Премия Рунета-2020
Новосибирск
+14°
Boom metrics
Общество22 апреля 2010 22:00

Прямая линия с ректором Сибирского государственного университета путей сообщения Владимиром Дмитриевичем Верескуном

Где готовят квалифицированные инженерные кадры
Источник:kp.ru

Образовательная школа Сибирского государственного университета путей сообщения сегодня признана во всем мире. Здесь проходят обучение девушки и юноши не только из России, но также из Казахстана, Китая, Кореи, Японии. Благодаря тщательно подобранному составу высококлассных преподавателей, тесному контакту с Западно-Сибирской железной дорогой, они получают крепкие профессиональные знания. Сегодня в СГУПСе имеется свыше 100 лабораторий мирового уровня, где студенты проходят практику, в вузе до сих пор сохранился институт распределения выпускников: вместе с дипломом об окончании им выдается путевка на предприятие железнодорожного транспорта. Поэтому неслучайно к этому высшему учебному заведению приковано большое внимание выпускников школ и их родителей. На некоторые из интересующих их вопросов ответил в пресс-центре «Комсомольской правды» ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Владимир Дмитриевич Верескун.

- Меня зовут Ольга. Скажите, пожалуйста, на какие специальности у вас большой конкурс, а на какие поступить легче?

- Мы хотим большого конкурса на все специальности. Но в связи с демографическим спадом проблема недобора касается сегодня всех вузов. Я советую вам определиться самой: что ближе вашей душе – стать инженером, экономистом или юристом… И поступайте на тот факультет, на котором вам хочется учиться, а не на тот, на который легче поступить. Что касается вашего вопроса – как это ни удивительно, у нас примерно равный конкурс на всех специальностях. Чуть проще поступить на специальности инженерного железнодорожного направления. Но эта ситуация выправляется, и скоро и туда поступать будет нелегко. И еще советую сдавать физику в качестве ЕГЭ – тогда у вас будет широкий выбор специальностей, на которых можно учиться в нашем университете.

По поводу трудоустройства – на железнодорожных специальностях с правами молодого специалиста мы устраиваем на работу практически 100% выпускников, на специальностях экономического и гуманитарного профиля – от 60 до 75% выпускников. Например, в этом году у нас 14 апреля было распределение: процент распределения выпускников инженерных специальностей 93 – 100%, выпускников гуманитарно-экономического блока – 62 – 72%. По прошлому году только два или три выпускника гуманитарного блока испытывают сейчас проблемы с трудоустройством. То есть при условии хорошего образования трудоустроиться можно.

- Внук служит в железнодорожных войсках. Может ли он после службы перевестись к вам из другого непрофильного вуза? Тамара Михайловна.

- Перевестись, конечно, можно, но в таких случаях вопросы рассматриваются индивидуально.

- Сын разочаровался в профессии программиста. Можно ли ему перевестись к вам?

- В случае поступления на родственные специальности можно поступать без сдачи ЕГЭ. Но я всем бы порекомендовал изучать предметы и сдавать ЕГЭ. Это нужно в плане набора багажа знаний, творческого потенциала. Ведь те, кто сдавал ЕГЭ, лучше учатся. Но система тестов все же однобока. Бывает так: тесты ребята пишут хорошо, но хуже говорят и выражают свои мысли вслух.

- Скажите, пожалуйста, не легче ли поступить к вам отучившись в техникуме железнодорожного транспорта? У меня дочь оканчивает девятый класс.

- Техникум является нашим филиалом, поэтому можно пойти и туда. Затем лучшие учащиеся поступают в головной университет. Причем по сегодняшнему законодательству - без сдачи ЕГЭ, по формату, который предлагает вуз. Конечно, поступают к нам и девушки. Среди одаренных инженеров были и женщины, достаточно вспомнить Перовскую, Ковалевскую… При этом не исключен и карьерный рост.

