Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество3 апреля 2017 22:00

Наследство холодной войны

В Год гражданской обороны наши корреспонденты проверили готовность одного из тысяч убежищ
Убежище, может, и старое, но надежное - стальные двери и бетон уберегут даже от ядерной войны.

Убежище, может, и старое, но надежное - стальные двери и бетон уберегут даже от ядерной войны.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны. Одним из важных пунктов к этому событию стала проверка защитных сооружений, которая регулярно проводится в нашей стране. Вот и сотрудники Главного управления МЧС России по Свердловской области показали журналистам «КП» одно из таких объектов и рассказали, как там все устроено.

БЕЗ ЯДА, БЕЗ ПЫЛИ

Массовое строительство убежищ в Советском Союзе началось в разгар холодной войны в 50-е годы. В итоге на наших улицах, а точнее под ними, появились тайные комнаты. Они спрятаны под заводами и многоэтажками.

Кстати, строить дома в те времена начинали именно с создания убежища. Лишь когда заканчивалось строительство «спасительной коробки», уходящей глубоко в землю, приступали к возведению и гражданского жилища.

В одно из таких защитных сооружений нас и ведут сотрудники МЧС России. Если бы проводники не сказали, что перед нами убежище, легко можно было бы подумать, что это какой-то склад. На деле же в окружении девятиэтажек расположилось произведение защитной архитектуры.

- От ядерного взрыва точно защитит, - успокаивает нас начальник отдела гражданской защиты населения Ленинского района Екатеринбурга Федор Самодуров, снимая с железной двери навесной замок.

За порогом 30 ступенек, ведущих в подземный мир. Но входная дверь не шибко впечатляет - тонкая какая-то. «У меня в квартире и то надежнее», - уже собираюсь хмыкнуть я. Но упираюсь носом в еще одну. Толщина - 30 сантиметров стали! Такую можно и не запирать. Не у каждого хватит силенок даже распахнуть ее. Мы попадаем в крохотную комнатку.

А простой радиоприемник обеспечит связь с миром.

А простой радиоприемник обеспечит связь с миром.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Это и есть бункер?! - разочарованно интересуюсь я.

- Это только тамбур. Крути рычаг... Что, тяжело?

Тяжело... И вот мы внутри защитного сооружения.

- Когда фильтровентиляционная установка начнет работать - сможем дышать чистым воздухом, без яда, без пыли. Он пройдет через три огромных фильтра, полных очищающего реагента, и будет поступать сквозь вентиляционные решетки в остальные комнаты убежища, - рассказывает специалист по ГО Сергей Гричук.

УЮТ ПОДЗЕМНОГО БЫТА

Внутри мрачновато, но явно уютнее, чем на поверхности во время войны. Зеленые стены сразу успокаивают. Взгляд падает на книжную полку слева от входа. Ожидаю увидеть «Золотого теленка» или «Евгения Онегина». Ну чтобы спасшиеся люди могли отвлечься от тревожных мыслей. Но составитель этой мини-библиотеки рассудил иначе. «Оружие массового поражения», «О последствиях ядерного взрыва должен знать каждый» - вот чем мы будем развлекать друг друга, если (не дай бог, конечно) по-настоящему окажемся в защитном сооружении.

Чтобы разнообразить книжную полку, кладу на нее свежий номер «Комсомолки». Там и анекдоты, и Ерошка, и Милонов с жизнью ежей. Сразу появится позитивный настрой…

Справа стоит керосиновая лампа и вместительная коробка со свечами.

- Думаете, при вражеском ударе трансформатор прикажет долго жить? - осведомляюсь у своих проводников.

- Все случаи стараемся предусмотреть, - кивает Гричук. - Но жечь свечи и зажигать керосиновые лампы мы, скорее всего, не станем. У нас все-таки есть еще переносные аккумуляторы, от которых можно запитать лампы дежурного освещения. Раз в три месяца мы их на всякий случай заряжаем.

При ЧС коротать ночи придется на таких нарах.

При ЧС коротать ночи придется на таких нарах.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ТАКУЮ СПАЛЬНЮ МЫ КАЗАРМОЙ ЗОВЕМ

С удобствами в бункере полный порядок. Как в лучших заведениях Европы, здесь оказалось целых два туалета - с буковкой «М» на одном и буковкой «Ж» на другом.

- Ну а спать где будем? - предвкушаю я знакомство с царством Морфея.

- Пройдите сюда, - показывают мне.

Я смело переступаю порог, и энтузиазм мигом отчаливает. Длинное помещение заполнено двухэтажными нарами.

- Если народу наберется очень много, то полежать на них не удастся, - предупреждает Сергей Гричук. - Людям придется сидеть на нарах впритык друг к другу.

Но пока в убежище просторно. На прощание я желаю всем нам, чтобы в этих замечательных апартаментах всегда оставалось так же пустынно.

- Можно не волноваться, в случае необходимости места в убежище всем хватит! - резюмируют спасатели.

Наш корреспондент лично проверил качество библиотеки в бункере.

Наш корреспондент лично проверил качество библиотеки в бункере.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

КСТАТИ

По всей стране насчитывается свыше 60 тысяч защитных сооружений, которые находятся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности. Наибольшее количество убежищ является федеральной собственностью.