Премия Рунета-2020
Новосибирск
+1°
Boom metrics
Общество1 декабря 2010 10:20

Канадский чудо-агрегат топит снег новосибирских улиц

Новосибирским журналистам показали снегоплавильную машину [фото]

Новосибирск последние несколько дней ноября заносило метелями. Дорожники чистили снег круглые сутки напролет и с трудом справлялись с бедой. И вот на улицы столицы Сибири в помощь привычной горожанам снегоуборочной технике вышла чудо-машина. Она способна расплавить тонны снега за считаные минуты. Даже оператор пока сам не разобрался до конца со своим агрегатором и слегка побаивается, напичканной электроникой модели. Сегодня возле оперного театра новосибирским журналистам показали эту печь на колесах.

Снегоплавильная машина родом из Канады, она мобильна, пристегивается, как прицеп. Узнать ее на улицах можно не только по ярко-желтому цвету, но и по столбу пара, который поднимается вверх. Снег загружается в специальную емкость под названием танк (кстати, именно так англичане называли емкости для воды, это уже позднее так стали именовать бронированную военную технику), где плавится при температуре до +60 градусов, становясь водой. Раставливает снег специальная горелка, в нее подается смесь дизельного топлива с воздухом. Вода из танкера сливается в канализационную систему по сливным трубам. Внутри кабины машины - электронный пульт управления горелкой, компрессор для подачи воздуха и дизельный двигатель.

- Машина в управлении несложная, но под завязку напичкана электроникой, у нас даже нет специалистов, знакомых с ней, - признался Игорь Калугин, оператор снегоплавильной машины. - Приходится звонить в Минск, где с такой моделью уже работали, консультироваться. Хлопот с ней, конечно, много, потому что машина очень дорогая, за всеми узлами, агрегатами нужно тщательно следить. Я с ней пока даже на "Вы"обращаюсь...

Как рассказал Валерий Жарков, начальник главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска, эта снегоплавильная машина стала пока первой для столицы Сибири.

Здесь снег превращается в воду.

Здесь снег превращается в воду.

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

- Центральная часть города и окраины активно застраиваются, - подчеркнул Валерий Жарков. - И, к сожалению, все меньше остается мест, где можно расположить снегоотвалы. Поэтому возникла проблема с утилизацией снега. Наши специалисты ездили в Москву, рассмотрели их опыт. Там построено очень много стационарных плавильных камер, которые расположены на ТЭЦ, а полученную воду используют для генерации электроэнергии. Эта машина была закуплена в прошлом зимнем сезоне, но в ней после поставки обнаружился дефект, мы не смогли в прошлом году вывести ее на проектную мощность. Сейчас все дефекты устранили, на чистом белом снеге машина работает - около 120 кубометров в час расплавляет снежной массы. Это примерно 12 самосвалов. И расплавить такой объем на месте гораздо удобнее, чем вывозить эти объемы на снегоотвал за 25-30 километров.

Впрочем, как отметил наш собеседник, машина имеет и свои недостатки. Например, разработчики учли при ее конструировании бункер для фильтрации мусора, но не предполагали, что в снеге может содержаться песок или пескосоляная смесь. Поэтому сейчас машину продолжают усовершествовать совместно с разработчиками. А пока применяют ее только на площади Гарина-Михайловского и в других местах, где песко-соляной смеси в снеге практически нет.

Снегоплавильная машина обошлась городскому бюджету в 12 миллионов рублей, но в сравнении с вывозом снега на самосвалах - это выгодно. Поскольку в ближайшие годы снегоотвалы могут перебраться за городскую черту, по словам Валерия Жарков, то выгоднее в ближайшие годы приобретать снегоплавильные машины. Также в планах городских властей - строительство стационарных снегоплавильных установок. Правда, сколько потребуется вложений в строительство, пока неизвестно.

- Вывозить снег на расстояние 25-30 километров неэффективно, поэтому в перспективе рассматривается вопрос строительства двух стационарных снегоплавильных установок, - сообщил Валерий Жарков. - В качестве отопления будет использоваться газ, что намного дешевле, чем использовать дизельное топливо. Уже есть предложения по местам размещения - на улице Владимировской и на коллекторе реки Каменка в районе торгового комплекса "Сибирский молл". Пока планируем разработки стационарных установок, будем сравнивают их эффективность с мобильными.

Для сравнения: мобильная снегоплавильная машина расплавляет 120 кубометров снега в час, а стационарные смогут 500-600 кубометров в час, что составляет примерно объем 50-60 самосвалов.

Машина перерабатывает 120 кубометров снега в час (12 самосвалов).

Машина перерабатывает 120 кубометров снега в час (12 самосвалов).

Фото: Андрей КОПАЛОВ, Архив «КП»

ТТХ

Снегоплавильная машина марки "Trecan" (она же передвижная буксируемая установка для растапливания снега)

Габариты: длина - 7,7 метра, ширина - 2,59 метра, высота - 3,76 метра. Вес пустой машины: 8,636 тонны. Максимальная температура эксплуатации: - 30 градусов. Максимальная температура нагрева снега для растапливания: +60 градусов. Топливо: зимнее дизельное. Расход топлива при работе горелки: 325 литров в час. Максимальная производительность: зависит от температуры воздуха: 60 тонн в час при - 1 градусе; 55,02 - при - 18. Максимальная скорость движения на буксире: 25 километров в час при незаправленном баке, 8 км/ч с 3025 литрами топлива.