Оплата по труду

Вопрос с сайта: - Мой муж работает на железной дороге уже больше 15 лет. Последние 10 лет требования на его работе очень высокие, а зарплата вот уже два года остается на прежнем уровне 10 000 – 15 000 руб. Кто же будет работать на таких условиях? Евгения.

- Вопрос не совсем по адресу. Все зависит от качества труда и уровня ответственности. Но хочу заметить: если бы заработная плата на железной дороге была очень низкой и не удовлетворяла бы потребности работников, то, очевидно, на железной дороге была бы большая текучесть кадров. Однако этого нет. И честно говоря, по ряду специальностей у нас возникают трудности по набору в аспирантуру, потому что стартовые условия, которые предлагает железная дорога, значительно лучше, чем условия работы в институте.

Вопрос с сайта: - Планируется ли повышение зарплаты преподавательскому составу? Отметят ли как-то преподавательский состав СГУПСа в Год учителя? П. Н. Бехтеев.

- Преподавательскому составу мы повышаем заработную плату каждый год. В настоящее время заработная плата наших преподавателей одна из самых высоких в городе, области и даже стране. Профессор, то есть преподаватель высшего квалификационного уровня, имеет базовую заработную плату свыше 29 000 руб. При этом у нас второй год работает система премирования, в результате чего средняя заработная плата наших преподавателей по университету – с учетом и ассистентских, и профессорских кадров - составляет почти 33 000 руб. Ну а если преподаватели активно участвуют еще и в каких-то проектах хоздоговорной науки, то тут зарплаты нередко превышают и 100 000 руб. Хочу подчеркнуть, что сейчас заработная плата очень дифференцирована, в том числе и среди преподавателей. Но если научные разработки работника востребованы производством и в самом университете, если человек активно работает в системе дополнительного или послевузовского образования, то есть повышения квалификации, можно зарабатывать очень прилично.

- Меня зовут Сергей. Хотелось бы узнать, смогу ли я после окончания вашего вуза устроиться на работу и на какую зарплату я могу рассчитывать?

- Я думаю, что, поступая в университет, в первую очередь нужно думать о знаниях и навыках, которые можно здесь приобрести. И от того, какие вы получите навыки и знания, насколько они будут прочными, будут зависеть и ваше трудоустройство, и ваша зарплата. Я могу привести некоторые примеры. Практически 100% выпускников специальности «мосты и тоннели» по окончании обучения в нашем университете получают место работы, причем предложение работодателей по зарплате начинается с 30 000 руб. в месяц. Я говорю о проектировщиках, специалистах по эксплуатации и сооружению мостов и тоннелей и т. д. Наши выпускники в настоящее время работают даже на командных должностях на строительстве олимпийских объектов в Сочи. То есть ваша судьба в ваших руках. В нашем вузе, в отличие от многих других высших учебных заведений, еще сохранилась процедура распределения. Мы очень серьезно занимаемся вопросами трудоустройства наших выпускников. Конечно, в связи с кризисом эти вопросы стоят более остро. Хотя на самом деле количество безработных и предложений работы в Новосибирске приблизительно равное, но не совпадают потребности в кадрах и специализация трудовых ресурсов: нужны инженеры, а люди хотят работать в сфере обслуги.

Какие возможности открывает вуз?

Вопрос с сайта: - Слышал, что у ваших студентов очень много возможностей. Как я понимаю, это называется социальным пакетом. Что в него входит? Антон Богер.

- Здесь имеет смысл говорить не только о социальной поддержке, которую университет оказывает студентам, но и вообще обо все программах, позволяющих студентам проявить и развить себя. Если говорить о социальной поддержке, то наши студенты на льготных условиях пользуются бассейном, спортивными сооружениями, медико-оздоровительной базой. У нас достаточно низкие цены в наших пунктах общественного питания и за общежитие. Конечно, в общежития попадают не все студенты, а только самые лучшие. Причем наши общежития являются одними из лучших в городе. Очень серьезно решаются вопросы организации отдыха студентов: совместно с Российским профсоюзом железнодорожников отдых лучших студентов мы организуем бесплатный или за минимальную плату на Черном море. Отдыхают студенты и на Алтае. Что касается поддержки научной и образовательной деятельности студентов, то здесь разработана система грантов. Студенты участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ. Призы в этих конкурсах достаточно солидные – это денежные суммы, выплата стипендий, компьютерная техника и многое другое. Студенты участвуют в конкурсе «Студенческий лидер» - имеют возможность предложить университету и производственным предприятиям свои проекты, которые университет старается претворять в жизнь. Есть культурно-досуговый центр, студенческая художественная самодеятельность представлена на очень высоком уровне. Работают внутреннее телевидение и радиоузел, выпускаются газеты. То есть жизнь в университете кипит.

