Кыргызстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Спорт8 февраля 2007 22:00

Нематжан Закиров: Я играл в одной команде с Христо Стоичковым

В нашей стране футболистов, игравших в европейских командах, можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из таких кыргызстанцев – нынешний тренер национальной сборной КР и кантского «Абдыш-Аты» Нематжан Закиров. В 90-е он защищал цвета благоевградского «Пирина», клуба высшего дивизиона чемпионата Болгарии. Более того, нашему соотечественнику приходилось выходить на поле со звездами, которые в 1994 году в составе сборной Болгарии дошли до полуфинала чемпионата мира!
Источник:kp.kg

В нашей стране футболистов, игравших в европейских командах, можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из таких кыргызстанцев – нынешний тренер национальной сборной КР и кантского «Абдыш-Аты» Нематжан Закиров. В 90-е он защищал цвета благоевградского «Пирина», клуба высшего дивизиона чемпионата Болгарии. Более того, нашему соотечественнику приходилось выходить на поле со звездами, которые в 1994 году в составе сборной Болгарии дошли до полуфинала чемпионата мира!

В московское «Торпедо» не пустили

- Сам я из Кочкор-Аты, там начинал заниматься футболом, - рассказывает Закиров. - В 1979 году я был приглашен в «Алгу». В команде отыграл до 1985 года, когда вдруг пришло приглашение из московского «Торпедо». Месяц был на межсезонных сборах в Адлере. Тогда у нас состоялся разговор с Валентином Кузьмичем Ивановым, который сказал, что готов зачислить меня в команду, но из «Алги» постоянно звонят, жалуются, требуют вернуть Закирова, поэтому во Фрунзе надо взять «открепление» от прежнего клуба. Молодой я был, никто не подсказал, что из второй лиги в высшую можно переходить без этого самого открепления. Я написал заявление, а мне по нему – резолюцию, что за пределы республики я не имею права уезжать работать. По идее, я мог бы его прямо там порвать и просто уехать, потому что юридической силы оно не имело. Но я-то этого не знал! Обиделся на руководство «Алги» (кто ж отказался бы от шанса поиграть в высшей лиге чемпионата СССР?) – и уехал домой. Через месяц получил приглашение из «Алая». Там провел два сезона – 1985-1986 годы. Потом было приглашение из Андижана, оттуда приезжали люди с ключами от трехкомнатной квартиры. Но меня и туда не пускали. В «Алге» тогда был начальником Алмаз Чокморов, который меня неоднократно звал. И в 87-м я вернулся во Фрунзе, потому что чувствовал - уровень «Алая» не дает мне расти.

А в 1992 году Руслан Аджиев привез мне из Болгарии приглашение. Тренеру клуба высшего дивизиона «Пирин» (Благоевград) он меня настоятельно рекомендовал. Вторую половину сезона-92 и весь 1993 год я провел в «Пирине». Потом я перешел в «Кюстендил», который выступал в группе В, по-нашему – вторая лига. Но деньги у клуба были, и в течение двух лет мы дошли до высшего дивизиона, где дважды занимали 8 место. Интересно, что, например, на фоне того, что происходило в бывшем СССР, в болгарском футболе после падения соцлагеря никакого кризиса не было.

Видел Христо в действии…

- Говорят, вы выходили на поле с самим Стоичковым…

- Да, когда в 1994 году «Барселона» с Христо Стоичковым выиграла чемпионат Испании, он приехал в Софию и организовал шоу-матч «всех звезд». В одной команде были болгарские футболисты, играющие в национальном чемпионате, в другой – легионеры и тогдашние болгарские звезды, блиставшие в европейских клубах. Я был включен во вторую команду, где, помимо самого Стоичкова, собрались Эмил Костадинов, Красимир Балаков, Здравко Здравков. Христо играл левого полузащитника, я – на его фланге в защите.

- Понятно, что вы провели вместе на поле всего 90 минут, но какие впечатления?

- Это был шоу-матч, никто не рвал жилы, но класс игрока виден даже в таких играх. По телевизору наблюдать за игрой по-настоящему выдающихся футболистов - это одно, а находиться с ними на поле – совсем другое. Христо – это мировой мастер. Первый раз вживую увидел, как человек делает с одного шага точную передачу на 60 метров! Дальние удары в его исполнении также поразили. А матч закончился с крупным счетом 5:5.

