Однажды новосибирский музыкант и продюсер Игорь Николаев (любит называть себя Колькиным, «чтобы не путали с усатым») затеял записать песню на стихи Владимира Маяковского на английском языке. Это такая утопическо-романтическая идея: продвигать творчество Владимира Владимировича на запад. Стихи были переведены и ждали своей очереди несколько лет. Пока Игорь не познакомился со студентом-нигерийцем Полем Ориоми (творческий псевдоним - Yomez) . Неделю назад они свели песню «А все-таки».
- Надеюсь, европейцы оценят, - смеется Игорь.
«Какой хип-хоп? Маяковского надо двигать!»
Музыкант пробовал записываться с русскими исполнителями, но качество их произношения всегда не устраивало. И тогда знакомый ди-джей Владимир Пискарев (Dj Pisk-&-Rev) сказал, что его знакомый нигериец хочет писать музыку. Игорь свое счастье не упустил и тут же позвонил Полю.
- Я рэп и хип-хоп люблю, - сказал студент.
- Какой хип-хоп? Маяковского надо продвигать! – Колькина просто распирало от эмоций. – Сейчас такие дела закрутятся! Ты станешь страшно популярным!
- Кто такой Маяковский?
- Ты чего, это футурист известный! Нас за границей узнают и рукоплескать будут! – убеждал Игорь всеми возможными способами.
Поль согласился, Колькин включил ему фонограмму – и студент начал читать текст. Потом сказал, что было интересно, проникся Маяковским. Первый куплет начитывался на русском (Андреем Калютой из группы «ЙОД»), второй – на английском. Это чтобы иностранцы могли понять, как текст может звучать по-русски. Со своим проектом музыканты выступили на фестивале, у Поля взяли интервью. Он теперь звезда, выступает с электронной группой «Nuclear Losь».
Школа жизни
В старших классах Игорь начал интересоваться так называемой экспериментальной поэзией, творчеством поэтов серебряного века. Писать сочинение на тему «Я и Пушкин» Колькин не мог в принципе, поскольку слушал песни Егора Летова по десять раз в день. И откровенно излагал в ученической тетрадке: «Про Пушкина написать не могу. Этот автор мне неинтересен». Писал про Летова или Маяковского. Популярно объяснял свои умозаключения и делал логические выводы. Словом, все как надо. Учительница литературы оказалась понимающей дамой и ставила четверку. Но все-таки заставила непослушного Колькина выучить отрывок из «Евгения Онегина» к экзамену по литературе.
- Сказала, что не сдам экзамен, пока «Онегина» не выучу, - рассказывает Игорь. – Вот так она кусочек Пушкина через меня пропустила.
В 1991 году музыкант закончил школу и поступил в профессиональное училище № 2 (сейчас - Новосибирский техникум металлургии и машиностроения им. А. И. Покрышкина). Начал осваивать профессию газоэлектросварщика. Любителю интеллектуальной поэзии учиться вместе с рабочими парнями было сложно, но в то же время очень весело. На Игоря сыпались постоянные вопросы по поводу смыслов его значков и фенечек. Однажды самый грозный студент Коля Кабанов, у которого все были построены и исправно платили денежные сборы, спросил Игоря:
- Почему ты не такой, как все? И какую музыку слушаешь?
- «Гражданская Оборона» - моя любимая группа! – смело ответил Колькин.
- Это и моя любимая группа! – растаял Кабанов. – Давай дружить!
Так началась крепкая мужская дружба длиной в три года.
«Пощечина общественному вкусу»
Для души Колькин запоем читал стихи Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Казалось, что от них уносит в какие-то другие измерения, открываются новые пространства. Позже, когда Игорь играл музыку, он вместе со своим другом Сергеем Душой начал делать импровизации – шумовые эксперименты. На такую музыку лучше всего ложились стихи Маяковского. Вместе с музыкой они обретали новые смыслы.