Почаще заходите на наш сайт!

Вопрос с сайта: - Сын окончил Сибирский политехнический колледж в прошлом году. Собирается поступать в СГУПС. Надо ли ему при поступлении сдавать ЕГЭ или можно поступить каким-то другим образом? Куда и в какое время лучше подойти за консультацией? Елена Анатольевна Морозова.

В. В.: - Если ваш сын будет поступать на родственную специальность, то сдавать ЕГЭ не нужно. Все эти вопросы в индивидуальном порядке решаются в приемной комиссии. Можно зайти на наш сайт http://www.stu.ru/, где есть все контакты и ответы на всевозможные вопросы. Могу дать еще телефон приемной комиссии 328-05-85.

О наборе и конкурсе

Вопрос с сайта: - Открываете ли вы в этом году какие-либо новые направления и специальности? Какое количество абитуриентов прогнозируете? Эдуард Горобец.

В. В.: - На сегодняшний день в университете имеются 27 специальностей. В прошлом году мы открыли новую специальность «логистика и управление цепями поставок». В этом году открывать новые специальности не планируем - в связи с реформой высшей школы нужно со старыми разобраться. Например, вопрос бакалавриата, магистратуры, специалитета до сих пор не решен окончательно: и рабочих программ нет, и решения принимаются половинчатые. Кстати, и сам список специальностей изменяется. А по поводу прогнозируемого количества абитуриентов – я думаю, что мы осуществим 100% бюджетного набора, в отношении же внебюджета ожидаем снижение, но не критичное. Мы надеемся, что авторитет нашего вуза среди абитуриентов достаточно высок.

- Меня зовут Анна. Готовите ли вы специалистов конкретно по заказу железной дороги?

В. В.: - Да, мы готовим таких специалистов – по инженерным специальностям это 70% набора. Я имею в виду такие специальности, как «путь и путевое хозяйство», «строительно-дорожные машины», «управление процессами перевозок» и многие другие. Подробная информация об этом имеется на нашем сайте. Конкурс на эти специальности большой, но поступить можно. Стоимость обучения на инженерных специальностях порядка 60 000 руб. в год, на гуманитарно-экономических – до 90 000 руб. в год.

Упор на производственную практику

Вопрос с сайта: - Есть ли в университете специально оборудованные классы для практики? Насколько новое, современное оборудование используется в этих классах? По окончании вуза принимают ли ваших выпускников на железную дорогу в качестве руководителей или нужно начинать с низов? Дмитрий.

В. В.: - У нас есть специально оборудованные классы для практики, лаборатории. Имеются даже железнодорожный и геодезический полигоны, где студенты получают практические навыки. Оборудование на них самое современное. За последние 5 лет в университете создано и модернизировано более 100 учебно-научных лабораторий. Сейчас мы запускаем лабораторию автомобильного дела – там есть современный мотор-тестер, нагрузочные стенды - такого уровня оборудования в Новосибирске найти трудно. По железнодорожным специальностям у нас работают виртуальные лаборатории, которые полностью имитируют современное состояние железных дорог и даже идут вперед, основываясь на наших научных разработках. Сейчас мы выпустили альбом с лабораторной базой нашего университета – думаю, что он будет размещен на нашем сайте, и можно будет посмотреть и оценить, какое в нашем университете оборудование.