- Как же из Болгарии вас занесло в Казахстан?

- В 1997 году я приехал погостить в Бишкек. Здесь встретил Бориса Подкорытова, который настойчиво звал в «Астану». Обещали, как говорится, золотые горы. И я зачем-то совершил этот переход. Хотя потом обещанного так и не дождался. В «Астане» провел один сезон и перебрался в Талдыкурган, в «Жетысу». А в 2000-м приехал в СКА-ПВО.

Тренером я становиться не думал

- Вернулись в Бишкек, и сразу – тренером?

- Нет, я вообще о тренерской деятельности не помышлял. Но затем у тогдашнего тренера армейцев Александра Ивановича Шумейко возникли проблемы со здоровьем, и мне, как самому опытному в составе, предложили поработать на время играющим тренером. Я не стал отказываться. Но получилось, как будто я Александра Ивановича подсидел, он на меня до сих пор почему-то обижается. Тренером я быть не собирался, думал, что еще играть буду. И первое время совмещал, и тренировки вел, и на поле выходил. Но потом с ребятами был серьезный разговор, говорят, давай, мол, сконцентрируйся на тренерстве. Тогда СКА несколько лет уже выигрывал кубок, а вот в борьбе за чемпионство нас постоянно обходило столичное «Динамо». Поэтому надо было выбирать.

- Половину прошлого сезона вы провели в Германии на тренерских курсах. Возвращались в Бишкек, когда вашей бывшей команды СКА-ПВО уже не существовало. Приглашение возглавить «Абдыш-Ату» было неожиданным?

- В команду тогда перешли несколько бывших армейцев. Я с ребятами созванивался, держал связь с Германией. Мне говорили, что идет слух о том, что меня хотят видеть в Канте. Но тогда у меня за несколько месяцев, проведенных на курсах, накопилась такая усталость, что хотелось по приезде взять семью и уехать куда-нибудь на отдых на месяц. Но когда приехал, на следующий день мне позвонили из Канта и сделали предложение. Как раз шла подготовка ко второму этапу чемпионата, поэтому мой отпуск ограничился неделей.

- До вас пост главного тренера клуба занимал Александр Калашников, проведший свои лучшие сезоны в московских «Спартаке» и «Локомотиве». Затем вы работали в одной связке. Вы – два ярко выраженных лидера. Нетрудно было работать вместе?

- Нет. Калашников – очень дисциплинированный тренер, у него на тренировках все четко. Всегда поинтересуется, чем может помочь. Так что никаких проблем не было, четкое взаимопонимание.

- Вы также являетесь тренером национальной сборной Кыргызстана. На этот год у вас есть какие-либо планы?

- Честно говоря, не знаю. Ничего неизвестно. Если будут матчи, будем продолжать «обкатывать» нашу молодежь. Ей сейчас как воздух необходим опыт международных встреч. Мне очень жаль, что наша Федерация футбола отказалась от игр олимпийской сборной против Иордании. Советбек Абдышевич Сакебаев, президент «Абдыш-Аты», когда узнал, про этот отказ от отборочного турнира Олимпиады, сразу сказал, что профинансирует поездку в Иорданию. Но на это предложение федерация, увы, не отреагировала. Как же можно поднять такими темпами футбол? Сказали, что якобы из-за погоды не сможем провести игры. Но в 2003 году играли ведь в это время с Пакистаном!

А вот еще был случай

Кыргызстанец сыграл за команду Мишеля Платини

Это произошло в 2003 году на конгрессе ФИФА в столице Катара Дохе. После официальных мероприятий футбольные функционеры решили погонять мяч – чиновники ФИФА против представителей Федерации футбола Катара. Занимавший тогда пост исполнительного секретаря Федерации футбола Кыргызстана Павел Лузанов (ныне работает в офисе Азиатской Футбольной Конфедерации) вышел на поле левым полузащитником в составе сборной ФИФА. В ней же на острие атаки был нынешний президент УЕФА, легенда мирового футбола Мишель Платини.

- Было заметно, что Платини в последние годы выходил на поле крайне редко. И о его оставшейся в прошлом блестящей карьере футболиста напоминала разве что лишь знаменитая шевелюра, - рассказал корреспонденту «КП» Павел Лузанов.

Отметим, что хозяева поля, катарцы, выиграли со счетом 4:1.