Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество23 января 2017 22:00

Снегоход ошибок не прощает

С начала года по всей стране погибли десятки людей из-за нарушения простых правил безопасности
При управлении железным конем главное - быть трезвым и не лихачить.

При управлении железным конем главное - быть трезвым и не лихачить.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА (КП-Ярославль)

Вечером 14 января в дачном домике на Зеленом острове напротив Саратова соседи отмечали праздник: взрослые поднимали бокалы, мальчишки-погодки играли тут же.

- А хотите, я вас на санях прокачу? - предложил глава семьи 51-летний Сергей Захаров (имя изменено - ред.).

- Да-а! - хором закричали дети и кинулись одеваться.

По льду в итоге поехали вчетвером: Сергей, его шестилетний сын Дима со своим другом Лешей и соседка Галина. То, что мотобуксировщик - не снегоход, никого не смутило. Хотя машина предназначена прежде всего для работ на огороде. Но прогулка продолжалась недолго... Сторожа турбазы услышали крики и кинулись на помощь.

- Когда они добрались, женщина уже не кричала, а еле хрипела, держась за край льдины, - рассказал Роман Сулейманов, начальник отдела безопасности на водных объектах ГУ МЧС России по Саратовской области. - Она оказалась единственной выжившей. Мужчина и дети утонули.

Буквально через сутки возле Зеленого острова произошла еще трагедия: на дно вместе со снегоходом ушел 75-летний мужчина, спешивший ночью на работу. Другая беда была неделей раньше: четверо рыбаков провалились на самодельном снегоболотоходе с большими колесами. Выбрались и спаслись только двое.

Подобных случаев - десятки по всей стране. В Казани четверо мужчин провалились на Волге под лед, катаясь на снегоходах. К счастью, всех удалось спасти. Но машины ушли на дно.

Самый свежий и, к сожалению, трагический случай - гибель туристов под лавиной в Хибинах. Несмотря на предупреждения об опасности, группа отправилась в горы на снегоходах. Трех человек накрыло лавиной. Двух спасти не удалось.

И все это несмотря на ежедневную профилактическую работу. Инспекторы ГИМС МЧС России совместно с представителями органов местного самоуправления и добровольцами патрулируют водоемы. Основная задача - предупредить людей о возможной опасности на водных объектах зимой. В каждом регионе спасателями определены места массового выхода людей на лед, которым уделяется особое внимание. Во время профилактических рейдов применяются беспилотные летательные аппараты, которые позволяют осуществлять мониторинг обстановки с воздуха. Еще одна из предупредительных мер - установка информационных стендов и знаков безопасности.

В МЧС уверены, что вода камень точит, а потому вновь и вновь напоминают о мерах безопасности.

Главные правила для обеспечения собственной безопасности

Роман Сулейманов объясняет, что большинство из этих трагических случаев можно было избежать, если бы те, кто сидел за рулем снегоходов, выполняли простейшие правила. Их мы сегодня и приведем.

1. Отправляясь на маршрут, нужно изучить рельеф местности, куда вы направляетесь. Уточните, есть ли по ходу маршрута туристические базы, зимовья, другие места, где бы вы могли укрыться в случае непогоды.

2. Если планируется дальняя поездка, необходимы средства связи, GPS-навигатор, желательно спутниковый телефон. При поездке в горы совсем нелишним будет лавинный маячок (бипер). Кроме того, возьмите с собой лопату, компас, спички, фонарик, комплект для оказания первой помощи.

3. Отправляясь в долговременную поездку, запаситесь необходимым количеством воды и пищи.

4. Техническое средство должно быть исправным. В зависимости от длительности и дальности совершаемых поездок снегоход должен быть обязательно укомплектован минимально необходимым набором инструментов, запасных частей и принадлежностей, которые могут понадобиться в пути или при аварийной ситуации. Запаситесь горючим.

5. Наличие соответствующей экипировки, термобелья. Снегоход - открытое транспортное средство, поэтому, отправляясь в поездку, следует одеваться в теплую и удобную, не стесняющую движений одежду, принимая во внимание, что добавочное охлаждение с учетом скорости снегохода и скорости ветра может вдвое и более превышать температуру окружающего воздуха. Проверьте весь свой комплект экипировки для экстремальной езды: шлем, штаны, перчатки, куртку, шарф, ботинки и очки. Всегда катайтесь в шлеме. Он не только защитит вас при падении со снегохода, но и выступит прекрасной защитой от ветра. Кроме того, в случае передвижения по лесу шлем станет прекрасным веткоотбойником. Также стоит обзавестись наколенниками, налокотниками и защитным щитком для груди. Обязательно применение защитных очков или лицевого щитка, который закрепляется на шлеме. Эти рекомендации относятся и к пассажиру.

6. Особенно внимательно нужно относиться к поездкам в условиях ограниченной видимости и в темноте. По возможности их лучше избегать.

7. Дальние поездки на снегоходе в одиночку опасны. В пути может быть израсходован весь запас топлива, случиться авария или повреждение снегохода. Дальние поездки следует совершать как минимум на двух машинах. Необходимо предупредить близких, куда вы направляетесь и когда планируете вернуться назад.

8. Не садитесь за руль снегохода в состоянии алкогольного опьянения.

9. Воздержитесь от путешествий по поверхности замерзших водоемов, даже если лед выглядит достаточно крепким. Если вы все же провалитесь под воду, активно работайте ногами, чтобы выбраться на поверхность, после чего откатитесь в сторону от пролома и не вставайте на ноги, пока не окажетесь на достаточном расстоянии от места провала снегохода.

Самое главное - наденьте спасательный жилет - это ваш дополнительный обогреватель и ваш большой шанс на спасение при попадании в полынью. Если окажетесь в воде, то сможете удержаться на поверхности, правильно оценить обстановку и подать сигнал бедствия. Иначе набухшая от воды одежда тянет на дно, и принимать меры для самоспасения очень трудно.

10. Если при подъеме на холм снегоход начинает сползать вниз или переворачиваться, направьте его вниз по склону, а если это по каким-либо причинам невозможно, «катапультируйтесь». Но обязательно в сторону вершины холма, чтобы катящийся кубарем вниз снегоход не прокатился по вам.

11. Всегда учитывайте уровень своих способностей. Не разгоняйтесь слишком быстро и не выполняйте трюки, в которых вы не уверены.

Роман Сулейманов. Фото: Пресс-служба МЧС России

Роман Сулейманов. Фото: Пресс-служба МЧС России

ЗНАЙ!

Основными причинами гибели и увечий являются:

- столкновение снегохода с деревьями, проводами, мостами и другими транспортными средствами;

- падение въехавшего в канаву снегохода на бок - при этом водитель оказывается зажатым под техникой;

- попадание снегохода в воду при катании на льду.