехать в тюрьму, и надолго.

«Комсомолка» следит за развитием событий.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Неонацизм живет и здравствует в соцсетях

Сергей Чудинов, кандидат философских наук, автор диссертации «Терроризм как социокультурный феномен»:

- В нашей стране радикальный исламизм воспринимается как угроза № 1, и все нацелено на борьбу с ним. В то время как праворадикальных экстремистов по стране достаточно много, есть еще различные мелкие и крупные группировки, есть те, кто связан с неоязычеством, есть неонацисты, и на них мало обращают внимания. А ребята эти достаточно молодые, шустрые. Я занимался исследованием соцсетей и обратил внимание, что те неонацистские группы, которые даже были запрещены по суду, продолжают функционировать во «ВКонтакте» - их никто не блокирует, а там от десяток и до нескольких тысяч человек! В то же время в соцсети нет групп, где открыто поддерживалась бы запрещенная в России организация ИГИЛ, - их вычистили. Вы не найдете открытых лозунгов и явных намеков радикалов-исламистов. А вот неонацисты продолжают существовать без проблем. При этом надо понимать, что для реальных, страшных действий даже маленькой группки достаточно, а тут - тысячи человек по всей стране. Кстати, правый экстремизм набирает обороты не только в России, но и в мире в целом. Если брать последние годы, то популярность праворадикальных партий в Европе растет: когда-то они были маргинальными, небольшими, а сейчас они уже влияют на политику. Такой тренд - во всей Европе. В России это связно с мигрантами и отсутствием твердых культурных ценностей, четкой национальной идеи. В итоге молодежь находит ее в этих радикальных сообществах. Нынешние молодые люди уже отстраненно воспринимают события Великой Отечественной: прошло много поколений, историю знают плохо, - вот и обращаются к арийской идеологии. Может ли за всеми этими группами стоять опытный «кукловод»? Конечно это возможно! Сейчас идет эпоха информационных войн, чего только нет - те же «группы смерти»... Идет обкат различных информационных технологий. Поэтому не удивлюсь, если кто-то хочет направить национальную идею в радикальное русло и поддерживает все эти группы «ВКонтакте».

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Трое студентов из Новосибирска оказались завербованы в ИГИЛ*

Адам Майсигов отправился на Ближний Восток вместе с другом - Рамазаном Тутаевым. Оба приехали в Новосибирск учиться из Ингушетии. Тутаев поступил в аграрный университет. Майсигов - в колледж олимпийского резерва. Должен был стать не рядовым учителем физкультуры, а элитой российского спорта, попасть в сборную страны по вольной борьбе.

- Он подавал надежды, олимпийский резерв, мог бы поехать на Олимпиаду. У нас вообще много приезжих учится: осетины, азербайджанцы, ингуши. У них всегда высокие показатели в вольной борьбе и греко-римской, - объясняет Наталья Конышева, заместитель директора по воспитательной работе колледжа. - И вот на втором курсе у Майгисова случилось это. Случилось, но никто не понял, что речь идет не о банальной неуспеваемости, а о вербовке парня террористами.

У Адама появились "хвосты" в учебе. На соревнованиях выступал отлично. А вот с гуманитарными предметами начались сложности, занятия в колледже пропускал, долги по зачетам копились. Майсигова отчислили. Хотели попросить съехать и из общежития. Стали искать, но не нашли.

- Вещи его остались в комнате, а сам он исчез, - говорит Конышева. - Воспитатели их перенесли в камеру хранения, но никакой странной символики или еще чего-то настораживающего не заметили. Он вообще был тихим парнем, ничем не выделялся особо. Знаете, некоторые в комнатах вешают себе плакаты или еще что-то, а этот - нет. Единственное, бороду носил и полы отказывался мыть. Говорил, вера не позволяет.

Именно она и завела молодого человека в террористическую ловушку. По одной из версий, Тутаева и Майсигова завербовали, когда они выходили из Новосибирской соборной мечети. По другой, Майсигова подсадил на радикальные идеи другой учащийся колледжа, который общался с ваххабитами по соцсетям. Как бы то ни было факт остается фактом: в 2015 парни по очереди выехали в Турцию. А уже оттуда добирались до логова боевиков.

Рамазан Тутаев первым погиб под обстрелом.

Рамазан Тутаев первым погиб под обстрелом.

В Сирии Тутаев был убит под обстрелом. Майсигов тяжело ранен.

- Когда узнали, что он там, с ним пытались связаться. Выходили на него старейшины их рода, которые имеют большой вес, его и мать звала домой, но повлиять на него никто не мог, - говорит Конышева.

В России на парней возбудили сразу три уголовных дела. Для Сибири статьи более чем редкие - "Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности", "Участие в деятельности террористической организации", "Участие в незаконном вооруженном формировании".

- По нашим сведениям, Майсигова после ранения выходили, но позже он был убит, - рассказал "КП" источник в силовых структурах.

А вот о студенте Новосибирского технического университета - Равиле Харакимове (фамилия изменена по просьбе оперативных работников - Прим. ред.) - данных пока нет. То ли жив, то ли тоже попал под пули.

- Он приехал в Новосибирск учиться из Казахстана, - рассказывает источник в правоохранительных органах. - На втором курсе бросил вуз. 29 ноября 2015 года выехал в Турцию. Знакомым говорил, что на отдых. На деле - в ИГИЛ.

Специалисты считают, что вербовка иногородних студентов происходит через соцсети, мечети и курсы арабского языка.

Специалисты считают, что вербовка иногородних студентов происходит через соцсети, мечети и курсы арабского языка.

Казалось бы, Сибирь далека от террористического логова. Коренные жители попасть под вербовку радикалов вряд ли могут. А вот приезжей молодежи нет-нет да промывают мозги.

- В основном вербуют через соцсети и мечети, а также курсы арабского языка, - считает Егор Захаров, специалист по Ближнему и Среднему Востоку. - Они идентифицируют себя как мусульмане и естественно им интересна своя религия. Хотят познать не через перевод, а в подлиннике. Идут на курсы. На них был завербован красноярец Дмитрий Соколов, чья жена Наида Асиялова устроила теракт в Волгограде. Студентка МГУ Варвара Караулова, которую также поймали на связях с террористами, была завербована через соцсети. Есть еще вариант вербовки через родственников. И все это преподносится, что "Ислам в опасности, мусульман угнетают", в общем, нагоняют жути.

Есть и денежный аспект. Приглашая молодежь к себе, террористы сулят гонорары. Правда, не все эксперты считают это главным аргументом.

- Главный рычаг - идеология. Многие едут туда умирать, они знают, что уже не вернутся, - считает Захаров (подробнее).

* Деятельность организации запрещена в России по решению Верховного суда РФ.