Премия Рунета-2020
Новосибирск
+6°
Boom metrics
Общество20 марта 2012 4:10

Новосибирский экскурсионный троллейбус выходит на новый маршрут

Теперь он будет охватывать и правый, и левый берега столицы Сибири [фото + история городских маршрутов]
Теперь экскурсионный троллейбус можно будет встретить не только на правом, но и на левом берегу Новосибирска.

Теперь экскурсионный троллейбус можно будет встретить не только на правом, но и на левом берегу Новосибирска.

Фото: Андрей ГРЕБНЕВ

Экскурсионный троллейбус существует в Новосибирске уже много лет, и все это время он ходил по 5-му маршруту. Это была удачная идея, ведь «пятерка» идет через большую часть Красного проспекта, и различных городских достопримечательностей по пути хоть отбавляй. Однако Красный проспект – это далеко не весь Новосибирск, и поэтому возникла идея изменить и расширить маршрут экскурсионного троллейбуса. Так появился проект «История города на колесах» - совместный замысел Управления пассажирских перевозок, Музея города Новосибирска и Музейного комплекса ГЭТ. «Пилотный» запуск состоялся в середине февраля, а теперь экскурсии на «сохатом» станут постоянными.

- Экскурсии на троллейбусе по новому маршруту вызвали интерес у новосибирцев, и с 25 марта они станут регулярными, - рассказали «Комсомолке» в Музее города Новосибирска. – Экскурсии будут проводиться по воскресеньям, а маршрут пройдет от Речного вокзала через центр города до площади Калинина. Затем, по улицам Дуси Ковальчук и Владимировской - на левый берег по Димитровскому мосту. Там троллейбус проедет по улицам Станиславского и Титова, через площадь и проспект Маркса. После чего по Коммунальному мосту экскурсия вернется на правый берег.

Поездка по огромному кольцу станет по-настоящему интересной, и охватит многие ключевые места нашего города. За окнами троллейбуса будут проплывать и старинные дома, и современные памятники, а экскурсовод будет рассказывать редкие факты, городские легенды, воспоминания старожилов. Кроме того, в салоне будут крутиться фильмы об истории Ново-Николаевска – Новосибирска.

Конкретно

Как попасть на экскурсию?

Исторические прогулки по Новосибирску на колесах будут проводиться по воскресеньям.

История вопроса

По каким маршрутам из прошлого проедет троллейбус?

История новосибирского электротранспорта сама по себе достойна отдельного рассказа – за почти 55 лет существования в нашем городе троллейбусного движения сменилось немало маршрутов, которые зачастую проходили в неожиданных для современного новосибирца местах. Поэтому нелишним будет вспомнить, какие троллейбусы ходили по тем местам, где теперь проедет их экскурсионный собрат. Заметим, что маршруты нередко менялись так кардинально, что с предыдущей схемой движения их роднил только номер. Поэтому троллейбусы №№ 6, 19 или 29 возникнут в нашем рассказе не раз. Итак…

Конец 1950-х - начало 1960-х годов. Троллейбусы МТБ-82, предположительно, следуют по маршруту № 1.

Конец 1950-х - начало 1960-х годов. Троллейбусы МТБ-82, предположительно, следуют по маршруту № 1.

Здесь в свое время ходил легендарный №1 - первый во всех смыслах троллейбусный маршрут в Новосибирске. С 1957 года он курсировал по маршруту «Ул. Мостовая (ныне - Автовокзал) - Аэропорт», затем его продлили до Речного вокзала.

Через «Речник» проходил не менее известный маршрут - № 28 «Станиславский жилмассив – ст. метро «Заельцовская».

Также, с Речного вокзала по Красному проспекту ходил троллейбус № 21 – он сворачивал на Фрунзе и ехал до сада Дзержинского.

А новосибирцы постарше помнят маршруты 1970-х годов № 18 «Автовокзал – ДК им. Кирова» и № 19 «Площадь Калинина – Бетонный завод», также ходившие по главной улице города.