О наших традициях

В.В. - А по поводу руководящих должностей – понимаете, вуз готовит руководителей на перспективу. Руководителями становятся в основном после работы на производстве. Мой совет – начинать с «низов», потому что нельзя руководить людьми, не зная особенности их труда. Обычно выпускники, стараясь облегчить себе жизнь на стартовом этапе, стремятся после окончания вуза остаться в крупном городе, найти себе теплое место, чтобы не работать на железной дороге под открытым небом. И как показывает опыт, они и на всю жизнь остаются на этом теплом месте. А те, кто начинает карьеру «с низов», работает в области на железной дороге, очень быстро не только догоняют своих бывших сокурсников, но и перегоняют их в карьерном росте. Все руководители, работающие сейчас на железной дороге: и начальник дороги, и президент компании, и вице-президент – начинали «с низов». На железной дороге вообще-то существуют определенные кадровые традиции: там обычно не перескакивают через ступени. И это определяет и стиль, и качество руководства. Мой путь как руководителя в сфере высшего образования тоже начинался с самых «низов». Поскольку я получал железнодорожное образование, требующее наличия рабочей профессии, то начинал работать слесарем на вагоноремонтном заводе и имею 3-й разряд. После этого работал помощником машиниста. После окончания университета стал работать в университете – опять же с самых «низов»: инженер – ассистент – доцент – научный сотрудник – проректор – ректор. Так что я прошел все ступени.

О любви к девушкам и спортсменам

- Меня зовут Ольга Ивановна. В этом году мой внук оканчивает 11-й класс. Я бы хотела узнать, какие у вас вступительные экзамены, сколько стоит обучение за год и как у вас в университете относятся к спортсменам. Мой внук – вратарь в хоккее с мячом. Будет ли у него возможность продолжать заниматься спортом, когда он будет учиться? Не повлияет ли это на его учебу, и приветствуются ли в вашем вузе занятия спортом?

В. В.: - Про экзамены: математика и русский язык – обязательно, далее на инженерные специальности – физика, а на специальности гуманитарно-экономического блока – обществознание, иностранный язык, биология, информатика, в зависимости от специальности. Подробную информацию об этом можно найти на нашем сайте. Что касается отношения к спортсменам – мы их очень любим, считаем, что если человек достигает хороших результатов в спорте, то он может достичь их и в учебе. Поэтому никаких препятствий в занятиях спортом у вашего внука не будет, главное – чтобы спорт не становился препятствием в его учебе.

Вопрос с сайта: - Поступают ли к вам девушки и на какие специальности? Легко ли им поступить и трудно ли учиться? Ольга Березина.

В. В.: - Девушки поступают к нам на все специальности, хотя на некоторых специальностях девушек больше, на некоторых – меньше. А поступать трудно всем и всюду. Учиться тоже трудно – если на самом деле учиться и получать знания. Поэтому настраивайтесь на серьезный, регулярный, творческий труд - тогда и поступите, и получите хорошее образование. Я хотел бы обратиться к будущим абитуриентам и студентам: знания и умение их добывать, наверное, самая важная характеристика, позволяющая достичь в жизни успеха. Нужно понимать, что, если вы хотите достичь в жизни каких-то высот, учиться придется все время. Причем самому. Преподаватель, учитель сможет только вдохновить вас на этот труд, рассказать, показать, но он не сможет вложить знания в вашу голову – это вы должны сделать сами.

В стране не хватает инженеров и хороших преподавателей

- Как вы считаете, почему сегодня не хватает хороших инженеров? И не интересовались ли вы опытом подготовки инженеров в Китае, где произошел значительный экономический рывок?