- Была у нас такая задача – донести стихи широкому кругу слушателей, - говорит Игорь. – Наверное, через музыку людям проще понять поэзию. Мелодия помогает стихам в душу «заползти».
2004-й год был посвящен записи, а в феврале 2005-го состоялась презентация. Альбом записали десять приглашенных музыкантов, которые играли на тромбоне, саксофоне, трех гитарах. В записи участвовали случайные прохожие, которые на диктофон зачитывали остросоциальные стихи. Собрать всех и отрепетировать концертную версию было просто нереально, поэтому оригинал решили оставить в виде аудиоспектакля «Пощечина общественному вкусу». В него вошли стихи Маяковского, Есенина, Хлебникова. А презентация в уже несуществующем сейчас клубе «888» прошла под фонограмму.
- Там был бешеный драйв, распитие коньяка из бутылки в форме распятия, фотосессии, сумасшедшая музыка, - вспоминает Колькин. – Актеры были марионетками, которыми руководили кукловоды.
Любители музыки начали активно скачивать альбом, и поэтому экспериментаторы решили продолжить свои творческие опыты. Второй альбом называется «Письмо», который, к сожалению, пока не закончен. Кроме альбомов, писались и отдельные шумовые опусы. Они никуда не выложены, потому что слушать их практически невозможно. Можно сказать, что это черновики.
- Материала много, но я пока отложил его в долгий ящик, – говорит Игорь. - Нужно отдышаться. Я пропустил весь материал через себя и долгое время не мог воспринимать реальность. Я жил этим. Просто безумие какое-то было!..
Поль Верлен – тоже музыкальный поэт
А в университете Игорь Колькин открыл для себя еще одного неизведанного поэта – Поля Верлена. Подумал, что такую замечательную поэзию тоже нужно непременно положить на музыку. Позвонил сестре своей жены Яне Балутиной – актрисе театра «Старый дом», которая знала французский язык. Потом Игорь познакомился со студентом-французом Алексеем Озерецковским. ( Его дед – русский эмигрант. Поэтому имя совсем нефранцузское). Студент и актриса прочитали тексты, знакомые ди-джеи Claim, Pisk-&-Rev группа Cora-band написали музыку, и в 2009 году российский лейбл Hit Cafe Music выпустил макси-сингл «Chanson d’automne».
Как-то на фестиваль французского кино в Новосибирске Игорь пришел не с пустыми руками. Он взял с собой 20 дисков и подарил французам.
- Глаза у них были по полтиннику, - смеется музыкант. – Было заметно, что слегка прибалдели от такого презента. Они все режиссеры – может, наша музыка будет звучать в каком-нибудь французском фильме.
Сейчас Игорь вместе с Игорем Уклеиным и Константином Нарыковым снимают кино о новосибирской рок-музыке. Это такой документально-философский фильм под рабочим названием «Куда приводит рок». Музыканты рассуждают об истоках своего творчества, о том, что дала им музыкаи чем пришлось пожертвовать ради нее. В фильме снялись Александр Чиркин (группа «Путти»), Андрей Калюта (группа «Йод»), Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»), Олег «Манагер» Судаков (группа «Родина») и многие другие. Осенью авторы хотят представить свою работу публике.
- Может, и на фестиваль какой-нибудь попадем, - с улыбкой мечтает Колькин. – Стараемся все делать максимально профессионально. Сейчас буду, наверное, только фильмом заниматься. А к песням вернусь – Маяковский еще просится на музыку.
Досье «КП»
Игорь Колькин. Продюсер, руководитель студии-лейбла «К-рекордз». Музыкант групп Cora-band, «Поющий плющ», «Т. Э. Ц.». Участник межрегиональных выставок современного искусства «Скорая помощь» и «Быдло». Последние реализованные проекты: CD «ШОРОХО» и трибьют Антона «Кузи» Полянского.
Игорь получил профессии газоэлектросварщика и маркетолога. А сейчас учится в Новосибирском государственном педагогическом университете на факультете журналистики. Работает журналистом на радио.