1970-е годы. Троллейбус ЗиУ-682Б следует по маршруту № 5 через центр Новосибирска.

1970-е годы. Троллейбус ЗиУ-682Б следует по маршруту № 5 через центр Новосибирска.

Троллейбусную линию на улицах Дуси Ковальчук и Владимировской обслуживало немало интересных маршрутов. Например, № 9 «Ул. Учительская – ДК им. Кирова», в 2000-х годах ставший частью ныне существующего 24-го маршрута.

Или № 34, ходивший от ДК им. Кирова до Автовокзала по улицам Владимировской и Фабричной (контактная сеть на этой улице сейчас демонтирована).

Там же во время строительства метро одно время ходил троллейбус № 20 – тогда его маршрут пролегал от ДК им. Кирова до Волочаевского жилмассива – через Фабричную, Автовокзал улицу Восход и Бориса Богаткова. Впоследствии маршрут «двадцатки» менялся еще не раз...

А троллейбус № 16 курсировал по маршруту «ДК им. Кирова – ул. Лазурная» (по улицам Дуси Ковальчук, Нарымской, Гоголя, Фрунзе, Кошурникова, Богаткова и Доватора).

1970-е годы. Троолейбус ЗиУ-5, предположительно, по маршруту № 9, едет по улице Дуси Ковальчук от площади Калинина в сторону улицы Учительской.

1970-е годы. Троолейбус ЗиУ-5, предположительно, по маршруту № 9, едет по улице Дуси Ковальчук от площади Калинина в сторону улицы Учительской.

От ДК им. Кирова троллейбусы ходили и на левый берег – так, туда в начале 1980-х годов перевели упомянутый выше № 19, после изменения маршрута он стал ездить по Димитровскому мосту до завода Медпрепаратов.

С вокзала Новосибирск-Главный по «новому» мосту на троллейбусе № 6 в конце 1990-х - начале 2000-х годов можно было попасть на площадь Маркса, а на троллейбусе № 29 – доехать до Северо-Чемского жилмассива.

8 мая 1977 года. Троллейбус ЗиУ-5 везет новосибирцев по улице Советской по 6-му маршруту - с вокзала Новосибирск-Главный на Станиславский жилмассив.

8 мая 1977 года. Троллейбус ЗиУ-5 везет новосибирцев по улице Советской по 6-му маршруту - с вокзала Новосибирск-Главный на Станиславский жилмассив.

От вокзала Новосибирск-Главный до сада Кирова еще в конце 1950-х годов начал курсировать № 3, ставший первым троллейбусным маршрутом, связавшим правый и левый берега города. Кстати, гораздо позже «тройка» стала исключительно правобережным маршрутом («Сад Дзержинского - улица Лазурная»).

А № 6, о котором уже сказано выше, в 1970-1980-х годах ходил по совершенно другому маршруту (Вокзал Новосибирск-Главный – ул. Советская – Автовокзал – проспект Маркса – улица Титова – Станиславский жилмассив).

Был еще № 15, одной конечной которого был Волочаевский жилмассив, а второй – Бетонный завод.

Троллейбус № 28 (см. выше) всегда ходил по Коммунальному мосту, а № 29 – когда его конечной был Автовокзал. Таким образом, этот не единожды менявшийся маршрут успел в разное время поездить по обоим мостам через Обь.

А среди сугубо левобережных маршрутов можно вспомнить № 32 «Ул. Космическая – Бетонный завод», который ходил в Ленинском районе во время строительства метро.

1960-е - 1970-е годы. Троллейбус ЗиУ-5 маршрута № 15 отъезжает от остановки "Башня" в сторону Бетонного завода.

1960-е - 1970-е годы. Троллейбус ЗиУ-5 маршрута № 15 отъезжает от остановки "Башня" в сторону Бетонного завода.

Какие из отмененных троллейбусных маршрутов стоило бы вернуть на линии в современном Новосибирске? Ждем ваших комментариев!