В. В.: - А когда хороших инженеров хватало в нашей стране? Если вспомнить историю, гражданских инженеров в России не хватало всегда. Мы были, скажем так, не в очень дружелюбном окружении, поэтому основные инженерные кадры, основной мозговой потенциал был направлен на повышение обороноспособности нашей страны. В советские времена продукция гражданского назначения – товары широкого потребления - производились на дополнительном производстве предприятий, выпускающих оборонный продукт. Естественно, в связи с этим гражданский инженер ценился не очень высоко. Сейчас перед нами стоит задача – переломить эту ситуацию. С одной стороны, к этому много препятствий, а с другой – есть серьезный административный ресурс, поддерживающий это направление. Нужно понимать, что создать инженерный потенциал – дело не одного и не двух лет. Это работа, требующая очень серьезных вложений, которая должна быть просчитана на десятилетия. Причем сейчас мы уже должны отказаться от политики догонять тех, кто ушел вперед, - нужно импортировать технологии, а самим идти дальше, создавать потенциал будущего – через шаг. Это очень трудно, но мы стараемся. Китайским опытом мы интересуемся – кстати, они тоже очень интересуются нашим опытом. Но нужно учесть, что в промышленность Китая вложил деньги весь мир - все производство из стран Америки и Европы перенесли в Китай, поскольку оно там дешевле. Поэтому здесь совершенно разные подходы, и сравнивать нас с Китаем не надо. Мы должны развивать свою страну совершенно в иных направлениях. Хотя, конечно, у китайцев можно поучиться развивать собственные технологии на основе импортируемых. И мы этому учимся.

Хочу сказать, что у нас в университете каждую неделю в субботу с 10.00 до 14.00 проводятся дни открытых дверей в приемной комиссии. Приходите, посмотрите вуз, оцените наши возможности в предоставлении образования.

Вопрос с сайта: - Есть ли при вашем университете аспирантура? Сергей Захаров.

В. В.: - Да, конечно. Аспирантура имеется при каждом университете. У нас аспирантура есть практически по всем специальностям, по которым мы готовим специалистов. Вопрос поступления в аспирантуру, карьеры преподавателя, ученого – один из самых серьезных вопросов, может быть, даже серьезнее, чем вопрос нехватки инженерных кадров. Преподавательских кадров не хватает катастрофически. Если не воспитывать молодые научные кадры, мы скоро можем прийти к тому, что у нас будет некому учить инженеров. Это сложный вопрос для всей высшей школы. Средний возраст преподавательского, особенно профессорского, состава зашкаливает далеко за 50 лет, в некоторых случаях – даже за 60, и мы понимаем, что активно работать этим людям осталось не много времени. Чтобы достичь высоких результатов в научной работе, нужно пройти очень тяжелый, тернистый путь, который начинается с очень низкой стартовой заработной платы. Мы стараемся помочь нашим молодым преподавателям – стартовая заработная плата у нас все-таки не ниже 15 000 руб. Кроме того, существует система грантов, поддержки научных исследований, но работать преподавателям, начинающим исследователям приходится много, практически постоянно. И надо сказать сразу, не все могут так работать. Не каждый может стать великим ученым. Но попробовать стоит.

Поезда – самый безопасный вид транспорта

- Меня зовут Владимир. Я хотел бы узнать, учитываете ли вы при подготовке специалистов то, что ваша отрасль регулярно подвергается террористическим акциям. Это доказывают последние трагические события в Невском экспрессе, московском метро. Может, вы проводите какие-то дополнительные курсы по противодействию возможным террористическим актам, чтобы выпускники могла предотвратить подобные преступления?

В. В.: - Если говорить о ликвидации последствий таких трагических случаев – у нас в вузе есть целое направление, связанное с перевозками опасных грузов, безопасностью передвижения поездов. Это один из самых главных вопросов на железной дороге – безопасность движения, и ему уделяется очень большое внимание. А вопросами предотвращения террористических актов занимаются совершенно другие органы – не инженерные кадры. Другое дело, что в рамках обеспечения безопасности движения железная дорога разрабатывает систему мер по контролю, мониторингу и предотвращению таких случаев. Сейчас принят Закон о транспортной безопасности. Российские железные дороги разрабатывают систему защиты и мониторинга, повышающую безопасность железных дорог, то есть над этим вопросом работают. Хотя на самом деле железные дороги – это самый безопасный вид транспорта по сравнению с другими.